От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.03.2017 20:50:09 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Если кому-то интересно - ирландские зарисовки

Приветствую!
Раз
http://george-rooke.livejournal.com/618436.html

Два
http://george-rooke.livejournal.com/618671.html

Три
http://george-rooke.livejournal.com/618873.html

Четыре
http://george-rooke.livejournal.com/620568.html

В качестве затравки:

Началось все, пожалуй, в 1570 году. Во время первого восстания Десмонда в Ирландии несколько католических епископов Кэшеля написали Филиппу II и Папе Римскому просьбу поддержать повстанцев, «яко помощников в борьбе против еретиков». В письме Филиппу писалось: «каждый день и каждую ночь мы ведем жестокую войну против англичан, и только вы можете сохранить и защитить нас». Но на тот момент Филиппа в отношениях с Англией все устраивало, и граф Десмонт, вернувшись из Франции, смог навербовать только 100 ирландских, испанских и итальянских солдат, прибывших в Ирландию под знаменем папского эмиссара Николя Сандера, который ограничился тем, что зачитал прокламацию Папы, где Елизавета I была объявлена тираном и безбожником.
Естественно, на самом деле война шла не из-за религии – граф Десмонд из рода Фитцджеральдов, пытался сохранить свою власть над Коннахтом и Манстером в противовес проанглийски настроенному графу Ормонду. Религия тут была только фоном.
Сами же англичане пытались «цивилизировать» край – они требовали от Десмонда распустить свою частную армию, или передать ее на службу короне, оставив себе только 20 всадников, а самому заняться помещичьим бизнесом, ибо не фиг грабить, надо как бы производить и созидать. В конце 1578 года Десмонда принудили согласиться, его дети были направлены в Англию на житье и обучение, а сами Фитцджеральды стали помещиками.
Многие из клана были недовольны этим решением, особенно брат графа, Джон, к тому же ирландцы категорически отказывались принимать на своих землях английских поселенцев – Англия тогда скидывала избыток населения в Шотландию и Ирландию, тем самым решая вопрос аграрного перенаселения и малоземельности.
Таким образом, религия была фоном, по факту обе стороны решали свои вопросы, но при этом во всю использовали козырь веры. В 1579 году граф Джеймс Фитцморис высадился в Манстере, к нему присоединился Джон Десмонд, и весь край оказался охвачен восстанием. Первое, что сделали восставшие – в трактире Трали убили двух английских сборщиков налогов – Генри Давеллса и Артура Карта. К осени 1579 года восставших насчитывалось до 2000 человек, тогда как всех английских войск в Ирландии было 1200 солдат.
Первое, чем занялись восставшие – это грабежом. Любимое занятие – угонять скот, воровать лошадей, убивать переселенцев. Собственно в одной из таких глупейших стычек погиб Фитцморис: в Бер Коннахте решил своровать табун, но получил пулю в лоб.
Сам граф Десмонд пытался откреститься от восстания, говоря, что о планах Фитцмориса не был ни сном, ни духом, но когда англичане попросили быть его последовательным, и соединить свои войска с английскими – он отказался. Понимая, что нейтралитет в такой ситуации будет восприниматься как поддержка восстания, граф решил, что терять ему нечего и перешел на сторону восставших. Чтобы сжечь мосты, он разграбил Йол и Кинсейл: «Джеральдины (так в Анналах называли Фитцджеральдов) захватили все богатства, которые нашли в Кинсейле, за исключением того золота и серебра, которое купцы смогли погрузить на корабли и выйти в море, прежде чем город был захвачен. Многие бедные и нуждающиеся из кланов стали богатыми. Фитцджеральды сровняли с землей стены города, разрушили замок и донжон, а так же все дома из камня и дерева, так что населению почти год после этого негде было жить, кроме как под открытым небом».
Позже, когда английские войска высадились в Кинсейле, жители города встречали их с радостью, а мэра города повесили за предательство.
Тем временем Десмонд, награбившись вдоволь, рассылал воззвания по всей Ирландии – «Я и мои братья поднядись на войну ради защиты католической веры и ниспровержения власти англичан в нашей стране, которые осквернили и Ирландию, и нашу Святую веру. Настал час подняться всем вместе, тем более, что нас поддерживают Папа Римский и король Филипп Испанский».
Английский ответ был предсказуемо свирепым – Лорд-Канцлер приказал собрать в окрестностях Дублина всех трудоспособных мужчин, и «казнить всех арфистов, бардов, рифмоплетов, а так же всех бездельников, не имеющих хозяина», то бишь - ирландскую творческую интеллигенцию. Англичане считали, что в грабь-армии ирландских и шотландских кланов идут люди, у которых нет работы. Легче их просто вырезать на фиг, ибо, даже если им дашь работу, они будут недовольны, поскольку работать не любят, а любят только крушить и грабить.
Из Англии срочно было послано в Ирландию до 2000 солдат под командованием графов Пэлэма и Мэлби. Там они объединились с соединениями Ормонда, и вторглись в земли Фитцджеральдов, уничтожая на пути все живое. Скот либо отгоняли к себе, либо убивали на месте. Посевы и дома сжигали. Запруды разрушали. Главной своей задачей англичане видели обрушение экономической базы Фитцджеральдов.
Повстанцы делали то же самое, ибо видели лейтмотивом английского присутствия в Ирландии снабжение английских городов. Прерви это снабжение – и англичане вынуждены будут убраться. Описания с обоих сторон выполнены как под копирку: «Сыновья графа Десмонда уничтожили, сожгли, разрушили полностью каждый дом, каждую захваченную крепость или город, сожгли и вытоптали все поля, уничтожили все жилища, какие нашли». А вот ирландское описание: «англичане разрушали каждый дом, каждую халупу, сжигали поля, каждый стог сена, они хотели сделать из земель Джеральдинов пустыню».
Было только одно отличие. Англичане, занимая ту или иную область, всех ремесленников, мастеровых, крестьян собирали в колонны и гнали на свои земли, безжалостно убивая всех безработных, бездельников, стариков и деревенских юродивовых. Ирландцы, захватывая английские земли, дурачков и безработных щадили, убивая всех, кто реально что-то может делать руками.
Собственно обычный ирландский крестьянин оказался меж двух огней, но винил он чаще всего англичан. Ибо – а) протестанты, б) – а че, порядок не могли навести, блин?

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота