От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.06.2017 12:48:42 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

По визиту адмирала Нэпира в Петербург после Крымской войны

Приветствую!

В июле 1856 г. Непир прибыл в Петербург. Почему Александр II дал согласие на этот визит? Видимо, ему было выгодно еще раз и с помощью беспристрастного свидетеля убедить Англию, а через нее и другие великие державы, в неприступности балтийских крепостей, силе флота и в их готовности в любой момент отразить нападение врага. Сразу после войны наметилось франко-русское сближение. Если бы еще удалось быстро восстановить взаимовыгодные торгово-экономические связи с Англией (а в Лондоне с тревогой наблюдали за возникновением альянса Парижа и Петербурга), была бы надежно обеспечена безопасность России и получены финансовые средства для проведения буржуазно-либеральных реформ, планы которых вынашивались окружением Александра II.
Непира «...принимали очень любезно, возили по всем кронштадтским укреплениям, показывали флот и т. д., и он писал потом, что окончательно удостоверился в несокрушимой силе этих укреплений и невозможности взять Кронштадт». Мы можем более подробно узнать о том, как принимали Непира в России, поскольку за ним было установлено тайное наблюдение и каждый его шаг становился известным главе III-го Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии и шефу жандармов генералу от кавалерии князю В.А. Долгорукову, а через него императору. Пролить свет на обстоятельства этой слежки позволяют материалы дела (на обложке надпись: «Хранить на всегда») из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Они впервые вводятся в научный оборот. Благодаря им можно лучше представить себе ситуацию в послевоенном Петербурге; выявить настроения, существовавшие в высших эшелонах власти, а также отношение представителей различных социальных групп русской столицы к британцам; познакомиться с оценками, которые давали петербургские англичане действиям своего флота в Балтийском море в минувшую войну.
Слежка за Непиром велась с 6 июля 1856 г., то есть с момента прибытия в Петербург. В этом не было ничего экстраординарного. Следили за всеми приезжими иностранцами, в том числе (и особенно) за послами великих держав [6; 7; 13, с. 206]. Иностранцев, кроме того, по закону обязывали посещать Ш-е Отделение и давать полные сведения о себе и своих спутниках. Это был еще один канал получения важной информации. Так, прибывший на одном пароходе с Непиром лейтенант британского ополчения (милиции) Гартвель (Хартуэлл?) при явке в III-е Отделение сообщил, что адмирал рассказывал ему о предстоящей встрече с великим князем Константином Николаевичем, на которую тот приедет из Петергофа, и о том, что будет представляться императору. Другой англичанин - мастер Петергофской бумагопрядильной фабрики Максвель (Максвелл) - поведал жандармам: «...Непир 4 прибыл сюда без разрешения его Правительства и не был у посланника Вуд-гауза5, который... удивился, увидев его в воскресенье в Английской церкви6. Максвель присовокупил, что Непир упрямый человек и что его место не здесь». В этих словах выражено недовольство петербургских англичан, для которых неожиданный визит Непира в Петербург выглядел как ненужная демонстрация послевоенного раскола британской нации, ослабляющего авторитет и силу страны в глазах русских. Недовольство выражалось и в колких шутках по поводу странного поступка выжившего из ума старика, приехавшего в Россию в совершенном одиночестве вторично «покорять Петербург».
Адмирал поселился в гостинице англичанки г-жи Бенсон на Галерной улице. Агент Ш-го Отделения сообщал: «Хотя в иностранных газетах уже довольно давно тому назад писали о намерении Непира посетить Россию из любопытства, но, тем не менее, приезд его ныне в С. Петербург был для здешних Англичан совершенно неожиданным. Он прибыл без всякой прислуги, и один вошел в гостиницу г-жи Бенсон, прося дать ему комнату. Пообедав там за общим столом, он попросил находившегося с ним здешнего негоцианта Англичанина Гилля7 показать ему острова, и затем отправились они вместе на минеральные воды, к Излеру8, где к ним присоединился заводчик Берд 9. Англичане вообще говорят о Непире с улыбкою на устах, как о добром и веселом старике, оказавшем некогда услуги отечеству, но в настоящее время уже неспособном к важным предприятиям».
На минеральные воды Излера трое англичан приехали вечером. Появление там Непира вызвало настоящий фурор у отдыхающей на курорте праздной петербургской публики. Каждый хотел увидеть того, кто два года назад угрожал захватить с ходу столицу Российской империи. «Когда между посетителями сделалось известно присутствие Непира, то начали около него толпиться и Берд советовал ему скорее уехать», - сообщал агент. 7 июля Непир ездил в Петергоф, но там ничего достойного упоминания в донесении с ним не случилось. Видимо, жандармы и полиция уже приняли меры для предотвращения подобных казусов.
Действительно, происшествие на минеральных водах Излера заставило власти изменить тактику наблюдения за Непиром. Опасались, видимо, любого проявления общественной активности, как позитивного, так и негативного по отношению к английскому гостю. В воскресенье, 8 июля, Долгоруков приказал следить за ним (тщательно и совершенно негласно) с помощью агента III-го Отделения Лонланда (фамилия или агентурная кличка написана в деле неясно, вероятно, это был агент из числа петербургских англичан 10), «или другим способом». Долгоруков требовал, чтобы отчеты о том, куда ездил Непир и с кем виделся, присылали каждые два дня с каждым фельдъегерем. Одновременно он отдал распоряжение об организации такой же слежки за иностранцем Ножканзи (Ношкан-зи?), прибывшим в столицу с австрийским паспортом. «Он был в старое время и, кажется, остается теперь одним из лучших приятелей Людвига Наполеона (то есть Наполеона III. -А. О.)», - писал глава жандармского ведомства. В постскриптуме он добавлял: «Я надеюсь, что наблюдение будет самое ловкое и тихое». Раздражать подопечных навязчивым вниманием не собирались, видимо, желая получить от обиженного британскими властями георгиевского кавалера важную информацию о политических и военных деятелях Великобритании (возможно, о Пальмерстоне), а от Ножканзи - о намерениях и действиях Наполеона III.
За Непиром постоянно следили не менее трех агентов наружного наблюдения, судя по тому, что их донесения написаны разными почерками. 9 июля утром он был в Главном Адмиралтействе, а потом в Эрмитаже. Его сопровождали приехавшие с ним на одном пароходе англичане Ренни и Гартвель. В 7 часов вечера ходил в Новое Адмиралтейство «и там все осматривал». Оттуда вернулся в гостиницу и провел вечер с Ренни и Гартвелем.
10 июля состоялась встреча Непира с великим князем Константином Николаевичем, о которой я упоминал выше. Она продолжалась два часа, с 10 до 12 часов утра, и после нее адмирал вернулся в гостиницу в сопровождении адъютанта великого князя, чем было подчеркнуто уважение к иностранцу. В половине второго Непир, вместе с пятью английскими туристами, еще раз посетил Новое Адмиралтейство и внимательно его осмотрел. Ему «поднесена была [гостевая] книга от Адмиралтейства, где он и росписался (так в тексте. - А. О.)». В четыре часа, вместе с неназванным спутником (с Лонландом?), отправился в Петропавловскую крепость, заехал в домик Петра I, потом обедал в гостинице Hotel des Princes на Большой Морской улице и вернулся к себе на квартиру. В семь часов, опять со спутником (с тем же?), поехал кататься на извозчике, был в доме Энгельгар-дтов п, в магазине Русских изделий и в Пассаже. На вокзале Московской железной дороги сел в поезд и доехал до Невского монастыря. Домой вернулся в 10 часов вечера.

https://cyberleninka.ru/article/n/a-tebya-vampir-admiral-nepir-zhdet-u-nas-ne-pir-delo-o-slezhke-za-britanskim-vitse-admiralom-serom-charlzom-nepirom-v-peterburge-v-1856-g

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота