От Романов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.04.2020 19:40:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Кадровая политика в Советском ВМФ

Костев Г. Г. Военно-Морской Флот страны (1945—1995). Взлеты и падения. — СПб.: Наука, 1999.
Автор — командир одной из первых советских АПЛ, возглавлял направление ОУ ГШ ВМФ, был во главе кафедры оперативно-тактической подготовки ВМФ в ВПА имени И. Ленина, непосредственный участник послевоенного развития отечественного флота.

"...Кадровая политика в ВМФ в целом определялась существующей в СССР идеологической концепцией преданности строительству коммунистического общества. Стержнем этой концепции являлось практически обязательным в карьере офицера любой специальности состоять в КПСС. Без соблюдения этого требования рост офицера, независимо от его профессиональной подготовленности, как правило, был невозможен. Это было центральное
звено в реализации кадровой политики, по подбору руководителей в государстве, в Вооруженных Силах, и в частности в Военно-Морском Флоте. Так, беспартийных офицеров на должностях командиров кораблей и выше практически не было. Исходя из этого для «нормального» продвижения офицера по службе кадровыми органами (читай: политорганами) предъявлялся ряд требований, главенствующими из которых считались идейная убежденность офицера, политическая зрелость, беззаветная преданность КПСС, добросовестное служение Родине, т.е. идейно-политические качества. Затем по степени важности учитывались дисциплинированность офицера, готовность и способность точно выполнить приказ старшего начальника, инициатива и самостоятельность, решительность и смелость, умение офицера подчинить своей воле подчиненных, а также умение опираться в достижении высоких целей на партийную и комсомольскую организации. Не забывали кадровики и о педагогических и воспитательных качествах претендента на выдвижение, и лишь потом учитывались общая и военно-техническая подготовка офицера, уровень его тактической и оперативной подготовки.
Все это отражалось в аттестации на каждого офицера, прово¬имой раз в три года, и в представлении при назначении на новую должность или присвоение очередного воинского звания. Начинались все аттестации, представления, характеристики непременно с: «такой-то политику партии и правительства понимает правильно, делу КПСС предан». Поэтому в большинстве случаев на должностях командиров кораблей, частей и соединений не было случайных людей. Приведенное сито отбора сбоев практически не давало. Малейшее отклонение офицера в идейно-политическом плане настораживало кадровый орган в возможном использовании этого офицера на вышестоящих должностях, а если вскрывались факты «политической незрелости» (неверие в дело партии, коммунистическим идеалам, отсутствие коммунистической убежденности), то с офицерами безжалостно расправлялись. Главную роль в таком отвержении инокомыслящего играли политические органы. Здесь уместно подчеркнуть, что руководство политорганами, имеется в виду в первую очередь Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота, а также политуправления ВМФ и флотов, других видов Вооруженных Сил, формально являясь составной частью высшего звена Вооруженных Сил, на деле относились к аппарату ЦК КПСС, как бы возвышаясь над командным составом. Все политорганы были далеки от профессионального управления кораблями, частями, соединениями и объединениями, но бдительно наблюдали за «идеологической чистотой» кадров и имели решающий голос при назначении, выдвижении и аттестовании офицеров.
Поэтому при расстановке командных, инженерных, научных и педагогических кадров на флоте профессионализм и высокий уровень подготовки всегда был на втором плане, на первом была идейная преданность и умение того или иного офицера правильно взаимодействовать с политорганами. Очень высоко ценилась способность не противоречить, а соглашаться с вышестоящей инстанцией даже при наличии противоположного мнения по решаемому вопросу. Эта система управления в кадровой политике создала жесткий и точный алгоритм движения по служебной лестнице. Этот алгоритм действовал в партийной и государственной структуре, в том числе и в военной. Он ориентировался прежде всего на идейную преданность, на гибкую «нравственность», приспособленность, умение услужить. Руководствуясь этим алгоритмом, индивидуум, войдя в обойму властных структур, мог рассчитывать на любое кресло в руководящих инстанциях, независимо от компетентности. Таких примеров множество, особенно в высших государственных органах.
Любое же отклонение от требований этой системы тормозило продвижение того или иного офицера, а то и просто выбрасывало его на обочину не только службы, но и жизни независимо от способностей..."

ignorare legis est lata culpa