От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.02.2017 15:45:07 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Битва на Озрене. Ч. 2

Глава 1. Так начинаются гражданские войны (продолжение)

На референдуме 1 марта комитет исламского объединения «Завидовичи» разослал по своим территориальным единицам (джематам) обращение № 48-92, в котором призывал «обвести кружком вариант «за» и так решить свой статус в задавленной и оккупированной сербами Боснии».
4 апреля на 5-м км дороги Завидовичи – Возуча группа членов СДА во главе с председателем исполнительного комитета партии из Хайдеровичей Хусеином Муратовичем остановила автобус с солдатами-резервистами. «Ниссан» с полицейским Незиром Мушичем загородил путь, а боевики из Завидовичей зашли в автобус и проверили путевые документы у офицеров. На следующий день тот же автобус, шедший обратно, задержала группа под главенством беспокойного муллы Мушича. Солдат разоружили, поиздевались над ними и отправили назад.
Существовавшие общественные и государственные институции уже не могли затушить начавшийся конфликт. 8 апреля на чрезвычайном заседании скупштины општины Завидовичи сформировали Комитет за мир и безопасность граждан из 8 членов во главе с генеральным директором ИП «Кривая» Михайлом Бакичем. Словно в ответ на эту инициативу 12 апреля в Завидовичах создаётся штаб ТО општины, которому подчинялись взвод военной полиции и 5 отрядов (батальонов): из Завидовичей («Босния»), из Долины («Давулие»), из Ковачей, Хайдеровичей и Горнего и Донего Гостовичей. Несколько особняком стоял ударный отряд «Спецназовцы Хариса». Он формировался из 10 взводов (всего 200, потом 300 человек), 4 из которых были наполнены бойцами из других општин: Долине, Ставке, Мечевич и Подклечье. Его командир – дезертир из ЮНА, будущий кавалер «Золотой лилии» Харис Чатич.
(Значительно позже – 17 мая – будет сформирован штаб ТО општины Бановичи, которому подчинялись 10 отрядов, один из которых состоял из мусульман из сёл рядом с Возучей и Рибницей).
13 апреля Секретариат Народной обороны општины Завидовичи разослал повестки призывникам ТО. За 3 дня мобилизация прошла со стопроцентным успехом: явились 5000 молодых мусульман, которые принесли примерно 100 автоматов и винтовок (в том числе одну снайперскую). Командный состав формирующихся отрядов составили 15 офицеров и подофицеров ЮНА мусульманской национальности, ранее дезертировавших из федеральной армии: Харис Чатич, Хазим Синанович, Фуад Зилкич, Хусо Херцег, Рефик Фазлич, Михрет Фазлич, Хазим Ходжич, Хидает Врабац, Энес Барич, Асим Парлич, Сафет Джело, Эдин Бешлагич, Ремзо Шоголь, Амир Омич и хорват Ивица Шимич.
В тот же день СДС организовала в Завидовичах два митинга – «За равноправие сербов в БиГ» перед зданием општины и в поддержку Югославии и ЮНА рядом с фонтаном. Второй митинг был взят в кольцо протестовавшими мусульманами, многие из которых были убежавшими по этому поводу со своего места работниками «Криваи». Они вопили и свистели при упоминании единой страны, федеральной армии, добрососедства с сербами, потом пытались прорваться к трибуне.
17 апреля на чрезвычайном заседании скупштины сербские депутаты предложили проект соглашения трёх основных партий, которым можно было постараться по возможности усмирить страсти. В первом пункте говорилось, что сербы признают своей вооружённой силой ЮНА, а мусульмане и хорваты – республиканскую ТО. Этот выбор признаётся каждой общиной и взаимно уважается. Второй пункт – ЮНА и сербская ТО остаются в сербских сёлах, но вне города (Завидовичей). Третий пункт – то же относительно ТО БиГ, мусульманских и хорватских сёл. Четвёртый пункт – подписанты договора обязываются не вести боевых действий своими отрядами. Пятый пункт – вооружённые силы одной стороны могут проходить через территорию, занятую силами другой, после предупреждения МВД. Шестой пункт – общественный порядок поддерживается совместными милицейскими патрулями. Седьмой пункт – совместные патрули на дорогах. Восьмой пункт – милиция сохраняет существующую форму и знаки различия. Девятый пункт – армейские и сербские части обеспечивает всем необходимым сербская часть руководства општины Завидовичи. Запрещается лишение рабочего места по причине лояльности каждой из сторон. Десятый пункт – все политические партии признают президиум општины, утверждённый законом и статутом. Все спорные вопросы в работе президиума решаются на межпартийных заседаниях немедленно по возникновении. Одиннадцатый пункт – все парламентские партии согласны с дальнейшими действиями Комитета за мир и безопасность граждан општины Завидовичи.
Предложение было принято всеми партиями и подписано: от СДС – Стойко Благоевичем, Душко Лазичем, Миленко Йовановичем и Миладином Иличем, от СДА – Хусеином Муратовичем, Дерво Мушичем, Халидом Мухичем, Кемалом Сендичем, Сеядом Старчевичем и Алией Салетовичем, от ХДЗ – Николой Антуновичем, Франьо Врбичем и Драго Врбичем, от СРС – Слободаном Божичем, от ДСС – Стево Пашаличем, от СДП (Партии демократических перемен) – Богданом Станковичем, от СПИ – Отто Эмлингом. Михайло Бакич подписал проект в качестве руководителя «Комитета за мир и безопасность граждан». Учитывая, что 6 апреля «малый» президиум БиГ объявил ЮНА и сербскую ТО «паравоенными формированиями», принятие проекта сербских депутатов Завидовичей следует признать заметной удачей. Сербская вооружённая сила на территории општины с преимущественно мусульманским населением была легализована и легитимизирована. Другое дело, что «Бакичев договор», как быстро окрестили жители достигнутое соглашение, никак не повлиял на положение дел в действительности – раскол уже был чрезмерно глубок, отчуждение между общинами сильно, и разумные инициативы уже не могли скрепить разошедшуюся ткань общества.
Продолжились увольнения сербов с «Криваи», которым предприятие, вообще-то, и было обязано возникновением, и с угольных шахт в Бановичах. В скупштинах општин Завидовичи, Бановичи и Жепче голоса депутатов СДС «забивались» двумя третями мусульманских голосов, не давая провести ни одного решения.
Произошло и то, чему пытались воспрепятствовать 6-8 пункты соглашения – мусульманская часть милиции вышла из общих органов МВД и установила контрольно-пропускные пункты на дорогах в долинах Гостовича, Криваи, Сеоны, Турии и у речки Рибницы. С собой милиционеры-дезертиры прихватили 200 автоматов. В ответ сербы установили баррикады на 14-м км от Завидовичей, в долине Криваи, в Стошнице и Пантеличах.
В апреле в Возуче и Гостовиче сформировали сербские добровольческие батальоны. Батальон «Возуча» со штабом в Милевичах был создан в апреле из местных призывников. Командиром первоначально поставили техника с «Криваи», уроженца Дрвара и жителя Милевичей Евто Илие Йовича. В штаб также вошли Зоран Зока Благоевич и Миодраг Мича Пантелич. Вскоре комбатом стал энергичный полицейский Душко Дуле Никич.
В командиры батальона «Гостович» на народном сходе выбрали капитана-резервиста Жарко Мионича. Он быстро ушёл с должности, его заменил поручик Мирко Демонич.
В Калаишах в апреле приказом подполковника Миле Дубаича, командира тузланского гарнизона, был сформирован 5-й моторизованный батальон. Батальон был набран из местных резервистов и по вероятному замыслу имел назначение препятствовать межнациональным столкновениям. Сербская молодёжь записалась в часть массово – число желающих отстоять свою территорию и пресечь разгул мусульман превзошло требуемое по штату. Среди них были и относительно опытные бойцы, добровольцами отвоевавшие только что в Краине и Славонии против хорватов. Однако из более чем 80 офицеров-резервистов сербского происхождения из општин Завидовичи и Бановичи явились только 10 (из них 4 в звании капитана: Младен Достанич, Горан Божичкович, Анджелко Цветкович и Стево Негомирович). Командного состава в батальоне недоставало на всех уровнях.
Первым командиром был черногорец, кадровый капитан Станимирович, через непродолжительное время дезертировавший. Его сменил капитан-резервист Боро Спасоевич, инженер по образованию и директор РО «Финальная деревообработка». Как уроженец Криваи, он смог установить доверие между местными жителями и новой частью. Однако вскоре сбежал и он.
Обучением и формированием батальона занимался профессор Общенародной обороны и Государственной самозащиты из Завидовичей Александр Ацо Милич.
Формирование трёх батальонов помешало планам мусульманского руководство овладеть всей территорией от Удрима до Виенца. Возуча, Лозна и Гостович, оставшиеся за сербами, разделили крупнейшие и важнейшие для мусульман регионы – тузланский и зеницкий. Более того, возможный выход сербов к Олову на Нишичском плато в перспективе разрезал всю мусульманскую часть БиГ на две части. Овладение всем Озреном с проложенным в долине Криваи автомобильным шоссе становилось приоритетом для военно-политического руководства исламистов и в Средней Боснии, и в Сараеве. Сюда, на Звиездинских горах, в последующие годы будет направлена активность 1-го, 2-го и 3-го корпусов АРБиГ. Завязывалась битва за Озрен, растянувшаяся на несколько лет, стоившая обеим сторонам много жертв и изобиловавшая весьма драматическими поворотами.

Козарска бригада креће преко Саве