От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.01.2017 10:09:31 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

По причинам Крымской войны

Приветствую!

Не так давно вышла диссертация А. Кривопалова "Фельдмаршал И.Ф. Паскевич и русская стратегия в 1848-1856 гг.", и на мой взгляд - она реально дает новый импульс дискуссиям о Крымской войне.
Например, о русской разведке. " Широкие планы реорганизации Департамента Генштаба были отвергнуты. А.И. Чернышев пошел навстречу генерал-квартирмейстеру Главного штаба лишь в вопросе о передаче в его распоряжение тех донесений корреспондентов, которые поступили в канцелярию Военного министерства до 1 января 1852 г. Сведения за более поздний период военный министр обещал передавать Бергу по мере поступления, но лишь «по непосредственному своему указанию». Таким образом, положение, при котором Берг получал донесения военных корреспондентов лишь после того, как работу с ними завершали император Николай и военный министр, осталось без изменений.
Отказ министра не обескуражил Берга. 26 марта 1852 г. он в тактичной форме постарался доказать неосновательность взгляда Чернышева на военную периодику как на основной источник сведений о вооруженных силах иностранных государств.
Генерал-квартирмейстер объяснял, что боевые расписания, официально публикуемые в Австрии, заведомо недостоверны415, поскольку «австрийское правительство всегда старалось и старается не объявлять настоящего числа своих военных сил, которых, по расстройству финансов, налицо всегда меньше, чем показывается в газетах»416. В Португалии, Испании, Италии, Турции и Персии военная периодика отсутствовала в принципе. Даже во Франции издания, посвященные вооруженным силам, далеко не в полной мере отражали данные о строевом составе войск."

То есть мы, определяя силу той или иной армии, опирались на газеты и журналы. Прекрасно!
Далее, по причинам, вовлекшим союзников в войну с Россией. "Историк Э. Даниэльс утверждал, что Луи Наполеон «неохотно вступил в союз с Англией», поскольку центр французских интересов лежал не на Востоке, а в Бельгии, на Рейне и в Италии. Наполеон «решился на это только потому что иначе Франция осталась бы изолированной. Русский союз удовлетворял его гораздо больше, если бы он был достижим».
В свою очередь "Британия, для того, чтобы отвлечь Париж от экспансионистских замыслов в Европе и особенно в Бельгии, стремилась к тому, чтобы столкнуть лбами Россию и Францию в Восточном вопросе. «(…) Здесь обнаруживается, писал фельдмаршал, в политике Англии, что боятся теперь англичане разрыва с Францией. Заняв Францию, в другом месте, даже развязав с ней войну, не будет ли для англичан средством удержать Францию от нападения на Англию?».
«Старинная, всегдашняя политика Англии, справедливо утверждал русский главнокомандующий, была: ссорить державы твердой земли. Это до того вошло в их правило, что, видя долгий мир в Европе, они старались даже возмущениями сделать перевороты на твердой земле. Как же им не рисковать несколькими кораблями для того, чтобы удержать Францию в разрыве с Россией? Нынешнее же положение дел в Турции дает им к тому возможность.
Заключаю тем, что Англия по-расчету допустит нас объявить войну, не будет удерживать от того и турок, ни склонив их на соглашение и на уступки»"

Очень интересно и по Австрии, всю силу которой мы оценивали именно по газеткам и журнальчикам, и безумно боялись. "мнение Буоля о нежелательности прямого столкновения с Россией разделял Радецкий и часть генералитета. Полководец на протяжении нескольких десятилетий с тревогой взирал на возвышение сербского государства. Радецкий рассматривал Сербию как базу для возможного восстания южных славян, которое создавало угрозу самому существованию Дунайской монархии. Стремясь предотвратить это, командование австрийской армии готово было пойти даже на прямую оккупацию Сербии, Боснии и Албании.
Иной точки зрения придерживалась придворная партия, возглавляемая министром внутренних дел А. фон Бахом и министром финансов бароном К. фон Бруком. Они выступали сторонниками решительного ограничения влияния России через тесное взаимодействие с Великобританией и Францией.
Наконец, вернувшийся из изгнания князь К.Л. Меттерних, убеждал Франца Иосифа в необходимости сохранить Османскую империю в качестве консервативного оплота против нежелательного для Австрии влияния как России, так и морских держав.
Пруссию Восточный вопрос напрямую не затрагивал, основной задачей её внешнеполитического курса было усиление собственного влияния в Германии. "

И далее - " 8 (20) апреля 1854 г. под давлением Австрии Пруссия согласилась заключить с ней наступательный и оборонительный союз. Берлин включил в текст договора важную оговорку, в соответствии с которой соглашение вступало в силу только в случае «угрозы общегерманским интересам».
Поскольку под угрозой германским интересам на дипломатическом языке того времени де-факто понималось только русское вторжение в Австрию, во всех остальных случаях разрыв между Пруссией и Россией становился маловероятным.
В военно-стратегическом смысле апрельский договор ставил крест на любых планах превентивного наступления русской армии против австрийских войск, продолжавших сосредоточение на границе. Любая попытка вести войну на территории Австрии означала риск разрыва со всей Германией. Совокупный военный потенциал 34-х государств Германского союза позволял в теории при «соединенных действиях» развернуть армию численностью 1.200.000 чел."

Только Кривопалов не уточняет, что сбор всего этого табора растянулся бы на пару лет, а скорее всего - война бы быстрее закончилась, чем собралось хоть что-то.
Из-за ужасной работы разведки начинается туман войны: " 18 апреля 1854 г. из канцелярии военного министерства командующему русскими войсками в Польше генерал-адъютанту Ф.В. Ридигеру была сообщена выписка секретных сведений, указывавшая, что после завершения развертывания численность австрийской армии достигнет 478.394 чел.
6 июня на имя генерал квартирмейстера армии генерал-лейтенанта И.С. Фролова пришло разведывательное донесение, из которого следовало, что австрийцы, в скором времени, намерены объявить России войну с целью очищения Княжеств505. 6 июля отвечавший в Действующей армии за разведку генерал-полицмейстер И. Абрамович донес из Варшавы генералу Ридигеру и князю Варшавскому о том, что численность австрийских войск в Галиции и на Буковине вскоре достигнет 300.000 чел."

На самом же деле: " Канцлер Буоль, действительно, предъявил Российской империи ультиматум, требуя покинуть Молдавию и Валахию. Направляя ультиматум, Буоль продолжал преследовать свою цель, подразумевавшую вывод с Балкан русских войск. Этим шагом он рассчитывал обеспечить равноудаленность от России и Запада с целью укрепления позиций Австрии в регионе.
Таким образом, стремясь к выгодному для Австрии мирному урегулированию, Буоль шел на очевидный риск войны с Россией. Однако канцлер полагал, что, даже если такая война начнется, её масштабы ограничатся Княжествами.
Политика Буоля вызывала жесткую оппозицию со стороны австрийского генералитета. Начальник императорского главного штаба генерал фон Гесс придерживался мнения, что даже война, «ограниченная» рамками Княжеств, потребовала бы мобилизации не менее 200.000 чел. и активной помощи со стороны Пруссии. Ожидать же, что Пруссия вступит в войну на стороне Австрии, можно было только в том случае, если бы русские войска вторглись на австрийскую территорию."

То есть австрийскому генералу было ясно - придется догнать армию до 200 тысяч - а ведь ее еще надо снабжать, ее надо развертывать. Поэтому развертывали армию пока в газетах, в которых наши продолжали находить оху-тельные истории: "19 июня находившемуся в Яссах на лечении после контузии Паскевичу была доложена приблизительная дислокация 2-го, 4-го, 9-го, 10-го, 11-го и 12го австрийских корпусов, сосредоточенных на границах России509. В начале июля было выяснено, что общая численность австрийских войск вскоре достигнет 300.000 чел., из которых 70.000 сосредоточены в районе Кракова, не менее 50.000 – в Трансильвании510, 30.000 – около Лемберга (Львова), 40.000 – в остальной Галиции и 90.000 – в Буковине."

И т.д.
http://www.konf.x-pdf.ru/18istoriya/300376-7-feldmarshal-paskevich-russkaya-strategiya-1848-1856-razdel.php

В общем читайте, это прекрасно.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота