От Сергей Зыков
К All
Дата 21.08.2015 07:36:20
Рубрики WWII; Современность; ВВС;

Секретная операция люфтваффе

лекция координатора космопоиска В.Черноброва
http://www.youtube.com/watch?v=Aix7EL9aG0U
могло такое быть - бомбардировка поселка места добычи марганца c секретного аэродрома?

c 12:20 минуты по 27:00
Пропавшие Пе-2... Секретный немецкий аэродром в советском тылу архангельской области. Недалеко от Акулова озера. Базировалась там эскадрилья Хе-111.
По соображению В.Черноброва намеревались бомбить месторождение марганца единственное в советском союзе на 1942-1943 гг. очень важная присадка для танковой брони
Интересно каким образом бомбежка могла сильно помешать добыче??

и на 1ч 53 минуты / 2ч

Бомбили по каким то причинам не Полуночное где находилось месторождение, а район пресловутой "Горы Мертвецов" это 850 км от Акулова озера. Якобы ни один самолет на базу не вернулся.

история для сценария пера Кошкина... с группой Дятлова, флешбеками, немцами-зомби, НКВД-КГБ и прочей чертовщиной.

ПыСы - просьба не обсуждать причины гибели группы дятлова и персону В.Черноброва
Пы-сы-2 гипотеза от самого Черноброва - шаровые молнии которые там наблюдались в то время, в том числе и летчиками.

От ascet
К Сергей Зыков (21.08.2015 07:36:20)
Дата 22.08.2015 00:55:03

Re: Секретная операция...

>лекция координатора космопоиска В.Черноброва
>
http://www.youtube.com/watch?v=Aix7EL9aG0U
>могло такое быть - бомбардировка поселка места добычи марганца c секретного аэродрома?

Помнится в "Техника-Молодежи" была статья о немецких аэродромах где-то у нас (вроде Мурманская область). Там бочки, запчасти и что-то еще находили с немецкой символикой. Но у меня при переезде все журналы утеряны, найти не смогу.

От Сергей Зыков
К ascet (22.08.2015 00:55:03)
Дата 22.08.2015 04:47:59

Re: Секретная операция...

>>лекция координатора космопоиска В.Черноброва
>>
http://www.youtube.com/watch?v=Aix7EL9aG0U
>>могло такое быть - бомбардировка поселка места добычи марганца c секретного аэродрома?
>
>Помнится в "Техника-Молодежи" была статья о немецких аэродромах где-то у нас (вроде Мурманская область). Там бочки, запчасти и что-то еще находили с немецкой символикой. Но у меня при переезде все журналы утеряны, найти не смогу.

ну это сейчас не проблема, ваши журналы нашлись в интернете :)



http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1991-01--num30
Техника - молодёжи 1991-01, страницs 24-27


Антология таинственных случаев

Ни в коей мере не умаляя заслуг цивильных энтузиастов, давно ратующих за сохранение образцов уникальных машин, все-таки напомним, что первую в стране постоянную выставку авиационной техники создали военные летчики; Музей бронетанковой техники — танкисты; подводные лодки, торпедные, сторожевые и бронированные катера периода Великой Отечественной преобразовали в памятники боевой славы моряки. Причем подобные коллекции, как правило, возникали без предварительной шумихи с нулевым обычно результатом, что относится к музеям автомобиля, железнодорожного транспорта, кузнечного дела, старинных рудников и заводов.

Вот типичная история. Работники Музея авиации Краснознаменного Северного флота и военные авиаторы, что называется в инициативном порядке, собрали на местах вынужденных посадок несколько советских, английских и американских боевых самолетов, на которых наши летчики сражались в небе Заполярья. А рядом поставили немецкий Me-109. Ни в одном другом музее (кроме Музея бронетанковой техники) не увидишь и не сравнишь отечественное и союзническое оружие с вражеским!

При этом сотрудники музея не ограничиваются восстановлением исторических машин. Они стараются выяснить обстоятельства гибели пилотов-североморцев, особенно тех, кто десятилетиями считался без вести пропавшим. Например, в 1979 году им стало известно, что на северной оконечности полуострова Канин обнаружен советский двухмоторный самолет военного времени. Поисковая группа обследовала его. Это оказался дальний истребитель Пе-3. В кабине — столько десятилетий! — покоились останки экипажа — старшего лейтенанта Ю. Михина и лейтенанта Н. Ни-кульникова из 95-го истребительного авиаполка. Видимо, в воздушном бою над морским конвоем союзников их машину подбили, летчики дотянули до суши, но при посадке потерпели катастрофу. А родным сообщили: «Пропали без вести...»

В 1981 году неподалеку от поселка Никель нашли обломки истребителя Як-9. Фамилию погибшего 21 октября 1944 года командира звена 197-го истребительного авиаполка лейтенанта П. Шакуна установили по номеру найденной в кабине медали.

Не первый год североморцы ищут самолет дважды Героя Советского Союза Б. Сафонова. Встретив войну старшим лейтенантом, командиром эскадрильи 78-го смешанного авиаполка, он вечером 30 июля 1942 года одержал последние победы, защищая конвой PQ-16. «Самолет Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении «Куйбышева», однако не дотянул 20—25 кабельтовых, упал в море и мгновенно затонул,— вспоминал адмирал А. Головко, командовавший Северным флотом.— Два часа после боя эскадренный миноносец «Куйбышев» искал Сафонова в море. И не нашел. Так и осталась невыясненной причина его гибели». К тому времени на счету командира 2-го гвардейского авиаполка, подполковника Сафонова, было 25 вражеских самолетов, уничтоженных лично, и еще 14, сбитых вместе с другими летчиками. Североморцы верят, что истребитель прославленного аса найдут, поднимут со дна Баренцева моря, и он займет почетное место в музее, находящемся в поселке Сафоново...

В Вооруженных Силах немало тех, кто отдает свободное время исследованию неизвестных доселе обстоятельств гибели наших воинов, розыску боевой техники периода Великой Отечественной. Причем иной раз выявляется нечто совершенно неожиданное...

Виктор ДУДИН, старший лейтенант, г. Архангельск
Последний полет Пе-3

Ранним утром 5 ноября 1942 года с аэродрома «Ягодник», что под Архангельском, взлетели два истребителя Пе-3, лейтенантов Александра Устименко и Виктора Горбунцова.

Ведущим шел Устименко, как наиболее подготовленный и имевший боевой опыт, о чем свидетельствовал орден Ленина на его гимнастерке. Вместе с ним летели штурман лейтенант Кузьма Банцев и пассажир начальник штаба Беломорской авиагруппы Северного флота полковник Федор Попов. Ему предстояло руководить действиями флотской авиации против неприятельских кораблей, все чаще появлявшихся в наших арктических водах

Дело в том, что после разгрома союзного конвоя RQ-17 в июле 1942 года англичане и американцы задержали следующий, RQ-18, до сентября, а потом и вовсе приостановили поставки военных грузов в нашу страну морем. Почти одновременно противник активизировал действия против советских судов не только в Баренцевом море, как было до сих пор, но и в Карском. Только в августе тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» совершил набег на Диксон, потопив при этом ледокольный пароход «А. Сибиряков», подводная лодка У-209 у Новой Земли атаковала буксир и две баржи погибло 305 человек, немецкие бомбардировщики все чаще совершали налеты на Архангельск.

Наше командование в сентябре усилило противовоздушную оборону этого порта, направив на ближайшие к нему аэродромы 104-ю авиадивизию, 95-й истребительный авиаполк, оснащенный двухмоторными, двухместными дальними истребителями Пе-3, и часть самолетов 78-го авиаполка. Несколько раньше была создана Новоземельс-кая военно-морская база, и гидросамолеты начали вести разведку вражеских субмарин в проливах и Карском море. Вот для координации действий авиации на этом театре военных действий и командировали опытного штабиста Попова, что означало и исключительную секретность полета пары Пе-3. До определенной точки маршрута с экипажами даже не поддерживалась радиосвязь. Но когда ее установили, то почти сразу же она прервалась — навсегда...


►Обломки дальнего истребителя Пе-3, извлеченные военными поисковиками из тундры.


Сорок шесть лет тайна гибели двух боевых самолетов оставалась неразгаданной. Много здесь было непонятного — ведь перелет экипажей Устименко и Горбунцова был тщательно подготовлен, учтены все возможные неожиданности. Оставалось только гадать, что могло случиться на трассе, пролегавшей над безлюдными местами. Ведь не могли внезапно отказать двигатели сразу у двух машин! Могла случиться авария в неблагоприятных погодных условиях, выйти из строя системы управления. Но опять-таки не на двух машинах одновременно!

Два года назад в группу «Поиск», созданную в нашем гарнизоне, пришло сообщение от геологов, видевших в тундре разбитый советский самолет, видимо, военного времени. Через начальника геологоразведочной партии я и Евгений Овчаренко связались с геологом Борисом Брянцевым. Побеседовали. Судя по его рассказу, нашли «пешку». Так летчики фамильярно называли двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и их вариант, истребитель Пе-3.

«А что, если самолет перевезти в городок, восстановить и сделать центром задуманного мемориала в честь авиаторов Великой Отечественной?» — подумали мы. Поговорили с сослуживцами, посоветовались в политотделе, получили поддержку, и вскоре сложилась группа энтузиастов, готовых найти и взяться за восстановление машин, ведь на Пе-3 воевали летчики-фронтовики нашего полка!

По не зависящим от нас причинам экспедиция состоялась лишь летом 1988 года. Прежде всего, по данным геологов, мы проложили по карте маршрут к месту гибели самолета, подготовили инструмент, дЪговорились с командованием об отпусках. Кстати, оно помогло группе, перебросив ее в нужный район на вертолете А там начались долгие и трудные поиски в болотистой тундре. И вот она, «пешка»!

Разбитый истребитель покоился в травянистой, зыбкой почве, и пришлось немало потрудиться, извлекая его обломки. Да, это действительно был Пе-3. В кабине обнаружили останки трех летчиков, планшетку, полуистлевшие партийные билеты, личные вещи и оружие. Там, в тундре, на месте катастрофы, мы решили, что мемориал потерпит — прежде нужно установить имена погибших, постараться разыскать их родственников. Ведь исходные данные у нас имелись — удалось очистить от ржавчины и выявить заводской номер самолета.

Документы мы отправили в лабораторию экспертизы областного управления Министерства внутренних дел, потом списались с архивами, военными учреждениями, заводами и военкоматами, съездили в Центральный военно-морской архив в Гатчину. Настойчивость принесла успех. Выяснилось неожиданное — этот самолет принадлежал нашему авиаполку! Больше того, командиром погибшего Пе-3 оказался тот самый Устименко!!!

Среди погибших был и полковник Попов. Его боевая судьба сложилась непросто. Войну он встретил на Балтике, в должности начальника штаба авиационного соединения. Дрался умело, храбро, но случилось непредвиденное среди подчиненных нашелся предатель, некто Иванов, перелетевший на боевой машине к врагу. Незамедлительно командира соединения отправили с понижением на Дальний Восток, а Попова — на Север. Полковник и здесь бил нацистов, получил орден Красной Звезды. Кстати, когда Федор Федорович садился в кабину Пе-3, у него на руках уже было служебное предписание о назначении его начальником штаба Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского флота. Не зря же он накануне вылета написал жене в Ленинград, обрадовав ее скорой встречей. С тех пор полковник Попов числился пропавшим без вести.

На церемонию захоронения погибших авиаторов в военный городок приехали дочери Попова и Устименко, шестеро братьев и сестер Банцева. Им показали вещи, найденные в обломках Г1е-3, и надо было видеть потрясение Антонины Андреевны Банцевой, когда она узнала расческу брата, и Альбины Александровны Кузьминой (Устименко), повторявшей, что она совсем было потеряла надежду узнать что-нибудь об отце...

Устименко и Банцева похоронили рядом с могилами летчиков, павших в годы Великой Отечественной войны, а урну с прахом Попова по просьбе дочери Маргариты Федоровны отвезли в Ленинград. Теперь он покоится рядом с прославленным подводником Александром .Маринеску, который стал Героем Советского Союза спустя 45 лет после подвига.

А наша группа не остановилась на этом. Преодолев многочисленные бюрократические препоны, мы добились, чтобы дочери погибших фронтовиков получили положенные им по закону льготы, полк взял над ними шефство.


►Таким сослуживцы запомнили полковника Федора Федоровича ПОПОВА
►Штурман Пе-3 лейтенант Кузьма Андреевич БАНЦЕВ
►Командир экипажа лейтенант Александр Иванович УСТИМЕНКО. Еще с петлицами младшего лейтенанта и без награды.


...Осмотрев разбитый самолет, мы пришли к выводу, что он потерпел катастрофу при попытке совершить вынужденную посадку. В самый последний момент планирующий истребитель зацепился за деревья, перевернулся и ударился о землю. Оставалось непонятным, что именно заставило Устименко прервать столь ответственный полет и искать мало-мальски подходящее место, чтобы сесть в безлюдной тундре? Техническая неисправность, как предполагали еще в 1942 году?

Her, на частях обшивки и деталях были пробоины от авиационного крупнокалиберного пулемета! Такие стояли на немецких истребителях, но каким образом они могли оказаться под Архангельском?

По нашей просьбе штурманы сделали расчеты. Оказалось, что вражеский истребитель должен был стартовать с ближайшего аэродрома люфтваффе, пролететь над Кольским полуостровом, горлом Белого моря, затем углубиться в архангельскую тундру. То есть до встречи с «пешкой» пройти чуть ли не полный радиус, за считанные секунды поразить цель и немедленно лечь на обратный курс в противном случае ему не хватило бы топлива, чтобы дотянуть до своих. Это было невероятно.

Но, может, немцы знали, куда и зачем шли — в конкретное время и конкретную точку маршрута Г1е-3 по данным своей разведки. Нет, это исключалось, поскольку время вылета и путь пары держали в строжайшем секрете.

Так неужели у немцев на нашей территории был «аэродром подскока»? Ничем иным объяснить гибель «пешек» не представлялось возможным. Поверить было трудно, к тому же архивы какими-либо сведениями на сей счет не располагали, а историки единодушно утверждали, что на территорию Архангельской области нога немецкого оккупанта не ступала.

Тем не менее решили проверить и эту версию. В июле 1989 года наши летчики произвели аэрофотосъемку одного из «подозрительных» районов и близ Окулова озера обнаружили заброшенную, удлиненную площадку, напоминавшую аэродром. Туда мы и направились.

Это был действительно аэродром, причем не наш, а именно немецкий, о чем свидетельствовало покрытие взлетно-посадочной полосы пластинами рурской стали. Мы увидели полуразвалившиеся жилые постройки, сооружения для обслуживания боевой техники. Позже геологи Юрасской разведэкспедиции рассказали, что в том районе находили бочки из-под горючего, в маркировке которых имелась свастика. Они же встречали старых охотников-промысловиков, видевших здесь во время войны немецких солдат.

Все это не только поразило нас, но и поставило перед нами массу новых вопросов. Например, ладно, факт существования секретного вражеского аэродрома позволяет объяснить тайну гибели и найденной «пешки», и других исчезнувших машин, но когда, как он появился в нашем тылу? И что случилось с другим истребителем — Горбунцова? Он, как мы знаем, был ведомым и при появлении противника, несомненно, вступил в бой. Значит, где-то неподалеку лежит и второй самолет, да и не исключено, что и сбитые немецкие. Словом, точку ставить рано. «Поиск» продолжает поиск...


►Истребитель Пе-3. В скобках — данные фронтового бомбардировщика Пе-2. Взлетный вес —8 т (8,5 т), максимальная скорость —540 км/ч, длина —12,6 м, размах крыла — 17,1 м. два двигателя мощностью по 1050 л. с. (1250 л. е.), потолок — 9,1 тыс. м (8,8 тыс. м). дальность полета — 1 тыс. км (1,5 тыс. км), вооружение — две 20-мм пушки, три 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета (три 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета, 600 кг бомб), экипаж 2 человека (3).

Истребитель Пе-3 бис


Игорь БОЕЧИН, историк
Да, базы были...

Находка секретного аэродрома в нашем глубоком тылу была неожиданной, однако нечто подобное следовало ожидать. Напомним, что немецкие стратеги всерьез заинтересовались русским Севером еще с первой мировой войны. Ведь когда переброски военных грузов в Россию через Балтику и Черное море стали невозможными (они превратились в закрытые театры военных действий), а поставки по Транссибирской магистрали шли недопустимо долго, суда под флагами стран Антанты и их союзников повезли пушки, винтовки, боеприпасы, автомобили и аэропланы в Архангельск, а затем и в новый порт на Кольском полуострове, ныне Мурманск.

Уже летом 1915 года противник предпринял первые контрмеры — немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» выставил у Иоканги мины, на которых подорвалось несколько судов, а в 1916 году в Баренцевом море заявились кайзеровские субмарины. Кстати, после войны ходили упорные слухи о том, что где-то в районе практически необитаемой Новой Земли готовили базы...

Потерпев поражение, Германия вовсе не оставила Арктику без внимания. Не сразу стало известно, что при якобы сугубо научном полете немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в 1931 году над Каниным Носом, Землей Франца-Иосифа, Северной Землей, Диксоном и Новой Землей некоторые воздухоплаватели собирали необходимую военным информацию, в том числе провели аэрофотосъемку ряда островов и проливов.

Спустя девять лет Берлин добился у Советского правительства разрешения на проход «торгового судна «Донау» Северным морским путем. «Русские оказали ему содействие, обслуживая лоцманами и ледоколами, до района Новосибирских островов»,— с удовлетворением отмечал служивший в «кригсмарине» адмирал Ф. Руге. Этот рейс длился с неизбежными остановками в ожидании благоприятной ледовой обстановки и по прочим причинам с июля по сентябрь 1940 года. Словом, у команды «Донау», а в действительности «судна № 45» нацистского военного флота (оно же вспомогательный крейсер «Комет»), было достаточно времени, чтобы получить сведения, которыми не удалось обзавестись разведчикам-воздухоплавателям. Не оставляли в Германии без внимания и советские обширные публикации об исследованиях полярного бассейна.


►Вот он, секретный аэродром люфтваффе под Архангельском. Снимок сделан в 1989 году военными летчиками по просьбе группы «Поиск».


В общем, перед нападением на СССР командование «кригсмарине» имело достаточно четкое представление о западном секторе Северного морского пути (не считая, конечно, оперативных сводок о быстро меняющейся ледовой обстановке). После того, как в Баренцевом море появились конвои союзников, шедшие в Мурманск и Архангельск, оно направило на этот театр военных действий торпедоносную и бомбардировочную авиацию, надводные корабли и субмарины. Одновременно немцы пытались аналогичным образом прервать судоходство по Северному морскому пути.

С этой целью в 1942 году в бухте Кембридж (Нагурского) на Земле Франца-Иосифа создали секретную базу. «Немецкие подводные лодки заряжали здесь аккумуляторные батареи, получали последние разведывательные данные,— писал историк Северного флота, капитан 1-го ранга Б. А. Вайнер.— Кроме того, в 25 км к югу от мыса Желания (самая северная точка Новой Земли.— И. Б.) фашистские подводные лодки отстаивались. В июле 1942 года летчики Михельсон и Сурнин обнаружили вражеские подводные лодки в губе Белушья, где до прихода наших сил они также имели отстойный пункт».

Заслуженный штурман СССР В. И. Аккуратов рассказывал мне, как в годы войны он и его товарищи, летчики полярной авиации, разыскивали немецкую морскую базу, которая, по данным нашей разведки, находилась где-то на Новой Земле. Нашли ее после войны.

Так что существование секретного аэродрома на территории Архангельской области вовсе не исключение, в нашем тылу вполне могли быть и другие аэродромы люфтваффе.

Остается надеяться — энтузиастам из группы «Поиск» удастся разгадать все, что связано с последним полетом двух североморских истребителей, а также с немецким аэродромом. Не исключено, что и германские историки помогут нашим поисковикам стереть это «белое пятно» со страниц Великой Отечественной...

От редакции. Быть может, кто-то из читателей располагает сведениями о секретном аэродроме люфтваффе в районе Окулова озера в Архангельской области или других подобных объектах?



От Gur Khan
К Сергей Зыков (21.08.2015 07:36:20)
Дата 21.08.2015 12:19:50

"На Полуночное бомб не жалеть" Адольф Гитлер

>могло такое быть - бомбардировка поселка места добычи марганца c секретного аэродрома?

Крайне интересная тема. Столкнулся с ней во время работы над изданием книги "Урал под прицелом. Операция Ульм".
По ряду публикаций гуляет фраза, вынесенная в заглавие ответа, якобы указания Герингу. Но проблема в том, что мы с автором книги - Владимиром Викторовичем Кашиным, так нигде не могли обнаружить ее первоисточник. Вообще, если рассуждать логически, то информация о Полуночном и его стратегической важности после потери месторождений Украины и Кавказа у немцев могла быть, и даже готов утвердительно говорить что была. Возможность организации полевых аэродромов подскока в малозаселенной местности - тоже. Что касается непосредственно бомбардировки - полностью остановить добычу она бы не остановила - для этого нужно систематическое приложение усилий - бомбить как минимум раз в сутки. Но приостановить и затруднить добычу - даже одним единственным налетом было возможно. Дело в том, что Полуночное отрабатывалось карьером лишь частично. В основном руда добывалась в шахтах №3 (1941г), №1 и №2 (1942г), №4 (1944г) и с 1945 года со вводом шахт №5 и №6 полностью была переведена на подземную. А стоит взорвать копер,или уничтожить подъемную машину, или насосы и вентиляторы - то все трындец! Это не говоря уже о том, что при бомбардировке мог быть поврежден и шахтный ствол - тогда совсем печаль и грусть. Кроме того, как раз в 1943 году там была введена в строй рудопромывочная (обогатительная фабрика) производительностью 1500 тонн/сутки - уничтож ее - и так же алямс... А еще вся рудничная подземная откатка (доставка руды к подъемникам) в 1943 году была электрофицирована - грохни подстанцию или близлежащую ЛЭП... А еще транспорт - руду нужно вывозить. Для этого была построена специальная ЖД-ветка - ее разрушение - так же создаст хоть и временные, но трудности. Другое дело, что для одного единственного вылета, да еще, надо понимать, ночного, наряд в 9 Хейнкелей - это очень мало, просто по вероятностным причинам. Не говоря уже о том, что это прямое нарушения приказа фюрера ;) (см.выше). Насчет воронок - для распространенных калибров авиабомб, то что было показано на снимке - слишком большая. Лично я бы использовал фугаски средних калибров, вместо скажем тонных бомб, просто потому что их можно больше взять и следовательно тем самым увеличить вероятность поражения. Далее - автор доклада говорит об осколках - по личному опыту пользования металлоискателя могу сказать, что чем крупнее бомба, тем меньше осколков от нее можно найти в воронке. Чаще всего их вообще там нет (либо они на такой глубине что прибор их не берет). Это уже наводит на некоторые сомнения. Ну и главное - а куда делись сами эти сбитые Хейнкели? Их там по близости никто и никогда не обнаруживал. Растворились в пространственно-временном континууме как Flight 19 из Форта Лодердейл? Да и то последних уже нашли. Правда места там под Ивделем такие, что пресловутый Ан-2 искали год, а нашли у самого аэродрома и то случайно, но все равно - 9 двухмоторных самолетов - это совсем не мало в плане железяк на земле. Рискну предположить, что возможно, такая операция готовилась, рискну предположить, что возможно был совершен и один единственный вылет, оказавшийся неудачным (не долетели, сбросили бомбы раньше, например из-за встречного ветра или иных проблем с погодой увеличился расход топлива, который и без того был на пределе) из-за чего операцию свернули, а самолеты вернули с рутинной боевой работе. Ибо, если у немцев пропали хрен знает где сразу 9 самолетов, то это так или иначе, должно всплыть в статистике потерь, а как я понимаю, никто и никогда всерьез не пытался проверять-вычислять к какой эскадрилье эти "якобы пропавшие" машины могли принадлежать. Что следовало бы сделать в первую очередь, перед тем, как выдвигать такие теории. Опять же провал этой операции мог быть прологом к "Ульму" - заброске диверсантов - оно хронологически совпадает, да и географически - "Ульм "как раз планировали забрасывать в тот самый район, но опять же по какой-то "мистической" причине не долетели. Ну и на закуску еще одна из местных баек - по рассказу одной дамы - ветерана Уралвагонзавода, как то раз, в середине войны на предприятии (Уральский танковый завод №183) была объявлена воздушная тревога. Но иных подтверждений этому факту пока не нашли, если не считать детский худлит - "Тайну золотой долины".

От pamir70
К Gur Khan (21.08.2015 12:19:50)
Дата 21.08.2015 23:51:35

А как осуществлялась навигация

Ни у кого мыслей не возникало? Из "искателей"?

От Gur Khan
К pamir70 (21.08.2015 23:51:35)
Дата 22.08.2015 07:57:09

Re: А как...

>Ни у кого мыслей не возникало? Из "искателей"?
у немцев были нормальные аэронавигационные карты района. в частности Кашин в своей книге приводит копию такой. все остальное - как обычно - небо Урала ничем не отличается от неба любой другой части света. скорее всего ориентировались по звездам, т.к. ориентиров на земле ночью почти не было.

От Сергей Зыков
К Gur Khan (21.08.2015 12:19:50)
Дата 21.08.2015 20:36:08

Re: "На Полуночное...

про налет 11 ноября встречается

>Единство фронта и тыла в Bеликой Отечественной войне, 1941-1945: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21-22 апреля 2005 г
>Academia, 2007 - World War, 1939-1945 - 716 pages
>Приведу в качестве примера историю с уральским марганцем. Полуночный и Марсятский марганцевые рудники были спешно подготовлены к усиленной эксплуатации, с тем чтобы заменить потерянные из-за военных действий Никопольское и Чиатурское месторождения. И они настолько успешно справились с заданием Родины, сыграли такую важную роль, что 11 ноября 1942 г. германское командование предприняло попытку воздушным налетом разбомбить уральские марганцевые рудники. Попытка провалилась. Часть дальних бомбардировщиков уничтожили советские истребители, а оставшиеся сбились с курса и погибли. Об этом рассказал А. А. Антуфьев в книге «Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны» (Екатеринбург, Институт истории и археологии, 1992).

>Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной Войны
>А. А. Антуфьев
>Российская академия наук, Уральское отд-ние, Ин-т истории и археологии, 1992

Антуфьев в свою очередь ссылается на книгу

>Сталь для победы: черная металлургия СССР в годы Великой Отечественной войны
>Мысль, 1983 - Industries

А там то же самое без деталей

>Немцы понимали, как велико значение уральского марганца для оборонной промышленности. 11 ноября 1942 года они предприняли отчаянную попытку уничтожить рудник. Специально оборудованные для дальних полетов самолеты должны были разбомбить его. Эта авантюра, конечно, провалилась. Часть самолетов была рассеяна огнем советских истребителей, другая часть, не достигнув цели, заблудилась и погибла.

И.Гладкова автор статейки ТАЙНА ДВАДЦАТЬ ПЯТОГО ссылается на брошюру

>Авторы брошюры «Марганец Северного Урала» Г. Цаур и В. Камарский приводят данные об одной из таких попыток. Так, 11 ноября 1942 года эскадрилья немецких бомбардировщиков поднялась со смертельным грузом, но часть самолетов попала под зенитный огонь наших прифронтовых батарей, а те, кому удалось прорваться, сбились с курса.

Вероятно попытка налета из тайного тылового аэродрома была уже после 11 ноября 1942.
Если конечно писанина про огонь зенитных батарей и перехват советских истребителей не фантазии авторов. Тогда всё еще чудесатее.






Уральский следопыт, июль 2011
Тайна «двадцать пятого».

Инна Гладкова
Тележурналист, автор публицистических рассказов и эссе об истории Урала. Лауреат премии губернатора Свердловской области 2001 года зателесериал «Екатеринбургские тайны». Автор многих очерков в нашем журнале. В тандеме с ней работает ее супруг — Эдуард Гильман. Он — и первый дотошный читатель, и ответчик за иллюстративный ряд. Ныне супруги живут в Германии.

Инна Гладкова
Иллюстрации подготовил Эдуард Гильман

Коричневая пуговка
Валялась на дороге,
Никто не замечал ее
В коричневой пыли...

Тем, кто знает, чем заканчивается этот военного времени детский стишок про сверхбдительность, читать вообще дальше не обязательно. Более любознательных, интересующихся прошлым своей родины и нашего края, в сороковые-роковые в частности, не просто отошлем к интересному документу — оспоминаниям одного из главарей Абвера, но и процитируем некоторые любопытные строки.
Но прежде вспомним исторический декабрь 1941-го. Отборные немецкие дивизии снова брошены к Москве, но блиц-криг уже провалился.
На оборону столицы вышли наши новые маневренные, с неуязвимой броней танки Т-34. Известие об этом просто взбесило Гитлера. Он распекал своих генералов, в бешенстве тыча пальцем в карту каких-то безлюдных русских земель на севере: «Из какой-такой брони эти русские свиньи смеют их делать? Это, — орал он, — танковая бомба против Великой Германии!». За точность выражений фюрера не поручусь, но одно достоверно: в ту минуту в его ставке серьезно решалась судьба карьеров и шахт одного из важнейших на территории СССР месторождений полезных ископаемых, которое приказано было уничтожить срочно и любым способом.
Что же это за предприятие, секретное только для нас, своих? И еще сразу возникает другой вопрос: как и когда нацисты в Германии могли о нем пронюхать, да еще и заполучить детальнейшие карты территорий? Хотя только слепые и глухие политики на рубеже сороковых годов не хотели видеть, что книга Адольфа Гитлера «Main Kampf» — это обширная программа варварского захвата новых сырьевых рынков. Что она уже вовсю «реализуется» в Европе, что военная машина фашистской Германии крутится в ускоренном режиме, ломая государства, уничтожая народы. На эти цели, само собой, изощренно работала секретная служба нацистской Германии — Абвер.
В опубликованных в 2000 году воспоминаниях «легендарного» оберштурмбаннфюрера СС Отто Скорцени находим данные о том, как использовались Абвером любые сведения и, в первую очередь, архивы разведывательной службы Люфтваффе. «Документы этой организации, — писал он, — обладали впечатляющим количеством сведений по всем вопросам, которые могли нас заинтересовать. В частности, у них имелись стратегические аэрофотосъемки обширных пространств Евразии: с северо-востока на юговосток до Аральского моря, на юг — до Месопотамии и Суэцкого канала. К сожалению, все эти фото- и аэросъемки относились к 1940–41 годам, то есть были еще тех времен, когда Люфтваффе господствовала в воздухе на всех территориях и фронтах. Но в этих обширных архивах я все же нашел богатейшую информацию о промышленном потенциале наших противников».
В разделе: «Линия Мажино и позиция Зигфрида» читаем сведения о работе немецкой разведки, скрупулезно собиравшей стратегическую информацию непосредственно об Урале: «Получив доступ к карточкам архива, мы узнали, что русские перевезли большинство своих новейших заводов на Восток и перепрофилировали находившиеся там предприятия. На Урале появился промышленный район, превышающий по площади территорию рейха в то время. Поскольку Люфтваффе могла совершать лишь ограниченное число разведывательных полетов над этими районами, нам пришлось искать другие источники информации. Мы собирали и систематизировали тысячи показаний советских военнопленных, которые дополнялись сведениями, полученными от некоторых фирм — особенно немецких и французских, выполнявших в свое время работы в этих местах. Вскоре мы смогли нарисовать достаточно детальную картину в этом индустриальном конгломерате. И тогда я воочию увидел, какой объем подготовительной работы нам еще предстояло выполнить перед тем, как приступить к диверсионным операциям, которые имели бы разумные шансы на успех». Отто Скорцени, его еще называли «человеком со шрамом на лице», любимчик Гитлера, откровенничает далеко не про все секреты Абвера. Но с чем не поспоришь, что абсолютно достоверно, так это способы создания топографической карты нашей страны. Есть подробности о том, как над ними работали, как выкрадывали данные из закрытых наших сейфов, как грамотно использовали разговорчивых болтунов засланные шпионы. Так что к моменту вторжения на территорию СССР немцы имели детальнейшие карты всех территорий нашей страны с указанием важных стратегических объектов. Перефразируем классика: «Имея перед глазами такое детальное пособие, географию можно и не учить!»
Передо мной одна такая карта, точнее фрагмент, где крупно читаются SMOLENSK, KALUGA, OREL, KURSК, PSKOV, а мелким, причем рукописным, но очень четким, тоже латинским шрифтом обозначено все — вплоть до небольших поселков, озерков, речушек, даже проселочных дорог, на которых разворачивались кровавые сражения Великой Отечественной на подступах к Москве. У меня даже сердце заныло, когда я вчитывалась в знакомые названия моей родной и сожженной войной Смоленщины.
Указана даже маленькая железнодорожная станция Вадино, где погибла на той войне молодая красивая женщина, оставив трех малых детей — самый дорогой мне человек — моя мама... Эти «русские секреты» сегодня можно получить в мюнхенской и других библиотеках. Они не из закрытых архивов. Теперь ими широко пользуются сотрудники немецких турбюро, когда отправляют в Россию группы туристов. А представленный в очерке фрагмент карты был не так давно подарен мне немцем преклонных лет, активистом немецкого союза ветеранов войн. Одной из важных, порученных ему забот, сегодня является инспектирование состояния, восстановление и поддержание в порядке могил солдат и офицеров, захороненных не только во Вторую, но и в Первую мировые войны, но и в каких-то локальных конфликтах — от французского Вердена до русского Сталинграда, от Прибалтики до северной Африки... В каждом немецком селении, как и у нас, стоит обелиск, где пофамильно названы погибшие в военных сражениях. Только в Германии за каждый клочок земли подстроение, или для захоронения, даже для мемориальной стелы в казну кто-то должен платить: родственники или муниципалитет. К тому же «на века», как известно, остаются имена в основном полководцев, имена простых солдат со временем все-таки стираются и все труднее разглядеть, кто конкретно и за что принял смерть, поэтому на некоторых обелисках экономные немцы теперь пишут так: «1914 год. На русский фронт ушло 108 солдат. домой вернулось 42». На другом камне читаем: «1939 год. На фронт ушло 1360 солдат. домой не вернулся никто». А что? Жестокие, но умные послания потомкам! Однако обратимся к началу нашего повествования. Вспомним про «пуговку» с подслушивающим жучком, которая валялась на дороге. Не группа ли шпионов-диверсантов под кодовым названием «Северная», обученная в специальном немецком центре, ее потеряла? Документально известно, что в ночь с 17 на 18 февраля 1944 года линию фронта пересек, не попав под огонь зениток, самолет, наборту которого было семь человек. Самолет поднялся с рижского аэродрома и взял курс на восток, в тыл Советского Союза. По планам германской разведки районом диверсионной деятельности этой группы должен был стать Средний Урал. Сошлюсь на некоторые данные из публикаций доктора исторических наук В. П. Мотревича. Экипирована группа была попервому разряду. Документы — паспорта, трудовые книжки, свидетельства об освобождении от воинской обязанности со штампами, разные справки — конечно, были фальшивыми, хотя специалисты Абвера изготовили их довольно грамотно. Все диверсанты имели красноармейскую форму, снабжены и маскировочной одеждой немецкого образца. Кроме того, у них были спальные мешки, одеяла, валенки, лыжи. Вооружены они были, как говорится, до зубов: автоматами, пистолетами «Вальтер», охотничьими ружьями. В достатке были боеприпасы, гранаты, ножи. Группа имела радиостанцию, взрывчатку, компасы, бинокли. А также запас продуктов на полтора месяца, аптечки, ранец с бельем и туалетными принадлежностями и по 500 советских рублей. Диверсантов соответственно снабдили подробнейшими картами, на которых были обозначены практически все крупные оборонные предприятия Урала, выпускавшие танки, пушки, «Катюши», снаряды, бомбы и другую продукцию для фронта. Точно указанный на плане оборонный объект предписывалось уничтожить или серьезно повредить.
Все члены группы «Северная» были русскими по национальности, в прошлом все, кроме одного, являлись военнослужащими Красной Армии, при разных обстоятельствах оказавшимися в германском плену.
Возможно, эта семерка и нанесла бы урон, как предполагалось, каким-то из стратегически важных производств, если бы не вмешался случай. То ли пилот плутанул, или он спешил назад, потому что горючее в баках заканчивалось, но парашютисты, не долетев до объекта, приземлились далеко от намеченной цели — в Коми-Пермяцком автономном округе (Пермского края, тогда Молотовской области), в глухой тайге.
Людей, вещи и продукты разбросало по территории в несколько километров друг от друга. Один во время приземления повис на дереве, не смог освободиться и замерз. В результате сильного голода и обморожения еще двое диверсантов, в том числе и старший группы, покончили жизнь самоубийством, застрелившись из автоматов. Еще один член группы во время приземления сильно обморозил ноги, у него началась гангрена, и его застрелили. Труп зависшего на дереве сняли и захоронили, тела остальных из-за сильного голода съели. 5 июня 1944 года, то есть спустя четыре месяца после приземления в советском тылу, они, так и не осуществив никаких террористических актов, вышли из леса уже в Кировской области и сдались. Это были П. А. Андреев, Н. К. Грищенко и Н. М. Стахов. Было проведено серьезное дознание следователями «Смерш» УралВО, которые даже выезжали в те районы, где диверсанты отсиживались, там же нашли останки четверых и различное снаряжение.
Диверсантов, конечно, судили. Особое Совещание при НКВД СССР вынесло приговор: Андрееву — 20 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), остальным — высшую меру наказания. Затем дело было пересмотрено и указанные лица за принадлежность к немецкой разведке получили от 8 до 15 лет ИТЛ с конфискацией имущества.
В 1967 году П. А. Андреев, проживавший в то время в Магаданской области, подал заявление с просьбой пересмотретьего дело и реабилитировать. По его мнению, он и его товарищи были осуждены незаконно, поскольку они сами явились в органы НКВД с повинной. Но просьба о реабилитации была отклонена. Сообщений о том, что немецкая разведка не раз предпринимала усилия по дезорганизации работы народного хозяйства Урала, являвшегося в годы войны главным арсеналом страны, в прессе сейчас много. Мы же доскажем лишь ту историю, о которой обмолвились вскользь, для чего вернемся к событиям декабря 1941 года, к руднику Полуночное на севере Свердловской области, наличие которого так взволновало Адольфа Гитлера. Это и есть тайна «Двадцать пятого». Разгадка ее — в пределах школьной программы. Следует лишь открыть знаменитую таблицу элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. На ней под номером 25 значится марганец. Мы его представляем в виде кристалликов, которые можно купить в аптеке. Если их бросить в воду, она примет красивый аметистовый цвет. В госпиталях этим раствором промывали плохо заживающие раны — это хорошее дезинфицирующее средство. У «Двадцать пятого» много и других профессий. Но одну следует произносить стоя, под звуки гимна страны: марганец — главная составляющая брони нашей Победы над фашистской Германией. Без добавок марганца листы стали, от снарядов даже самого мелкого калибра, превращались в решето.
Имя «Полуночное» этому месту могли дать только романтики. Северные зимы здесь долгие, зато летом, если солнце прячется ненадолго, ночи на этой параллели очень даже белые, не хуже, чем в Питере. В 1920 году, изъеденная тучами мошки и гнуса, группа геологов под руководством Константина Матвеевича Кожевникова в тридцати километрах севернее Ивделя обнаружила залежи марганцевой руды.
Но практический интерес к Полуночному, к его марганцевому месторождению, появился только в 1940-м, когда набирали мощность металлургические предприятия Урала. Рудник мог дать 270 тысяч тонн марганцевой руды в год.
Освоение месторождения включало сооружение железнодорожной ветки Ивдель — Полуночное. А кругом тайга и болотины. На чьих костях поднимались в то время стройки коммунизма? Известное дело — главными строителями были заключенные. И только здесь 1770 «зеков» на прокладке дороги подняли 300 тысяч кубометров земли, уложили 25 километров железнодорожных путей, сделали 200 метров искусственных сооружений и различных вспомогательных устройств. Нужно отметить, что все работы (за исключением добычи балласта) производились вручную.
Такими же ударными темпами велось строительство самого рудника. А тут еще грянула война. Беда подгоняла скорейший ввод в эксплуатацию Полуночного, потому что фашисты оккупировали Украину, во вражеском стане оказался главный марганцевый бассейн — Никопольский. В стране возникла острая проблема обеспечения заводов черной металлургии марганцевой рудой.
И первый марганец Полуночного страна получила в рекордно короткий срок — в августе 1941 года. Его по бездорожью к станции Ивдель доставили на грузовиках, и так возили колоннами еще целый год. Золотым был этот марганец! А к августу 1942-го, благодаря неимоверным усилиям строителей, железнодорожная ветка Ивдель — Полуночное подошла к карьеру: наконец, открылась возможность грузить руду прямо в железнодорожные вагоны.

•Немецкая карта европейской части России
•Паспорт диверсанта Андреева, изготовленный Абвером
•Красноармейская книжка диверсанта Андреева, изготовленная Абвером
•Трудовая книжка диверсанта

Гитлеровское руководство понимало, какое значение имеет уральский марганец для оборонной промышленности СССР и, в частности, для производства танков. Так что уничтожить Полуночное было в особых планах Гитлера. Авторы брошюры «Марганец Северного Урала» Г. Цаур и В. Камарский приводят данные об одной из таких попыток. Так, 11 ноября 1942 года эскадрилья немецких бомбардировщиков поднялась со смертельным грузом, но часть самолетов попала подзенитный огонь наших прифронтовых батарей, а те, кому удалось прорваться, сбились с курса.
В специальном номере киножурнала «Советский Урал» известный кинорежиссер Лев Ефимов приводит другой случай, когда группа диверсантов попыталась подобраться к руднику с моря. На этот раз она, вооруженная до зубов источными координатами, высадилась с подводной лодки, но детальные карты и компасы не помогли. Тундра встретила их неприветливо, могилу они нашли на Приполярном Урале.
Все четыре года, пока шла страшная и изнурительная война, рудник в Полуночном, открытым и подземным способом увеличив добычу в 16 раз, непрерывно доставлял металлургам бесценный и такой необходимый для броневого листа марганец. Возможно, без него путь к Великой Победе был бы куда более долгим и трудным.
С пятидесятых годов руды Североуральского марганцевого бассейна, хотя и имеют хорошую перспективу, не разрабатываются.
Причина: сложные горнотехнические условия и отсутствие поблизости современного обогатительного предприятия. Карьеры и подземные выработки вскоре заполнила вода. Редкие в этих краях туристы принимают их за красивые природные озера.
Поселок Полуночное по-прежнему связывает с большими городами области железнодорожная ветка. Но кто всерьез помнито былой воинской славе этой маленькой Точки на севере Урала? Краеведы обделили ее своим вниманием. В областной библиотеке имени Белинского хранится лишь подшивка ивдельской районной газеты «Северная звезда», где вместо рассказов о людях одни проценты: 145, 170, 200! Лишь изредка на страницы попадали портреты тех, кто каждодневно спускался в забои, чтобы, не взирая на каторжные условия и скудный пищевой паек, добыть и отправить на гора еще и еще одну тачку с рудой. Участники тех событий, в основном заключенные, мемуаров не оставили. Их судьбу очень точно определяют грустные слова:
«И сказок о вас не расскажут,
И песен о вас не споют».
А я, будь на то моя воля, на главной улице Полуночного, как на Уралмаше, на Уралвагонзаводе, на других заводах производителях — подняла бы на пьедестал главный памятник Победы — легендарный танк Т-34!





Операция "Ульм" (планы немцев по диверсиям на заводах Урала)
Андрей Любушкин
Шпионы явились с повинной

В опубликованных в последние годы в России воспоминаниях обер-штурмбаннфюрера СС Отто Скорцени отмечалось, что техническая служба VI управления Главного управления имперской безопасности (РСХА) в 1943 году разработала план диверсий в советском тылу, целью которых полное или частичное уничтожение оборонных заводов(1). Операция получила название "Ульм".
Судя по обнаруженным архивным материалам, немецкая разведка действительно предпринимала усилия в этом направлении. В ночь на 18 февраля 1944 года через советско-германский фронт были переброшены семь диверсантов. В прошлом шестеро из них были военнослужащими Красной армии, при разных обстоятельствах оказавшимися в германском плену. В задание группы, получившей название "Северная", входило совершение диверсионных актов в тылу Красной армии. Каждый из ее участников был обмундирован в красноармейскую форму и снабжен маскировочной одеждой немецкого образца, имел при себе автомат, пистолет "Вальтер" и нож, а также 500 тысяч рублей советскими деньгами. Группу обеспечили продуктами питания на полтора месяца, спальными мешками, одеялами, валенками, охотничьими ружьями, боеприпасами, в том числе гранатами, лыжами, аптечками, фальшивыми документами, радиостанцией и взрывчаткой.
Шпионско-диверсионная группа вылетела с рижского аэродрома и после дозаправки самолета в Пскове отправилась дальше на Восток. По плану германской разведки ей предстояло действовать в Свердловской области, однако по неизвестным причинам диверсанты были выброшены раньше и приземлились в Юрлинском районе Коми-Пермяцкого округа Молотовской (ныне - Пермской) области.
С самого начала члены группы оказались в сложном положении. Им пришлось долго искать не только продукты и вещи, но и друг друга, так как их разбросало в лесу на расстояние нескольких километров. Один из парашютистов повис на дереве, не смог приземлиться и замерз. В результате сильного голода и обморожений двое диверсантов, в том числе старший группы, покончили жизнь самоубийством. Еще один член группы во время приземления сильно обморозил ноги, у него началась гангрена, спустя месяц его застрелили. Труп погибшего парашютиста был снят с дерева и захоронен, остальных - из-за сильного голода - съели. 5 июня 1944 года, то есть спустя четыре месяца после приземления в советском тылу, трое оставшихся в живых парашютистов, П. А. Андреев, Н. К. Грищенко и Н. М. Стахов, не осуществив каких-либо террористических актов, явились с повинной в РО НКВД Бисеровского района Кировской области и сдались.
В ходе следствия сотрудники отдела контрразведки "Смерш" УралВО установили, что Стахов в чине подпоручика служил в белой армии и в 1920 году вместе с войсками генерала Врангеля эмигрировал в Югославию, где и проживал до 1943 года. Состоял членом Русского общевойскового союза, а с 1942 года служил в немецкой полиции. Остальные двое, бывшие военнослужащие Красной армии, весной 1943 года попали в плен, где и были завербованы для работы в советском тылу. С августа по ноябрь того же года обучались в диверсионной школе.
В целях проверки их показаний в сентябре 1944 года на место приземления диверсантов была направлена оперативная группа. В результате двухнедельных поисков она обнаружила труп одного из парашютистов, а также разрозненные останки еще троих, что в целом подтверждало показания арестованных. По результатам следствия органы "Смерш" УралВО решили направить данное дело на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР с применением следующей меры наказания: Андрееву - 20 лет исправительно-трудовых лагерей, остальным - высшую меру.
Рассмотрев данное дело в порядке прокурорского надзора, Военный прокурор Главной военной прокуратуры Красной армии в постановлении от 13 июня 1945 года указал, что материалами дела обвиняемые полностью изобличены в совершенном ими преступлении, однако действия их квалифицированы неправильно. По его мнению, все трое обвиняемых являлись агентами немецкой разведки, а не участниками контрреволюционной организации. Поэтому статья 58-11 подлежит исключению из обвинения. На этом основании решением Особого совещания при народном комиссаре внутренних дел СССР от 7 июля 1945 года за принадлежность к немецкой разведке указанные лица получили от 8 до 15 лет ИТЛ с конфискацией имущества.
В 1967 году П. А. Андреев, проживавший в то время в Магаданской области, подал заявление с просьбой пересмотреть его дело. По его мнению, он и его товарищи были осуждены незаконно, поскольку они сами явились в НКВД с повинной. Органы прокуратуры УралВО изучили все материалы дела и опрос очевидцев событий тех лет, проживающих на территории Омутнинского района Кировской области, и установили, что указанные лица в 1945 году были осуждены правомерно.
Таким образом, можно констатировать, что германская разведка предпринимала определенные усилия по дезорганизации работы народного хозяйства Урала, являвшегося в годы войны главным арсеналом страны.

Примечание

1. См.: Отто Скорцени и секретные операции Абвера. М. Вече. 2000. С. 15, 24.
Владимир МОТРЕВИЧ, доктор исторических наук
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=248&n=14

От Boris
К Сергей Зыков (21.08.2015 20:36:08)
Дата 22.08.2015 00:43:05

Re: "На Полуночное...

Доброе утро,
>про налет 11 ноября встречается

Можно попробовать поискать в ЖБД частей ПВО на Урале - были ли вообще пролеты хотя бы неопознанных самолетов, или нет?


С уважением, Boris.

От Gur Khan
К Boris (22.08.2015 00:43:05)
Дата 22.08.2015 08:05:06

Re: "На Полуночное...


>Можно попробовать поискать в ЖБД частей ПВО на Урале - были ли вообще пролеты хотя бы неопознанных самолетов, или нет?


хорошая тема, но есть несколько НО. во первых знать бы еще какие части ПВО тут несли дежурство. второе - по моей информации никаких боевых частей пвошников, во всяком случае в районе Нижнего Тагила и севернее - не было. возможно были отдельные посты ВНОС, но так же про них ничего не попадалось. затемнения у нас к стати во время войны не было - это к части навигации (см.ниже) ну и самое главное - в архивах органов госбезопастности ни местных уральских, ни центральных - московских никаких сообщений о налетах или тем боле бомбардировках Урала не зафиксировано! А ведь если бы упали бомбы и был ущерб - то это тут же было бы задокументировано , причем сразу по нескольким линиям. А так, даже следов таких документов нет. В прочем это совсем не противоречит версии, что немцы просто не долетели и отбомбились по лесам/горам - нет свидетелей - нет и документов.