|
От
|
gull
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
12.05.2016 19:39:13
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот; ВВС;
|
|
Об эффективности минных постановок Королевских ВВС Великобритании 1940-1945 гг.
Добрый день,
Ниже приведены результаты моей попытки оценить эффективность усилий, затраченных Королевскими ВВС Великобритании на постановку авиационных минных заграждений в нанесении ущерба вражескому судоходству в сравнении с действиями ударных самолетов по кораблям и судам море. Предметом анализа были действия Королевских ВВС с территории метрополии против судоходства и флота противника в северо-восточной Атлантике, Северном и Балтийском морях, Бискайском заливе. При сравнении учитывался только прямой урон, нанесенный противнику, выраженный в количестве и тоннаже потопленных и поврежденных кораблей и судов. Косвенный ущерб, понесенный противником в результате изменения режима судоходства, необходимости выделения сил и средств на организацию ПВО и ПМО и т.п. не рассматривался.
Минные постановки Королевских ВВС в домашних водах
Период Вылеты Поставлено Потеряно Уровень потерь Поражено кораблей и судов
мин с-тов (кол-во потерь/ (кол-во и тоннаж)
кол-во вылетов) Потоплено Повреждено
апр-дек 1940 1 570 1 174 48 3,06% 86/ 82 983 10/ 17 070
1941 1 726 1 405 60 3,48% 56/ 53 947 12/ 19 976
1942 4 907 9 721 173 3,53% 187/197 605 +2 ПЛ 32/145 625
1943 5 341 13 801 157 2,94% 143/103 456 +1 ПЛ 23/ 55 649 +1 ПЛ
1944 5 274 17 500 93 1,76% 201/120 036 +7 ПЛ 80/141 205 +6 ПЛ
1945 1 007 4 582 23 2,28% 82/157 234 +4 ПЛ 38/109 898 +3 ПЛ
Итого 19 825 48 183 554 2,79% 755/715 261+14 ПЛ 195/489 423+10 ПЛ
1) В этой и последующих таблицах в графу “Потеряно самолетов” включены все потери, понесенные
при выполнении боевых вылетов, включая невернувшиеся самолеты, разбитые в авариях и катастрофах,
совершившие посадки на территории нейтральных стран, а также списанные после возвращения из
вылета ввиду нецелесообразности ремонта.
2) В графе “Повреждено” учтены только те корабли и суда, которые в результате полученных
повреждений требовали вывода из эксплуатации для проведения ремонта.
3) Количество пораженных кораблей и судов равно сумме потопленных и поврежденных.
4) Для торговых и вспомогательных судов приведен брутто-регистровый тоннаж, для боевых кораблей -
ориентировочное стандартное водоизмещение. Водоизмещение подводных лодок не учтено.
Во всех случаях тоннаж приведен таким, как он указан в перечнях потопленных и поврежденных
кораблей и судов, составленных Адмиралтейством. Несмотря на наличие очевидных неточностей
исправления не делались. Задача этой графы - дать ориентировочное представление о размере
пораженных целей.
Эффективность минных постановок в расчете на 1 мину
Период Кол-во мин на одно Тоннаж на 1 мину
потопл. поражен. потопл. поражен.
апр-дек 1940 13,7 12,2 70,7 85,2
1941 25,1 20,7 38,4 52,6
1942 51,4 44,0 20,3 35,3
1943 95,8 82,1 7,5 11,5
1944 84,1 59,5 6,9 14,9
янв-апр 1945 53,3 36,1 34,3 58,3
Итого 62,7 49,5 14,8 25,0
Сравнивать эффективность минных постановок будем с результатами действий ударных самолетов Берегового Командования Королевских ВВС по уничтожению кораблей и судов противника. В приведенной ниже таблице к противокорабельным вылетам отнесены все вылеты самолетов Берегового Командования для ударов по вражеским кораблям и судам, разведывательно-ударные вылеты, вылеты на поиск и удары по судам-блокадопрорывателям, на противокорабельное и противокатерное патрулирование и т.п. Вполне очевидно, что круг задач, решаемый самолетами Берегового Командования в этих вылетах был несколько шире, чем только уничтожение вражеских кораблей и судов, и включал в себя, в том числе, защиту собственного судоходства, обеспечение действий своих надводных сил и т.п. Этот момент следует учитывать при анализе достигнутых ими результатов. Впрочем, в существенной мере это замечание справедливо и по отношению к минным постановкам - далеко не всегда выбор районов постановок определялся исходя из условия нанесения наибольшего ущерба вражескому судоходству. Так, например, широкомасштабные минные постановки на подходах к базам немецких подводных лодок в Бискайском заливе в 1943-1944-м производились для затруднения условий развертывания подводных лодок в интересах Битвы за Атлантику и принесли очень скромные результаты в отношении количества и тоннажа пораженных целей просто в силу низкой интенсивности судоходного траффика через загражденные районы.
Поскольку нас интересует эффективность собственно противокорабельных вылетов, приведенное в таблице количество потопленных и поврежденных кораблей и судов включает только те корабли и суда, которые были поражены самолетами Берегового Командования при выполнении вылетов этого назначения. Корабли и суда, пораженные самолетами, выполнявшими вылеты на противолодочное патрулирование и выполнение других задач, не относящихся к противокорабельным, не учтены.
При рассмотрении абсолютных цифр следует иметь ввиду, что Береговое Командование являлось хотя и основным, но не единственным инструментом Королевских ВВС для нанесения ударов по кораблям и судам в море. В первые годы войны к решению этой задачи активно привлекалось Бомбардировочное Командование, начиная с 1942-го эстафету подхватило Истребительное Командование, а затем и 2-е Тактические ВВС. Поэтому приведенные ниже цифры отражают только часть противокорабельных усилий Королевских ВВС.
Результаты противокорабельных вылетов Берегового Командования
Период Вылеты Атаки Потеряно Уровень потерь Поражено кораблей и судов
с-тов (кол-во потерь/ (кол-во и тоннаж)
кол-во вылетов) Потоплено Повреждено
апр-дек 1940 4 581 561 158 3,45% 6/ 5 561 14/ 47 662
1941 5 435 669 168 3,09% 28/ 51 965 20/ 84 367
1942 5 173 686 164 3,17% 26/ 55 424 20/ 82 112
1943 4 761 616 102 2,14% 30/ 84 100 5/ 27 118
1944 11 718 3 056 171 1,46% 157/178 978 37/122 291
1945 5 578 1 286 107 1,92% 100/129 342 +5 ПЛ 36/144 937 +1 ПЛ
Итого 37 246 6 874 870 2,34% 347/505 370 +5 ПЛ 132/508 487 +1 ПЛ
1) Количества противокорабельных боевых вылетов и соответствующих потерь Берегового
Командования за 1943-1944 годы представляются незначительно заниженными.
2) В число 100 кораблей и судов, потопленных в 1945 году включены 20 сверхмалых подводных
лодок и 3 взрывающихся катера.
Эффективность по отношению к затраченным усилиям:
Период Кол-во вылетов Кол-во вылетов
на 1 потопленную цель на 1 пораженную цель
Мины Удары Коэффициент Мины Удары Коэффициент
эффективности эффективности
апр-дек 1940 18,3 763,5 41,8 16,4 229,1 14,0
1941 30,8 194,1 6,3 25,4 113,2 4,5
1942 26,0 199,0 7,7 22,2 112,5 5,1
1943 37,1 158,7 4,3 31,8 136,0 4,3
1944 25,4 74,6 2,9 17,9 60,4 3,4
1945 11,7 53,1 4,5 7,9 39,3 5,0
За весь период 25,8 105,8 4,1 20,4 76,8 3,8
В этой и последующих таблицах “Коэффициент эффективности” показывает во сколько раз
минные постановки оказались эффективнее противокорабельных действий Берегового
Командования при сравнении по выбранному критерию.
Период Количество на 1 вылет Количество на 1 вылет
Потопленного тоннажа Пораженного тоннажа
Мины Удары Коэффициент Мины Удары Коэффициент
эффективности эффективности
апр-дек 1940 52,9 1,2 43,5 63,7 11,6 5,5
1941 31,3 9,6 3,3 42,8 25,1 1,7
1942 40,3 10,7 3,8 69,9 26,6 2,6
1943 19,4 17,7 1,1 29,8 23,4 1,3
1944 22,8 15,3 1,5 49,5 25,7 1,9
1945 156,1 23,2 6,7 265,3 49,2 5,4
За весь период 36,1 13,6 2,7 60,8 27,2 2,2
Эффективность по отношению к понесенным потерям:
Период Потеряно самолетов Потеряно самолетов
на 1 потопленную цель на 1 пораженную цель
Мины Удары Коэффициент Мины Удары Коэффициент
эффективности эффективности
апр-дек 1940 0,6 26,3 47,2 0,5 7,9 15,8
1941 1,1 6,0 5,6 0,9 3,5 4,0
1942 0,9 6,3 6,9 0,8 3,6 4,6
1943 1,1 3,4 3,1 0,9 2,9 3,1
1944 0,4 1,1 2,4 0,3 0,9 2,8
1945 0,3 1,0 3,8 0,2 0,8 4,2
За весь период 0,7 2,5 3,4 0,6 1,8 3,2
Период Количество на 1 потерянный самолет
Потопленного тоннажа Пораженного тоннажа
Мины Удары Коэффициент Мины Удары Коэффициент
эффективности эффективности
апр-дек 1940 1 729 35 49,1 2 084 337 6,2
1941 899 309 2,9 1 232 812 1,5
1942 1 142 338 3,4 1 984 839 2,4
1943 659 825 0,8 1 013 1 090 0,9
1944 1 291 1 047 1,2 2 809 1 762 1,6
1945 6 836 1 209 5,7 11 614 2 563 4,5
За весь период 1 291 581 2,2 2 175 1 165 1,9
Здесь с добавлением некоторых малозначительных деталей и диаграммами:
http://gull.livejournal.com/536.html
С уважением,
gull