От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.11.2022 02:47:51 Найти в дереве
Рубрики Современность; Память; Локальные конфликты; Версия для печати

Возвращаясь к "Тузланской колонне". Финал.

16. Итоги расстрела
Что достигли мусульманские силы разгромом армейской колонны в Тузле? Кровавый триумф окончательно закрепил за их стороной главный город на северо-востоке республики. Тузла уверенно удерживалась мусульманскими вооружёнными силами все военные годы без каких-либо серьёзных попыток сербов отбить её. В городе разместился штаб 2-го корпуса АРБиГ – одного из двух армейских объединений Центральной Боснии.
Материальной добычей нападения стали часть вооружения и техники 92-й бригады.
В начале мая 1992 г. мы застаём последнюю фазу превращения покидавшей республику ЮНА в сербскую армию – рождение Войска Республики Сербской. Командование преимущественно сербской вооружённой силы уже стояло перед выбором: или имущество, техника и боеприпасы достанутся сепаратистам в городе, или они будут выведены на сербскую сторону. Мы видим этот процесс на примере 3-го инженерного полка, который передислоцировали в сербское село Пожарница и спешно вывозили в него материалы из казармы.
В первые весенние месяцы отношения и взаимопонимание между национально-религиозными общинами в тузланском регионе существенно разладились. И антисербский блок мусульман и хорватов, и сербы определились за создание собственной вооружённой силы. В расположении 92-й моторизованной бригады в гарнизоне «Хусинска буна» остались преиущественно резервисты из окрестных сербских сёл. При выходе их из города мусульманские формирование разумно могли представить их со следующего дня бойцами ВРС. Вывозившими вооружение и боеприпасы из казармы, на которые мусульмане сами давно положили глаз. Не говоря о складе на Козловаце, который те просто полагали «своим».
В моральном плане мусульмане несомненно отыгрались на федеральной армии за целый ряд унизительных неудач (в Биелине, Зворнике) и за изоляцию центра Сараева. ЮНА не являлось стороной конфликта, однако к тому моменту состояла в большинстве из сербов, которые стояли костью в горле сараевскому правительству и подконтрольным ему отрядам. «Каким-то сербам вообще» получилось «отомстить».
Отрицательной стороной стало неизгладимое впечатление, произведённое расстрелом в прямом эфире на сербов. Оно полностью соответствовало эффекту от трагических событий в Одессе, «в рифму» с которыми мы озаглавили настоящую работу. Выпукло и наглядно проступили методы мусульман и судьба, ожидающая сербов в стремившейся к независимости Боснии Изетбеговича. Избиение не участвовавших в разгоравшейся гражданской войне солдат закрепило в сознании сербов проявившийся в тот майский вечер образ противника и придало последовавшим событиям дополнительный заряд бескомпромиссности.
Завершая очерк о тузланской колонне, укажем на Тузлу как на «место памяти». Каждый год 15 мая на перекрёстке Брчанской малты и Скоевской улицы родные и сослуживцы погибших устраивают импровизированный мемориал и приносят цветы. Собирающиеся кучей мусульманские экстремисты немедленно расшвыривают по сторонам «напоминание об агрессорах».
А аэродром ЮНА на несколько лет заменила американская авиационная база. Помимо своей практической функции, она несла и глубоко символическую нагрузку, возвышаясь памятником, своеобразным кенотафом над могилой идеи об унитарной и независимой Боснии и Герцеговины с доминированием одного народа. Той идеи, во имя которой в начале девяностых годов республиканское руководство рядом кровожадных провокаций ввергло прекрасную землю в огонь истребительной гражданской войны, по выходу из которой эта часть Югославии вышла фактически лишённой и суверенитета, и единства, и достоинства.

Козарска бригада креће преко Саве