От damdor Ответить на сообщение
К Octolobus Ответить по почте
Дата 14.08.2020 00:02:17 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Спецслужбы; Байки; Версия для печати

Почти официальный церковный источник

>Это не из вики, это из жж Кураева.
>Я думал, он изучал историю церкви по другим источникам

Не отлучён. Но и не Иерусалим, а второй Константинополь, т.е. третий Рим.

http://www.pravoslavie.ru/sm/070504142431.htm

Как уже отмечалось выше, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, например мужеложству и даже скотоложству. Его нравственное состояние, таким образом, не выдерживало никакой канонической критики. Иеромонах Тарасий (Курганский) пишет об обычаях, принятых в кругах жидовствующих, к которым непосредственное отношение имел и Зосима, приводя слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Половая распущенность, составляющая сущность их жизни и только прикрываемая лжебиблейским учением, достигла крайних пределов явления патологического. Не говоря уже о смешениях противоестественных, они с каким-то непонятным здоровому человеку наслаждением оскверняли целомудренных совершенно особым способом: “Привожаху блудницы в своя храмины, – пишет преподобный Иосиф, – и скверняхуся с ними блудом и мыяхуся с ними в лохане и скверную сию воду взимаху и вливаху сию в вино и мед и посылаху то вино и мед святителям и священникам, и к болярам и к гостем и ко всем православным христианам”. Преподобный Иосиф нисколько не преувеличивает, утверждая, что подобного ничего и “пси не вкушают”»[5]. Кроме того, и в этом между собой согласны все историки, Зосима очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства.

По иронии судьбы именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, в новосозданной к концу XV столетия пасхалии озвучивает жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится градом «нового Константина». А великий князь централизованной Руси в лице Иоанна III преображается в «нового Константина». Можно, однако, предположить, что все возвеличивания митрополитом великого князя сводились, по сути, лишь к одному – к возможности заручиться надежной поддержкой правителя в борьбе с защитниками Православия, открыто выступившими против Зосимы.

По словам Н.И. Костомарова, «Зосима недолго мог скрываться. Ревнители благочестия скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками, о которых слух расходился в народе, и стали обличать его. Митрополит, прежде проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться великому князю на своих врагов, и великий князь подверг некоторых заточению»[6]. Но после того как преподобный Иосиф Волоцкий обратился к епископату со смелым призывом прогнать еретика с престола святого Петра и запрещением испрашивать у митрополита благословения («учите все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением»[7]), против Зосимы поднялась вся Церковь. И в результате решением Собора 1494 года бывший митрополит сослан был сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь на исправление. Даже здесь проявилось печалование о нем верхушки жидовствующих и личное доброе отношение к нему Иоанна III, основанное сугубо на лести: низложен был Зосима не за ересь, в которой его обвиняли, а за пьянство и нерадение о Церкви.

Подводя итог, можно смело утверждать, что митрополит Зосима является одним из худших первосвятителей Русской Церкви за всю ее многовековую историю. Возможно и не являясь убежденным последователем ереси жидовствующих, он все же по своей тяжкой приверженности всевозможным страстям не был, согласно канонам, достоин не только предстоятельства, но даже и низших степеней священства. Однако в противостоянии митрополиту Зосиме и его единомышленникам Русская Церковь приобрела уникальный опыт борьбы за чистоту Православия, борьбы, опирающейся на соборный церковный разум.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov/pamjatniki-drevne-russkogo-kanonicheskogo-prava/118

Изложение пасхалии на восьмую тысячу лет, повелением государя великого князя Иоанha Васильевича всея Руси, преосвященным Зосимой, митрополитом всея Руси, в нейже чаем всемирного пришествия Христова

...И бысть, по прехождешнии 3035 лет, прослави Бог православного первого 3036 царя Константина и показа ему свыше на небесах знамение честного креста, одоление и победу на враги, якоже и бысть; он же прият скипетр 3037 , непобедимо оружие – православную веру Христову, и побежая всех врагов, и покори под нозе свои всех супостатов, и веру православную Христову утверди, по апостольским преданиям, и еретичествующих на православную веру отгна, яко волны, и наречен бысть равен Апостолом. И Божьей волей сотвори град во имя свое и нарече ѝ град Константин, еже есть Царьград, и наречеся Новый Рим 3038 : и болма простреся православная вера Христова по всей земли. По сих же летах избра себе 3039 Господь Бог от идолопоклонников сосуд чист, благоверного и христолюбивого великого князя Владимира киевского и всея Руси, иже испытав о верах, и приим от Константинограда, яко щит непобедим в сердце си, православную веру Христову и крестися святым крещением во имя Отца и Сына и Святого Духа, идолы же сокруши, и неверные в веру приведе, и просвети всю русскую землю святым крещением, и прием от Бога оружие непобедимо, одоление на врагов, и покори под нозе свои всех супостатов, и утверди православную веру, яже в Христа Бога, и наречен бысть второй Константин. И ныне же, в последние сия лета, якоже и в первые, прослави Бог сродника его, иже в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Василевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константину – Москве, и всей русской земли и иным многим землям государя, якоже и 3040 Господь рече: «прославляющих мя прославлю», и прославися имя его и слава по всей вселенной, и предаст ему Господь Бог скипетр, непобедимо оружие на всех врагов, и неверных покори под нозе его, и всех супостатов предаст ему Господь Бога в руце его: и веру православную, яже в Христа Бога, утверди, еретичествующих же на православную веру Христову отгна, яко волков.