От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 22.08.2016 12:38:50 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Вовлечение федеральной армии в гражданскую войну - Сараево-92

Читаем, сравниваем с событиями в республиках СССР
Здесь мы приводим быстрый обзор событий в Сараеве весной 1992 г. с основным вниманием к участию в них федеральной армии. Таким образом выводится картина насильственного вовлечения в гражданскую войну федеральной армии и обнаруживаются причины перехода ряда соединений в армию Сербской Республики.
Сложность положения ЮНА в Сараеве усугублялась нарушением субординации. В городе находились два командующих – войсками 2-го военного округа Милутин Куканяц и 4-го корпуса Воислав Джурджевац. Они по-разному оценивали обстановку, что влияло дух отдаваемых распоряжений. Командующий округом надеялся, что усугубления конфликта можно избежать, и выискивал меры взаимодействия с мусульманскими паравоенными формированиями. Последних это уже не интересовало на практике, но на высшем уровне выглядело разумным вести долгие переговоры, подписывать многообещающие договоры о намерениях и оттягивать развязку к моменту своего максимального усиления. Командующий корпусом быстрее пришёл к выводу, что события прошли точку невозврата, события, недавно случившиеся в других республиках, повторяются с растущей амплитудой, и надо как можно скорее выводить из города свой штаб и вверенные ему войска. Выводя солдат из расположенных городе казарм, их можно было временно разместить в мобилизационных сборных пунктах, расположенных на холмах над Сараевом.
Было достигнуто соглашение о разделе ресурсов МВД, расположенных на Враце. Полицейская школа должна была отойти к сербам, остальное – к мусульманам. Последние попробовали прибрать к рукам и школу, что привело к конфликту с убитыми и ранеными. Для разведения сторон командующий 4-м корпусом генерал Воислав Джурджевац приказал командиру 49-й моторизованной бригады подполковнику Энверу Хаджихасановичу послать один батальон. 5 апреля часть встала между столкнувшимися активистами, обеспечила эвакуацию раненых и осталась в ожидании дальнейших распоряжений. С этого дня батальон подвергался практически непрерывным обстрелам мусульманами, которые просто втолкнули эту югославскую воинскую часть в Войско Республики Сербской.
С первой половины марта казармы и армейские склады в регионе Сараева были заблокированы. Особенно трудным было положение 4-го смешанного противотанкового артполка в Високом, где мусульмане и хорваты к тому времени сформировали свою бригаду, вооружённую расхищенным со склада ТО оружием. Противник в ультимативной форме потребовал отставки командира полка – серба, полковника Йовы Бартулы. В ответ на это командир корпуса распорядился передислоцировать полк в район Мокрого (на шоссе Соколац – Сараево). В оставленных казармах и парке бригада сепаратистов нашла, чем поживиться.
С 12 марта был блокирован штаб 2-го военного округа на Бистрике, в исторической части Сараева. 23 марта мусульманские экстремисты первый раз попытались захватить его. Командующий округом генерал Милутин Куканяц не понимал предельной «подвешенности» ситуации и повторял начальнику МВД Алии Делимустафичу свой план организации совместных армейско-полицейских патрулей в городе, которые могли бы снять напряжение. Реальнее оценивал сложившуюся обстановку командующий корпусом. Он отлично помнил, по какому алгоритму разворачивались события в Словении и Хорватии, а потому перевёл свой штаб из Сараева в Златиште (несколькими километрами южнее Сараева, у подножья Требевичских гор), а ещё немного южнее, на Тилаве – тыловой КП.
Корпус имел совершенно оголённым северо-западное направление, что представлялось опасным в свете уже проводившихся там вылазок паравоенных отрядов сепаратистов (от Игмана к Храснице). Поэтому Воислав Джурджевац перебазировал остатки 120-й легкопехотной бригады из Зеницы в село Войковиче, находящееся к югу от Сараева. Здесь её пополнили личным составом и переименовали в Войковичскую бригаду (впоследствии – 2-я Сараевская легкопехотная бригада ВРС). Ей поставили задачу контролировать участок колония Соколац – Храсница.
22 апреля мусульманские и хорватские боевики, несмотря на ранее достигнутое соглашение о взаимном ненападении, напали со всех сторон на Илиджу, которую обороняли бойцы сербских паравоенных формирований. Самые сильные атаки шли со стороны колонии Соколович и Храпсницы. Со здания Института по реабилитации сербов обстреливали снайперы-исламисты, переодетые в белые медицинские халаты. Сербская самооборона и население Илиджи потеряли 15 человек убитыми и 50 ранеными.
2 мая, за два дня до решения Президиума СРЮ о срочном выводе вооружённых сил из БиГ, было совершено общее нападение на все части и объекты армейской инфраструктуры в Сараеве. Блокированный штаб округа на Бистрике к тому времени уже 3 дня находился в плотном кольце боевиков «Патриотической лиги» и «Зелёных беретов» из општины Старый город. Они наблюдали за всеми посетителями, разрешали проход или выход из штаба по своему усмотрению. В здании штаба было перекрыто водо- и газоснабжения
В 12 часов примерно 500 вооружённых мусульманских боевиков блокировали неохраняемое учреждение - Дом ЮНА, ранили и захватили его начальника, подполковника Божиновского, одного работавшего в нём отставного солдата и трёх гражданских сотрудников.
Для их освобождения командующий округом послал 30 военных полицейских во главе с полковником Шупутом (мусульманский мемуарист Лучаревич («Битва за Сараево») «составляет» эту группу из спецназовцев-десантников из 63-й парашютно-десантной бригады ЮНА из Ниша (юго-восток Сербии). Это заявление не имеет под собой реальной почвы и приблизительно соответствует «батальонной группе спецназа ГШ ГРУ ФСБ РФ, разгромленной волонтёрами и бойцами АТО без потерь»). Посылка была рассчитана откровенно плохо, не учитывая численности противника. Группа сама попала в плен в полном составе.
Вслед ей послали вторую группу из 60 полицейских под командой капитана Лабудовича. На Скендерии угодила в засаду и она. Сам командир и четверо полицейских были захвачены в плен и жестоко убиты (их бросили на снятые с опор трамвайные провода, а обезображенные обугленные тела несколько дней были оставлены лежать рядом с рельсами).
Около 14:00 была остановлена и расстреляна автомашина, доставлявшая еду в штаб округа. Смертельно ранен старший машины капитан Дивац, ранен водитель рядовой Петрович. Ещё через 2 часа был застрелен военный полицейский-часовой, стоявший перед окружным штабом.
Всего за день 2 мая при нападениях в различных районах Сараева ЮНА потеряла 11 военнослужащих убитыми и 20 ранеными.
В 15:00 на сараевском аэродроме сел самолёт с Алией Изетбегоичем, который возвращался из Лиссабона, где он подписал документ о разделении БиГ на кантоны. Никто из сторонников не встретил своего президента. Распространился слух, что президент отказался от идеи независимости, и единомышленники должны его ликвидировать. Так как аэродром контролировала армия, Изетбеговича доставили на Лукавицу, в штаб корпуса, а оттуда – на Бистрик, в штаб округа.
Тогда же был составлен план о выводе штаба 2-го округа на Лукавицу. Маршрут был прочерчен по пути Бистрик – по Добровольческой улице к Скендерии – Грбавица – Враца – Лукавица. Прохождение было согласовано с представителями УНПРОФОР-а и лордом Карингтоном. В штабной колонне поместили военных ООН и мусульманского президента. Перед выходом на Скендерию его должны были отпустить в сторону здания президиума БиГ.
Сразу после оставления Изетбеговичем колонны она была остановлена и окружена боевиками на Добровольческой улице. Большими группами боевики подходили к автомобилям. Офицеров штаб округа убивали в машинах или выволакивали их них и убивали на дороге. Погибли 3 полковника, подполковник, рядовой и женщина из гражданского персонала. Остальные югославские военные были захвачены в плен, собраны в одном из спортивных залом, где несколько дней подвергались избиениям и унижениям.
Весь день 2 мая генерал Джурджевац требовал от членов правительства БиГ прекратить нападения. Те отговаривались тем, что они не в курсе событий, а паравоенные формирования им не подчинены. Когда начались столкновения между сербской самообороной Нового Сараева и мусульман с Еврейского гробля, командующий округом приказал 216-й горнострелковой бригаде срочно развести враждующие стороны. 4 мая бригада выполнила задание (линия фронта здесь не изменится до конца войны).
Боевики сбили армейскую часть из района водонапорной башни на Моймило брду, откуда мог осуществляться контроль над Добриней, Неджаричами и Лукавице. Здесь они тоже закрепились до подписания мира в Дейтоне.


Козарска бригада креће преко Саве