|
От
|
zero1975
|
|
К
|
tramp
|
|
Дата
|
21.08.2023 18:44:56
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Ну, если это кому-то интересно
>>Я вам пример приведу из своего, родного: мне по случаю попал в руки комплект первоисточников по испытаниям первого советского самоходного комбайна. Интереснейшее (ну, для меня) чтение, здорово противоречащее традиционной, "написанной инженерами" версии истории. А потом - так же случайно - наткнулся в мемуарах работников ЗИЛа на рассказ Фиттермана (который, казалось бы, ни сном ни духом к этой теме - где ЗИЛ и где комбайны) о его участии в этом деле.
>А можно услышать хотя бы краткое изложение это истории?
В 1944-1945 годах в США работала советская закупочная комиссия, состоявшая из специалистов по сельскохозяйственному машиностроению. Комиссия изучала технологии и машины, применявшиеся в современном сельском хозяйстве США и Канады и закупала интересующие образцы для изучения и возможного производства в СССР после войны. От отраслевого института ВИСХОМ в составе комиссии работал Пустыгин Михаил Андреевич - тогда ещё молодой 38-летний к.т.н. (доктором наук и профессором он станет вскоре после войны).
Помимо прочих, комиссия привезла из США совсем свежую новинку - самоходные зерноуборочные комбайны, первые образцы которых появились во время войны. И в начале 1946 года в ВИСХОМе зав. лабораторией уборочных машин М.А. Пустыгин и науч. сотрудник И.С. Иванов проектируют советский самоходный комбайн С-4 (ЖМС-4,0).
Комбайн построен на советских агрегатах: двигатель - от ЗИС-5, мост ведущих колёс и рулевой механизм - от ГАЗ-51, КПП - от ГАЗ-АА. А вот молотилка и жатка, разумеется, конструкции ВИСХОМ (но почему-то неотличимы от американского комбайна International Harvester 123SP, который комиссия закупила в числе других машин).
В мае-августе 1946 года на московском электромеханическом заводе им. Ильича (который Михельсона - тот самый) изготовили три опытных образца. Готовы они были поздно и испытать их успели чуть-чуть (4 дня всего) в Подмосковье, а в сентябре-октябре - в Омской области.
И уже в 1947 году комбайн С-4 запускается в производство сразу на Сызранском, Тульском, Казанском, Красноярском, Таганрогском заводах. Михаилу Андреевичу Пустыгину и Ивану Сергеевичу Иванову в 1947 году за разработку комбайна присуждается Сталинская премия.
Все прекрасно - сельское хозяйство получило новую машину, разработчики - заслуженную награду. Ну, а что в отчетах по испытаниям за 1948 год фигурируют 3 новых конструкции моста ведущих колес (от ВИСХОМа, от Тулы и от Таганрога) - так жизнь идёт, конструкция совершенствуется...
И вдруг - вот это:
https://disk.yandex.ru/i/4MQlJ8D3lu1OZw
Михаил Андреевич Пустыгин - доктор технических наук, профессор - проработал в ВИСХОМе до 2004 года (умер в 2012 году). Иван Сергеевич Иванов - автор замечательных учебников по сельхозмашиностроению - до 1986 года (умер в 2000 году). И по словам знавших их коллег, эти уважаемые (без кавычек) люди как-то не распространялись про историю с "вредительским" мостом.
Разумеется, эта история не представляет собой ничего сверхъестественного. Тем, кто в этом увидит злобесовый большевизм - напомним, что в том же 1947 году в США на производство был поставлен бульдозер IH TD-24, имевший огромное количество проблем из-за проталкивания на рынок без должных испытаний. И в 1962 году та же фирма выпустила TD-30 - еще более катастрофическую машину. Рассказанная история - она в упрек не "уважаемым людям", а тем, кто писал историю ВИСХОМа, не вылезая из этого-самого ВИСХОМа.