От gull Ответить на сообщение
К ZaReznik Ответить по почте
Дата 09.09.2016 19:02:53 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: Вы это...

Добрый день,

>Однозначно лучше чем Ла-7?

Судя по результатам боевого применения в 1945-м году - однозначно лучше. Статистику по первой десятке самых результативных истребительных полков я уже приводил. Ниже приведены усредненные показатели для первой тридцатки в разбивке по типам самолетов. Причем в первую очередь предлагается обратить внимание на количество полков вошедших в 30-ку, хотя остальные показатели тоже интересны. Явное превосходство полков воевавших на Як-3 вполне очевидно:
Усредненные результаты боевой работы 30-и наиболее результативных истребительных авиаполков ВВА КА за 1945 год с распределением по типам с-тов:

Тип с-та   Кол-во полков      Б/вылеты Воздушные Потери с-тов      Потери летчиков      Уровень потерь с-тов  Кол-во вылетов на  Кол-во побед на 1        Кол-во побед на 1
           в первой 30-ке              победы    в боевых вылетах  (по всем причинам)   (потери/вылеты)       1 в/победу         потерянный с-т (в б/в)   потерянного летчика

Як-3            11             2 003,1  100,1        8,5                 6,1                0,42%                  20,01              11,84                    16,43
Ла-7             3             1 799,0   97,0       10,0                 2,7                0,56%                  18,55               9,70                    36,38
Як-1/9/3         3             2 397,3   90,7       15,7                 9,0                0,65%                  26,44               5,79                    10,07
Ла-5/Ла-7        3             2 235,0   90,0       15,0                 7,7                0,67%                  24,83               6,00                    11,74
Як-1/Як-7/Як-9   6             2 532,5   87,8       13,3                 9,5                0,53%                  28,83               6,59                     9,25
Airacobra        2             1 762,0   81,5       13,0                 3,5                0,74%                  21,62               6,27                    23,29
Як-9У            1             1 690,0   73,0        9,0                 3,0                0,53%                  23,15               8,11                    24,33
Як-1/Як-9/Як-9У  1             2 034,0   64,0       11,0                 7,0                0,54%                  31,78               5,82                     9,14

Что касается потерь летчиков, то здесь приведены цифры всех безвозвратных потерь - включая погибших в катастрофах, на земле, при несчастных случаях и т.п. Т.е. в рамках данного разговора этот параметр не очень показателен и приведен просто для полноты картины.

Понятно, что Як-3 и Ла-7 разные самолеты, и каждый из них в каких-то параметрах превосходит другого. Соответственно при разных обстоятельствах, при выполнении разных задач, против разных противников, при разной подготовке пилотов и т.п. любой из них может оказаться лучше другого. Но в конкретных условиях ВВС КА и Советско-Германского фронта образца 1945-го года, Як-3 оказался гораздо эффективнее Ла-7. Я ведь не случайно сделал оговорку про Советские ВВС и "тот период". В общем, товарищу Яковлеву таки удалось создать идеальный истребитель для ВВС КА;)

>ЕМНИП в той же 303 ИАД были учебные бои с участием Як-3 ("Нормандия", 18 ГИАП) и Ла-7 (9 ГИАП), дык "шестаковцы" остались при своём мнении.

Ну вот вам мнение "шестаковца" - Аркадия Федоровича Ковачевича (из разговора с ним в 1998 г.):

(...) Вот когда мы брали самолеты Ла-7-е здесь (в Монино), нам предлагал Новиков Як-3-й – мы отказались от него. Наотрез. Причина следующая. Ла-7й - с воздушным охлаждением двигатель – двухрядная звезда воздушного охлаждения. Он живучий. Я под Сталинградом на Ла-5-м пришел домой – у меня все 7 цилиндров первой звезды – все разбиты были. Я на одной звезде – на вторых рядах только пришел. Вот. Значит у Як-3-го было водяное охлаждение двигателя. И самое главное Яковлев его перефорсировал. Он из 105-го двигателя выжал все, что можно и у него лететь начали шатуны. Двигатель ненадежный. А нам, полку, всегда задача стояла какая – главная задача – летать на свободную охоту. (...) А свободная охота – мы парами, четверками ходили на территорию противника – в свободном поиске. Что встретил на земле и в воздухе – то твое. Автомобили там, понимаете, паровозы или там самолеты. Это все твое. Охота в общем. Охотники, знаете – за дичью стрелять...
(...)
Ну вот, свободная охота. Поэтому мы уходили на глубину до двухсот до трехсот километров. Но иметь такой ненадежный двигатель, который от одной пули может спустить пар – это нам не понравилось, поэтому мы взяли Ла-7-й. Но если взять Ла-7-й и Як-3-й по пилотажным свойствам, то конечно Як-3-й самолет-игрушка пилотируется очень хорошо. Этот тяжел...
(Як-3) маневренный, легок в управлении, скороподъемность хорошая и фигуры все делал очень… Ла-7-й немножко потяжелей. Но это тот самолет, который нужен был нам действительно во время войны. Ла-7-й уже превосходил и Мессершмитт всех модификаций и даже Фокке-Вульф-190-й. У Фокке-Вульфа единственное что было – побольше оружия. У Ла-7-го 2 пушки 20-мм… Были трехпушечные. А у того 4 пушки Эрликоны были – мощные. Но в пилотировании, в маневренности он уступал. Самое главное, что на виражах уже мы не дрались. Атака – и уход вверх. Как ушел – он за тобой потянулся - метров 200-300 – он уже падает. Но зато если я вот так хочу уйти – пикированием, то он меня догонит. Поэтому нельзя уходить из боя вот так.

По моему, все очень доходчиво.

С уважением,

gull