От Александр Стукалин
К All
Дата 05.04.2013 14:55:40
Рубрики Современность; ВВС; Локальные конфликты;

Перелет Ту-95 Москва--Гавана "через Токио" в 1960 году... (???)

На сайте "ВВС России: люди и самолеты" опубликован большой материал о летчике-испытателе Константине Малхасяне.
http://www.airforce.ru/content/lyudi-v-aviacii/779-sargis-oganesyan-ispytatel-bystrokrylyh-tu/

В числе прочего там написано:
"...Ближе к концу 1959 года экипаж А.Якимова стал готовиться к неслыханному кругосветному путешествию: на самолете “Ту-95” он должен был преодолеть расстояние в 30000 км. с одной посадкой в Гаване: первые 15000 км. в Гавану из Москвы самолет должен был пролететь без посадки через Токио, оттуда, через Запад, обратно – столько же. Этим перелетом окончательно должны были выясниться предельные летные данные ракетоносца, так как на его базе планировалось создание радиоэлектронных и противолодочных разведчиков с огромным радиусом действия.
От Малхасяна требовалось рассчитать оптимальный маршрут с учетом погодных данных и Розы ветров, их скоростей движения. Одновременно стали готовить рекордный вариант “Ту-95”: его сделали максимально обтекаемым, сняв с него все вооружение и оборудовав ненужные выступающие части обтекаемыми колпаками. Затем, для достижения максимальной дальности, в бомболюке и отсеках, свободных от вооружения, установили дополнительные топливные баки. Было взято необходимое для экипажа снаряжение, включая НАЗ , спасательное оборудование и т.п.. Таким образом, снаряженный от и до самолет стал весить 200 тонн против его нормальных 170-и. Задача облегчалась тем, что на этом самолете стояли новые двигатели НК-12МВ мощностью 15000 л.с. против прежних 12000-и. Начались пробные полеты. Все прошло нормально, и перелет был запланирован на весну 1960 года.
К сожалению, его пришлось отменить в связи с инцидентом с Пауэрсом: все силы и средства были направлены на форсирование ПВО страны, о чем свидетельствует документ, подписанный в то время Заместителем Министра авиационной промышленности А.А. Белянским, смысл которого сводится к тому, что:
“…В связи с обострением международной политической обстановки все материальные и финансовые средства направить на усиление средств ПВО СССР, по этой причине перелет Москва-Гавана-Москва отложить на неопределенный срок”. Этот документ был показан автору данных строк Константином Ивановичем из личного его архива...".

Существует байка о том, что, когда конкурент Туполева авиаконструктор В.М.Мясищев вовсе отчаялся увеличть дальность своих бомбардировщиков до требуемой военными "межконтинентальности" ("США-обратно"), он на одном из военных советов предложил сажать их после выполнения боевой задачи на территории Американского континента, а не возвращать в СССР. На что, якобы, Хрущев ехидно заметил типа: "У вас что, товарищ конструктор, в Мексике теща живет?" :-)

А у Туполева что, в Мексике теща жила? :-)
Ну бог с ним с "Токио", но кто бы из Латиноамериканских стран уже после "Токио" и Тихого океана пропустил бы через свою территорию весной 1960 года советский Ту-95 таким вот "восточным маршрутом" на Кубу?

От Robert
К Александр Стукалин (05.04.2013 14:55:40)
Дата 05.04.2013 21:00:31

А что такого? Ту-114 же летал, а это то же самое, что Ту-95?

Полно же ссылок, вот например:

>7 января 1963 года, состоялся первый беспосадочный перелёт через Атлантику по маршруту Москва - Гавана на авиалайнере Ту-114...Ту-114 был, без преувеличения, фантастическим самолётом. Он был создан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95...

http://propaganda-journal.net/6422.html



От b-graf
К Robert (05.04.2013 21:00:31)
Дата 08.04.2013 15:18:45

Долетал, но ненадежно

Здравствуйте !

>>7 января 1963 года, состоялся первый беспосадочный перелёт через Атлантику по маршруту Москва - Гавана на авиалайнере Ту-114...Ту-114 был, без преувеличения, фантастическим самолётом. Он был создан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95...
>
>
http://propaganda-journal.net/6422.html

Где-то читал (в каком-то сообществе ЖЖ, наверно), что при сильном встречном ветре Ту-114 приходилось садиться на Багамах на дозаправку. (За наличные доллары, специально выдаваемые для этого случая - может байка, не знаю).

Павел

От Юрий А.
К b-graf (08.04.2013 15:18:45)
Дата 08.04.2013 15:46:52

Re: Долетал, но...

>Где-то читал (в каком-то сообществе ЖЖ, наверно), что при сильном встречном ветре Ту-114 приходилось садиться на Багамах на дозаправку. (За наличные доллары, специально выдаваемые для этого случая - может байка, не знаю).

Вот тут все описано и это не ЖЖ:

http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu114.html

А то получается, что "слышал звон".

А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.

От Robert
К Юрий А. (08.04.2013 15:46:52)
Дата 08.04.2013 17:15:34

Ре: Долетал, но...

Да я собственно про спор в этой ветке: собьют или не собьют там Ту-95.

В чем вопрос-то? Послать Ту-114 совершенно официально (все оформив, как чартерный рейс например) xоть в перелет поперк США. Какие проблеммы-то?

Такиx две пары (военный и гражданский) тогда летало: Ту16/Ту-104 и Ту-95/Ту-114.

Ну просто представьте как глупо бы выглядело если бы где-то сбили идущий по маршруту Ту-104? Такого ни разу не было (а ведь это - бомбардировщик Ту-16 по сути).

Правда тогда я бы на месте американцев в ответ наверное бы нарисовал бы на Б-52 иллюминаторы, покрасил в цвета авиакомпании, и организовал гражданские рейсы в СССР на этой машине :) .

От Александр Стукалин
К Robert (05.04.2013 21:00:31)
Дата 05.04.2013 21:13:07

...то же самое, что Ту-95?

Все-таки это два разных самолета.
Один возил задницы советских чиновников и прочих советских граждан за океан, а второй возил бомбозадницу для супостата.
Супостат их прекрасно различал.


От Robert
К Александр Стукалин (05.04.2013 21:13:07)
Дата 05.04.2013 21:15:13

Поправлюсь тогда: с теxнической точки зрения - то же самое. (-)


От hardy
К Александр Стукалин (05.04.2013 14:55:40)
Дата 05.04.2013 17:11:36

Странно как-то

>К сожалению, его пришлось отменить в связи с инцидентом с Пауэрсом: все силы и средства были направлены на форсирование ПВО страны, о чем свидетельствует документ, подписанный в то время Заместителем Министра авиационной промышленности А.А. Белянским, смысл которого сводится к тому, что:
>“…В связи с обострением международной политической обстановки все материальные и финансовые средства направить на усиление средств ПВО СССР, по этой причине перелет Москва-Гавана-Москва отложить на неопределенный срок”. Этот документ был показан автору данных строк Константином Ивановичем из личного его архива...".

зам.министра авиационной промышленности подписывает документ о направлении материально-финансовых средств на усиление ПВО СССР, на основании чего отменяется некий рекордный перелет.

что-то тут явно лишнее.

не говоря уже о том, что две заправки Ту-95 ну никак не подорвали бы боеспособность ПВО и ВВС в целом.

От Александр Стукалин
К hardy (05.04.2013 17:11:36)
Дата 05.04.2013 17:30:41

Re: Странно как-то

>зам.министра авиационной промышленности подписывает документ о направлении материально-финансовых средств на усиление ПВО СССР, на основании чего отменяется некий рекордный перелет.

я думаю, что зам (профильный) подписал все это уже в пятую очередь, а до того по этому поводу уже все подписали в Президиуме ЦК, в ЦК, министр Дементьев и все, как полагается... :-)

>что-то тут явно лишнее.
>не говоря уже о том, что две заправки Ту-95 ну никак не подорвали бы боеспособность ПВО и ВВС в целом.

не подорвали бы, но после Пауэрса просто действительно было бы политически неверно засылать Ту-95 на Кубу
я бы тоже отложил этот вопрос :-)

От hardy
К Александр Стукалин (05.04.2013 17:30:41)
Дата 05.04.2013 18:00:48

Re: Странно как-то

>>что-то тут явно лишнее.
>>не говоря уже о том, что две заправки Ту-95 ну никак не подорвали бы боеспособность ПВО и ВВС в целом.
>
>не подорвали бы, но после Пауэрса просто действительно было бы политически неверно засылать Ту-95 на Кубу
>я бы тоже отложил этот вопрос :-)

в рамках политического аспекта у меня никаких вопросов нет, и я с вами тут полностью согласен.

но тогда почему вместо
>“…В связи с обострением международной политической обстановки все материальные и финансовые средства направить на усиление средств ПВО СССР, по этой причине перелет Москва-Гавана-Москва отложить на неопределенный срок"

не было написано
>“…В связи с обострением международной политической обстановки перелет Москва-Гавана-Москва отложить на неопределенный срок"

??

и потом, что значит "все материальные и финансовые средства направить на усиление средств ПВО"?
какие все? весь бюджет МАП?

"средства ... направить на усиление средств"
и вот это - целый замминистра МАП подписывает.

я допускаю, конечно, что документ просто неверно процитирован на память...
но странно это все.

От Александр Стукалин
К hardy (05.04.2013 18:00:48)
Дата 05.04.2013 18:11:10

Re: Странно как-то

>но тогда почему вместо
>>“…В связи с обострением международной политической обстановки все материальные и финансовые средства направить на усиление средств ПВО СССР, по этой причине перелет Москва-Гавана-Москва отложить на неопределенный срок"
>
>не было написано
>>“…В связи с обострением международной политической обстановки перелет Москва-Гавана-Москва отложить на неопределенный срок"
>
>??

>и потом, что значит "все материальные и финансовые средства направить на усиление средств ПВО"?
>какие все? весь бюджет МАП?

>"средства ... направить на усиление средств"
>и вот это - целый замминистра МАП подписывает.

>я допускаю, конечно, что документ просто неверно процитирован на память...
>но странно это все.

да не, нормально все :-)
это же журналистская журналистика, очеркистская очеркистика и мемуарная мемуаристика :-) а Вы предъявляете ко всему этому требования как к документалистике :-)
да замминистра вообще не имел отношения к перераспределению средств между ПВО и ВВС -- он просто распорядидельно (конкретно для своих подчиненных управлений МАП/ГКАТ) подписывал=прописывал (дублировал) то, что ему сверху уже спустили

От radus
К hardy (05.04.2013 17:11:36)
Дата 05.04.2013 17:25:41

возможно, он побаивается

что Ту-95 будет сбит при несогласованном перелете через чужую территорию. Например, американцами в качестве мести за Пауэрса.

От Роман Алымов
К radus (05.04.2013 17:25:41)
Дата 05.04.2013 19:20:15

ИМХО побаивается другого (+)

Доброе время суток!
Что его лучшие враги по аппаратным играм поставят ему в вину то, что в то время как "все силы и средства брошены" он занимается чем-то не тем.
С уважением, Роман

От Александр Стукалин
К Роман Алымов (05.04.2013 19:20:15)
Дата 05.04.2013 19:34:49

Re: ИМХО побаивается...

>Доброе время суток!
> Что его лучшие враги по аппаратным играм поставят ему в вину то, что в то время как "все силы и средства брошены" он занимается чем-то не тем.

Роман, ну посылка Ту-95 на Кубу не замминистром ГКАТ/МАП решалась в СССР. Его задача была выпустить машину (вот тут уж вожможно и под свою личную ответственность :-) ) + загнать на Кубу свежий ЗИП и персонал на случай чего. :-)

От Роман Алымов
К Александр Стукалин (05.04.2013 19:34:49)
Дата 05.04.2013 19:38:46

Это аппатарные игры, там логика не работает (+)

Доброе время суток!
Точнее, логика работает но нужно знать механизм принятия решений, кто там что поддержал и так далее.
С уважением, Роман

От Александр Стукалин
К Роман Алымов (05.04.2013 19:38:46)
Дата 05.04.2013 19:52:16

Re: Это аппатарные...

> Точнее, логика работает но нужно знать механизм принятия решений, кто там что поддержал и так далее.

Это безусловно. Не спорю. Советский Союз в этом дошел до ручки.
Т.е. кто там по(д)держал "ручку" и так далее... :-))

От hardy
К radus (05.04.2013 17:25:41)
Дата 05.04.2013 18:01:12

ответил ниже и вам и А. Стукалину (-)

.

От NV
К Александр Стукалин (05.04.2013 14:55:40)
Дата 05.04.2013 15:34:01

Запросто - официально бы согласовали как перелет на рекорд дальности. (-)


От Александр Стукалин
К NV (05.04.2013 15:34:01)
Дата 05.04.2013 15:42:18

Там до рекорда дальности в сравнении с B-52 без мазы было...

Это не "мировой" перелет то был бы, это чисто наши внутренние дела с Ту-95 и Кубой... :-)

От Melnikov
К Александр Стукалин (05.04.2013 15:42:18)
Дата 05.04.2013 15:49:10

B-52 - реактив!

а Ту-95 турбовинтовой
на рекорд вполне тянуло!

От Александр Стукалин
К Melnikov (05.04.2013 15:49:10)
Дата 05.04.2013 15:55:34

Re: B-52 -...

>а Ту-95 турбовинтовой
>на рекорд вполне тянуло!

политически (при взаимном мерянии стратегическими бомбардировщиками) я бы на месте Хрущева и президиума ЦК на такой мировой рекорд не пошел бы никогда
это же и значило бы на весь мир прокричать и официально признать, что наш "советский мирный трактор"=турбовинт Ту-95 летает заведомо меньше, чем их ерактивный B-52
не, на такой "рекорд" ИМХО и военные бы наши санкции своей перед ЦК не дали бы, я думаю... :-)

От NV
К Александр Стукалин (05.04.2013 15:55:34)
Дата 05.04.2013 16:12:33

Это, как уже отмечено, разные классы самолетов. И поэтому рекорды у них разные

>>а Ту-95 турбовинтовой
>>на рекорд вполне тянуло

Б-52 и заметно больше, и здорово тяжелее - на несколько десятков тонн, в зависимости от модификации.

Знаменитый же рекорд дальности в 20177км был поставлен намного позднее, в 62 году.

>
>политически (при взаимном мерянии стратегическими бомбардировщиками) я бы на месте Хрущева и президиума ЦК на такой мировой рекорд не пошел бы никогда

а практически у этого полета была другая цель.

>это же и значило бы на весь мир прокричать и официально признать, что наш "советский мирный трактор"=турбовинт Ту-95 летает заведомо меньше, чем их ерактивный B-52

В 60 году ???

>не, на такой "рекорд" ИМХО и военные бы наши санкции своей перед ЦК не дали бы, я думаю... :-)

А зря

Виталий

От Александр Стукалин
К NV (05.04.2013 16:12:33)
Дата 05.04.2013 16:27:38

Re: Это, как...

не, тут все четко: есть такая вещь -- абсолютный мировой рекорд дальности самолета
это престижно
именно его побил Громов на АНТ-25 в 1937 г., именно его побил и B-52 в 1962 г.
а класс самолета в абсолютных рекордах роли не играет, поскольку тот самый рекорд B-52 в 1986 г. (только) побил Рутан на своем "хэндмэйде" :-)

От Robert
К Александр Стукалин (05.04.2013 16:27:38)
Дата 06.04.2013 19:14:24

Ре: Это, как...

класс самолета в абсолютных рекордах роли не играет, поскольку тот самый рекорд Б-52 в 1986 г. (только) побил Рутан на своем "хэндмэйде" :-)

Просто не в интересаx правды, а в интересаx истины: играет-таки.

Поскольку есть (просто например) такая формулировка как "рекорд самого быстрого круглосветногo перелета", во как. В смысле: дальность меньше чем абсолютный рекорд, но зато быстрее чем он. "Вояджер" Рутана чапал вокруг света больше 9 суток (у него всего-то стосильный поршневой движок если не учитывать второй двигатель использовавшийся только для взлета), а этот рекорд с изощренной формулировкой (двое суток с чем-то) поставлен вот на этом реактивном чуде теxники:

[18K]


В смысле: сначала ставится рекорд xоть в чем-то (что теxника позволяет) а потом под это дело рекорду придумывается подxодящее название, я совершенно серьезно.


От bedal
К Robert (06.04.2013 19:14:24)
Дата 07.04.2013 01:16:52

не, как раз для кругосветки дальность вторична

В отличие от рекорда просто на дальность.
Потому и имеет смысл скоростная кругосветка.

От Melnikov
К Александр Стукалин (05.04.2013 16:27:38)
Дата 05.04.2013 16:33:43

О! вот мы и определили предмет спора!

>не, тут все четко: есть такая вещь -- абсолютный мировой рекорд дальности самолета
>это престижно

а есть еще и другие рекорды, зависящие от типа самолета!!
и это не менее престижно!

И кстати, в первоначальном сообщении прямо говорится, что этот полет должен выявить возможности больших полетов именно для Ту-95, а о погоне за мировым рекордом речи не идет!

P.S. На этом я участие в споре закончил. ("кто про Фому, а кто про Ерему." - дальнейший смысл разговора утрачен.)

От Александр Стукалин
К Melnikov (05.04.2013 16:33:43)
Дата 05.04.2013 16:36:27

Re: О! вот...

>И кстати, в первоначальном сообщении прямо говорится, что этот полет должен выявить возможности больших полетов именно для Ту-95, а о погоне за мировым рекордом речи не идет!

да, именно так, об этом и речь
а тему "рекордов" не я вбросил то в этот полет... :-)

От Александр Стукалин
К NV (05.04.2013 16:12:33)
Дата 05.04.2013 16:19:57

Re: Это, как...

>>это же и значило бы на весь мир прокричать и официально признать, что наш "советский мирный трактор"=турбовинт Ту-95 летает заведомо меньше, чем их ерактивный B-52
>
>В 60 году ???

даже я бы сказал и в 59-м году... :-)

От NV
К Александр Стукалин (05.04.2013 16:19:57)
Дата 05.04.2013 16:28:56

А Б-52 летал на меньшую дальность чем Б-36. И что ??? (-)


От Александр Стукалин
К NV (05.04.2013 16:28:56)
Дата 05.04.2013 16:31:34

Ничего... От этого же Ту-95 своего рекорда поверх США не дал бы. (-)


От Melnikov
К Александр Стукалин (05.04.2013 15:55:34)
Дата 05.04.2013 16:04:08

с какой стороны посмотреть...

>... турбовинт Ту-95 летает заведомо меньше, чем их ерактивный B-52

Из Вики:
16-18 января 1957 года три В-52B совершили кругосветный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе от самолёта-заправщика, пролетев 39165 км за 45 часов 19 минут при средней скорости около 850 км/ч.

Если бы в 60-м году БЫЛ полет с одной посадкой то это была бы серьезная заявка. И никто бы не сказал, что он летает меньше. Как раз был бы показатель!
Одна посадка (и последующий взлет) практически эквивалентна одной дозаправке, главное тут - заправщик иметь в нужной точке, а его не было и посему речь могла идти только о перелете с промежуточной посадкой.

А вот после этого (из Вики):
10-11 января 1962 года В-52Н установил мировой рекорд дальности полёта без дозаправки в воздухе, совершив перелёт по маршруту авиабаза Кадена, Окинава, Япония — авиабаза Torrejon, Испания дальностью 20177 км за 22 часа 9 минут.

Смысл полета уже утрачивался.
Но это уже 62-ой год, но никак не 60-ый, когда смысл - был!

От Александр Стукалин
К Melnikov (05.04.2013 16:04:08)
Дата 05.04.2013 16:18:38

Re: с какой

>А вот после этого (из Вики):
>10-11 января 1962 года В-52Н установил мировой рекорд дальности полёта без дозаправки в воздухе, совершив перелёт по маршруту авиабаза Кадена, Окинава, Япония — авиабаза Torrejon, Испания дальностью 20177 км за 22 часа 9 минут.
>Смысл полета уже утрачивался.
>Но это уже 62-ой год, но никак не 60-ый, когда смысл - был!

А Вы предыдущий рекорд абсолютной дальности посмотрите:
18082 км -- Т.Дэвис, Э.П.Ранкин США Lockheed P2V "Neptune" Перт, Австралия 29 сент. - 1 октября 1946 г.

Не, Ту-95 18 тыс. не кроет. Про "рекорд с одной посадкой" это конечно советскому народу можно было бы отпиарить, но на весь мир это означало бы признать, что летаем хило.
ИМХО не пошли бы на это наши "военно-воздушные товарищи" -- они ж были в курсе возможностей супостата. И им второго места в мировом зачете не надо было. Мы в те годы ставили авиарекорды там, где реально ставили, -- высота, скорость и т.п. А уж где не могли, там не могли... :-)

От Melnikov
К Александр Стукалин (05.04.2013 16:18:38)
Дата 05.04.2013 16:27:10

про Фому и про Ерему

> ... Lockheed P2V "Neptune"

т.е. винтовой с поршневым двигателем

про остальных участников написал выше.

От Александр Стукалин
К Melnikov (05.04.2013 16:27:10)
Дата 05.04.2013 16:33:35

Re: про Фому...

>> ... Lockheed P2V "Neptune"
>
>т.е. винтовой с поршневым двигателем
>про остальных участников написал выше.

написал ниже:
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2456632.htm

От NV
К Melnikov (05.04.2013 16:04:08)
Дата 05.04.2013 16:17:48

Рекорд 62 года ставила новая модификация B-52H с двухконтурными двигателями

и взлетной массой в 220 с лишним тонн.

Виталий

От Дмитрий Козырев
К Александр Стукалин (05.04.2013 14:55:40)
Дата 05.04.2013 15:05:28

Re: Перелет Ту-95...

>Ну бог с ним с "Токио", но кто бы из Латиноамериканских стран уже после "Токио" и Тихого океана пропустил бы через свою территорию весной 1960 года советский Ту-95 таким вот "восточным маршрутом" на Кубу?

А что значит "пропустил"? Мог помешать или хотя бы обнаружить?
Инцидент конечно - но перешеек узкий, пребывание в воздушном пространстве не более 30 минут.
Невероятный сценарий7

От Александр Стукалин
К Дмитрий Козырев (05.04.2013 15:05:28)
Дата 05.04.2013 15:17:40

Re: Перелет Ту-95...

>А что значит "пропустил"? Мог помешать или хотя бы обнаружить?
>Инцидент конечно - но перешеек узкий, пребывание в воздушном пространстве не более 30 минут.
>Невероятный сценарий7

Ну, невероятного в этом человеечском мире вообще ничего нет, как практика показывает... :-)
Но думаете, Хрущев послал бы Ту-95 в рекорд без согласования с правительствами соответсвующих государств?
Во волюнтарист!... А! :-)))

От Дмитрий Козырев
К Александр Стукалин (05.04.2013 15:17:40)
Дата 05.04.2013 15:25:43

Re: Перелет Ту-95...

>Ну, невероятного в этом человеечском мире вообще ничего нет, как практика показывает... :-)
>Но думаете, Хрущев послал бы Ту-95 в рекорд без согласования с правительствами соответсвующих государств?
>Во волюнтарист!... А! :-)))

ну учитывая, что в это же время американцы посылали самолеты вглубь воздушного пространства даже СССР - именно в расчете на невозможность перехвата...
"Время было такое"

От Александр Стукалин
К Дмитрий Козырев (05.04.2013 15:25:43)
Дата 05.04.2013 15:30:31

Re: Перелет Ту-95...

>ну учитывая, что в это же время американцы посылали самолеты вглубь воздушного пространства даже СССР - именно в расчете на невозможность перехвата...
>"Время было такое"

Ну, то есть Никита хотел так же типа?.. :-)

От Forger
К Александр Стукалин (05.04.2013 15:17:40)
Дата 05.04.2013 15:25:24

Ну за посадкой Зондов через шахский Иран вполне летали

И Иран согласовывал
bardokin.livejournal.com

От Александр Стукалин
К Forger (05.04.2013 15:25:24)
Дата 05.04.2013 15:29:07

Re: Ну за...

>И Иран согласовывал

Это я в курсе, через Иран и при Путине много чего куда летало. :-)
Но тут все таки весна 1960-го, Куба, Кастро и Америка... Непростой набор -- более сложный, чем тогдашний Иран... :-)