|
От
|
Константин Дегтярев
|
|
К
|
Сибиряк
|
|
Дата
|
05.07.2016 10:24:57
|
|
Рубрики
|
Древняя история;
|
|
Насчет кальки
>А тогда от скандинавской версии происхождения имени Олег вообще ничего не остаётся кроме построения чисто фонетического перехода. Так-то действительно можно представить, что в двуязычной среде скандинавы прозвали удачливого вождя Хельги, а славянские воины вторили им: "Вещий! Воистину Вещий!".
Вы обратите внимание на то, что Адам Бременский, говоря про Хейлега Датского, тоже воспроизводит ту же кальку. Он пишет - король Heiligo, любимый народом за его доброту и святость (sanctum). Т.е., когда о короле ничего не известно, пытаются извлечь информацию из того, что известно, т.е., из имени. Так и возникает калька - интересуются, что означает имя, а потом приписывают его носителю то же свойство.
Вот меня, например, зовут Константин; через тысячу лет, когда память о моих подвигах исчезнет, историк будущего сочтет, что я был твердым, постоянным и настойчивым, переведя мое имя с латыни. И будет прав! И я войду в историю как Константин Постоянный. А про Вас уж точно будут говорить, что Вы родились в Сибири и тоже, наверное, будут правы.
> Либо, наоборот, узнав, что после очередной победы, достигнутой благодаря очередной хитрости полководца, славянские бойцы стали называть своего вождя Вещим, скандинавы подхватили: "Oh, ja! Helgi! Helgi!" При этом удачу вождя действительно можно связать с его некими сверхеестественными способностями к колдовству (heilig) или волхованию.
Скорее, его просто звали Хейлиг (Хельги), а великие подвиги вывели из имени.
> При этом рассуждения о жреческих функциях военного вождя беспощадно режем бритвой.
Его могли назвать Хельги из-за того, что он исполнял эти функции, так же как и Ингвар (посвященный Ингви, Фрейру) мог сызмальства предназначаться служению указанному богу. Забавно именно то, что все Хельги в русских сказаниях связаны с хтоническими обрядами, а Ингвар - с солярными.
> Однако скандинавская версия не объясняет устойчивую передачу имени из поколения в поколение в русской правящей династии.
Как раз объясняет. Передавали имя вместе с сакральными полномочиями.
> При том, что начиная с Ольги и Игоря, княжеским детям даются преимущественно благородные, подобающие только князьям, составные славянские имена. Поэтому я всё-таки склоняюсь к мысли, что имя Олег изначально именно князя и обозначало, только по-хазарски.
А вот это интересный вопрос. Составное имя Святослава, если уж на то пошло, это составная калька из Олега (Святой) и Рюрика (Славный). Т.е., сакральная преемственность не нарушилась, просто был зафиксирован тот факт, что русские князья перестали говорить на скандинавских языках в обыденной жизни.