От ротмистр Ответить на сообщение
К Рядовой-К Ответить по почте
Дата 14.12.2019 20:39:24 Найти в дереве
Рубрики WWII; Стрелковое оружие; Версия для печати

Re: Нет. А...

Есть конечно )

...Ручной пулемет Горюнова разрабатывался на Ковровском механическом заводе Петром Максимовичем Горюновым, его племянником Михаилом, а также мастером завода Василием Воронковым. По первым буквам этих фамилий – ГВГ – и было названо оружие.

Но Красная Армия требовала станковый вариант, и Горюнов пулемет приспособил к выполнению новых задач....

=====

Краткие популярные изложения истории появления пулемета Горюнова породили своего рода легенду о слесаре-самоучке, внезапно и самостоятельно создавшем замечательный образец оружия. Действительность была сложнее, а путь П. М. Горюнова к конструированию долгим.

На Ковровском заводе он трудился с 1930 года, стал одним из лучших слесарей-отладчиков опытной мастерской и в феврале 1940-го уже как конструктор пришел в отдел главного конструктора предприятия. В том же году Горюнов представил изготовленный им деревянный макет ручного пулемета. Помощь в дальнейшей работе Петру Максимовичу оказали его племянник – слесарь М. М. Горюнов и мастер В. Е. Воронков, основные расчеты автоматики выполнил инженер В. А. Прокофьев.

Опытный пулемет получил обозначение ГВГ («Горюнов-Воронков-Горюнов»). Одной из важных черт конструкции было широкое применение штампованных деталей, что обещало упростить и удешевить производство. После объявления конкурса на станковый пулемет ГВГ был переделан в станковый вариант. Стоит отметить, что в судьбе ГВГ сыграла свою роль поддержка со стороны В. А. Дегтярева, несмотря на то, что в это же время на заводе шли работы и над его опытными пулеметами.

ГВГ выдвинули на конкурс, в котором также принимали участие оружейники из Ижевска и Тулы. Он был одним из наиболее представительных за время Великой Отечественной. С августа 1942 по июнь 1943 года комиссия под председательством начальника курсов «Выстрел» генерал-майора С. А. Смирнова рассмотрела 14 различных конструкций.

Уже в декабре 1942-го принимается решение выпустить опытную партию – 50 пулеметов ГВГ с доработкой по надежности, живучести и по кучности стрельбы. Испытания на Научно-испытательном полигоне стрелкового и минометного вооружения в феврале 1943-го показали удовлетворительную работу образца, и в марте изготовили партию ГВГ на станке Дегтярева: пять прошли испытания на полигоне, 45 направили для войсковых испытаний в части Московского военного округа и Свердловское пехотное училище. В апреле 1943-го были изготовлены и также направлены на испытания пулеметы Дегтярева ДС-43 (существенно переработанный ДС-39). К этому времени пулеметы Горюнова и Дегтярева стали главными претендентами на победу в конкурсе (в качестве «резервного» шел также пулемет В. И. Силина, но он «сошел с дистанции» на последнем этапе испытаний).

Специальная комиссия под председательством начальника полигона генерал-майора Н. Н. Дубовицкого, созданная приказом Наркомата обороны от 29 марта 1943 года, высказала ряд пожеланий по доработке ГВГ и полевого станка. В конструкцию внесли ряд изменений, масса пулемета в боевом положении уменьшилась с 45–46 до 40,4 кг. В начале мая 1943-го улучшенные пулеметы ГВГ и ДС-43 прошли сравнительные испытания. Комиссия генерал-майора С. А. Смирнова указала, что при равной скорострельности и дальности стрельбы пулемет ГВГ показал в 1,5 раза лучшую кучность, в 2,5 раза большую живучесть деталей, большую безотказность работы. Кроме того, ГВГ был технологически проще. Нарком вооружения Д. Ф. Устинов ратовал за образец Горюнова как опытный производственник, генерал-майор Н. Н. Дубовицкий и испытатели в войсках отмечали его служебные преимущества.

Однако еще 7 апреля Сталин, весьма благоволивший Дегтяреву, предложил Устинову «принять за основу пулемет ДС 1939 года на упрощенном универсальном станке». ГАУ и наркомат оказались в сложной ситуации – испытания выявили преимущества образца Горюнова, а председатель Государственного комитета обороны склоняется в пользу ДС. Хорошо известен эпизод, когда на совещании о выборе станкового пулемета Сталин обратился к Дегтяреву: «Какой пулемет считаете нужным принять на вооружение – ваш или конструктора Горюнова?». «Пулемет Горюнова лучше, товарищ Сталин, – ответил Василий Алексеевич. – И промышленность его освоит быстрее».

Вряд ли эти слова, свидетельствующие, кстати, о высоком профессионализме оружейника Дегтярева и его исключительной порядочности, определили судьбу пулемета (такие решения обычно готовились заранее, на совещаниях в ГКО они проверялись, уточнялись и утверждались), но свою роль сыграли. И сразу после совещания 14 мая 1943 года постановлением ГКО на вооружение Красной армии был принят «7,62-мм станковый пулемет образца 1943 года конструкции Горюнова (СГ-43) на станке Дегтярева».

Судьба конструктора сложилась трагичнее, чем его детища. После принятия СГ-43 нагрузки на Горюнова возросли: кроме доведения пулемета на родном заводе он мотался в Златоуст налаживать производство там, в Москву, где сам отлаживал первые серийные пулеметы перед отправкой на фронт. Силы иссякали, и 23 декабря 1943 года Петр Максимович скончался в возрасте 42 лет.

Работы же по улучшению СГ продолжались – тем более что вынужденные технологические упрощения дали недостаточную живучесть системы. К 1945 году был накоплен определенный задел, учитывавший результаты войсковой эксплуатации. Стоит отметить, что модернизация также шла на конкурсной основе – участники предлагали свои комплексы изменений. Немалый вклад в усовершенствование пулемета внес, например, ковровский инженер А. А. Зайцев (впоследствии активный помощник молодого конструктора М. Т. Калашникова в доработке его опытного автомата).

https://www.vpk-news.ru/articles/6869