От pamir70
К All
Дата 07.08.2016 15:01:08
Рубрики WWII; ВВС;

В конце зимы 1942 года пилоты 205-й ИАД отказались летать на Як-1,

Требуя пересадить их на "Аэрокобры".
Полковник Савицкий был вынужден организовать показательный воздушный бой между Як-1( пилотировал сам) и "Аэрокоброй"....
Никому не попадались подробности этой истории?
Гугль не помог

От МишаТ
К pamir70 (07.08.2016 15:01:08)
Дата 09.08.2016 00:27:03

Re: В конце...

>Требуя пересадить их на "Аэрокобры".
>Полковник Савицкий был вынужден организовать показательный воздушный бой между Як-1( пилотировал сам) и "Аэрокоброй"....
>Никому не попадались подробности этой истории?
>Гугль не помог

Я конечно не специалист по этому периоду, но знающие товарищи сильно смеются за этот вопрос:
"В дивизии на конец 1942 года было два десятка истребителей, при этом там были практически все типы самолетов: Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, "Кобры" и "Харрикейны".
Учитывае то что про приказ 227 и борьбу со скрытым дезертирством тогда еще очень хорошо помнили, и уж когда-когда, но точно не во второй половине 1942 года было лучшее время выделываться, кто на чем полетит, а на чем не полетит..."

От U235
К МишаТ (09.08.2016 00:27:03)
Дата 09.08.2016 09:58:29

Re: В конце...

В общем-то да. По рассказам ветеранов, особисты даже вернувшихся из боевого вылета по техническим причинам трясли на предмет а не имитировали ли они поломку, а за прямой отказ от боевого вылета моментом бы к стенке прислонили.

От bedal
К U235 (09.08.2016 09:58:29)
Дата 09.08.2016 14:35:39

не абсолютизируйте

Мне, например, точно известен случай, когда танкисты "устроили забастовку" (прямая цитата) при попытке перевооружить их с КВ (матчасть спилилась) на американские танки. И - получили-таки Т-34.

От pamir70
К U235 (09.08.2016 09:58:29)
Дата 09.08.2016 10:40:19

Re: В конце...

> По рассказам ветеранов, особисты даже
А где отчёты этих особистов? )Протоколы...
Контора всегда была крайне бюрократической организацией :)
Да и цитаты
Замкомандира 1-й аэ гвардии старший лейтенант Паскеев, выполняя боевое задание по прикрытию войск в районе Гладковский – Алевра – Куафа, возвратился с боевого задания из-за неисправности мотора. Причиной его возвращения на свой аэродром стала неграмотная эксплуатация летчиком авиационного мотора «Аллисон» в воздухе. Оказалось, что пикирование пилот производил при давлении наддува в авиационном моторе свыше 46 дюймов рт. ст. и при оборотах двигателя не менее 3500 об/мин, тем самым создалась чрезмерная нагрузка на мотор. В результате этого произошло разрушение поршневых колец авиационного двигателя. Масло в полете выбрасывалось через выхлопные клапаны и патрубки. Мотор «Аллисон» был выведен из строя – расплавлены коренные подшипники, разорвало капот и всасывающее сопло карбюратора.
17 апреля с Паскеевым также произошел аналогичный случай, еще один мотор «Аллисон» был выведен из строя. Он снова возвратился с боевого задания, не долетев до цели. Самолет снова был выведен из строя: разорвало капот, всасывающее сопло карбюратора, сгорели свечи и деформировались некоторые детали двигателя.
За преступно-халатное отношение к эксплуатации материальной части самолета «Аэрокобра» замкомандира 1-й аэ – штурмана гвардии старшего лейтенанта Паскеева командир 16-го гиап гвардии подполковник Исаев от полетов отстранил и ходатайствовал перед командованием авиационной дивизии о снятии с занимаемой должности с понижением до рядового пилота.

Ни слова в официальном документе о "трусости". Только "преступно-халатное отношение к эксплуатации"(за два дня человек , по сути, уничтожил два двигателя).Нигде не фигурируют "особисты"...
http://thelib.ru/books/aleksandr_tabachenko/pokryshkinskiy_aviapolk_nelakirovannye_boevye_hroniki_16_y_gvardeyskiy_istrebitelskiy_aviacionnyy_polk_v_boyah_s_lyuftvaffe_1943_1945-read-5.html

От ttt2
К pamir70 (07.08.2016 15:01:08)
Дата 07.08.2016 21:38:50

А такое вообще возможно в условиях военного времени?

И какая аэрокобра в конце зимы 1942?

Они в 1942 были большой редкостью и вообще на фронте впервые появились в микроскопических количествах в мае.

От BP~TOR
К ttt2 (07.08.2016 21:38:50)
Дата 07.08.2016 23:59:29

Возможно, но

на уровне курилки да, тот же Красовский пишет об отрицательном отношении к ЛаГГ-3 летом 1941, и о желании получить вместо него И-16

>И какая аэрокобра в конце зимы 1942?
а какая 205 иад в конце зимы 1942 г.
"Сформирована 12 мая 1942 года на базе Военно-Воздушных Сил 13-й и 40-й армий на основании приказа НКО № 0082 от 5 мая 1942 года."

От pamir70
К ttt2 (07.08.2016 21:38:50)
Дата 07.08.2016 22:30:34

Re: А такое...

Вот мне и интересно

От BP~TOR
К pamir70 (07.08.2016 15:01:08)
Дата 07.08.2016 17:23:51

У самого Савицкого есть

>Требуя пересадить их на "Аэрокобры".
>Полковник Савицкий был вынужден организовать показательный воздушный бой между Як-1( пилотировал сам) и "Аэрокоброй"....
>Никому не попадались подробности этой истории?
>Гугль не помог
Савицкий Е.Я. Я - "Дракон". Атакую! М.: Молодая гвардия, 1988. с.129-130 только не позже июня 1942 г

От BP~TOR
К BP~TOR (07.08.2016 17:23:51)
Дата 07.08.2016 17:26:26

Re: У самого...

>>Требуя пересадить их на "Аэрокобры".
>>Полковник Савицкий был вынужден организовать показательный воздушный бой между Як-1( пилотировал сам) и "Аэрокоброй"....
>>Никому не попадались подробности этой истории?
>>Гугль не помог
>Савицкий Е.Я. Я - "Дракон". Атакую! М.: Молодая гвардия, 1988. с.129-130 только не позже июня 1942 г Аналогично

Аналогично
а Савицкий Полвека с небом. М.: Воениздат, 1988. с.61-63

От BP~TOR
К BP~TOR (07.08.2016 17:26:26)
Дата 07.08.2016 17:31:57

Гугль у Вас не той системы :)


>>Савицкий Е.Я. Я - "Дракон". Атакую! М.: Молодая гвардия, 1988. с.129-130 только не позже июня 1942 г Аналогично
http://militera.lib.ru/memo/russian/savitsky_ej3/index.html


>а Савицкий Полвека с небом. М.: Воениздат, 1988. с.61-63
http://militera.lib.ru/memo/russian/savitsky1/index.html

От pamir70
К BP~TOR (07.08.2016 17:31:57)
Дата 07.08.2016 20:13:50

К примеру, уровень к-на Силина и его дальнейшая судьба

Он стал лучшим асом и был известным пилотажником?
Уровня Савицкого...

От Boris
К pamir70 (07.08.2016 20:13:50)
Дата 08.08.2016 01:29:00

Согласно Podvignaroda.mil.ru

Доброе утро,
>Он стал лучшим асом и был известным пилотажником?
>Уровня Савицкого...

Павел Яковлевич Силин окончил войну капитаном, замкомэска 17 иап. Воевал с начала войны, в 1942 году был старшим лейтенантом и адъютантом эскадрильи того же 17 иап, с января 1943 по средину 1944 года перегонял ленд-лизовские самолеты, потом вернулся в полк. Награды: два ордена Красного Знамени и два Отечественной войны 1 степени. Основной вид боевой работы полка - сопровождение штурмовиков и, реже, бомбардировщиков.

http://podvignaroda.mil.ru/?#id=25494458&tab=navDetailDocument

С уважением, Boris.

От BP~TOR
К Boris (08.08.2016 01:29:00)
Дата 08.08.2016 11:56:51

Re: Согласно Podvignaroda.mil.ru

>
>Павел Яковлевич Силин окончил войну капитаном, замкомэска 17 иап. Воевал с начала войны, в 1942 году был старшим лейтенантом и адъютантом эскадрильи того же 17 иап, с января 1943 по средину 1944 года перегонял ленд-лизовские самолеты, потом вернулся в полк. Награды: два ордена Красного Знамени и два Отечественной войны 1 степени. Основной вид боевой работы полка - сопровождение штурмовиков и, реже, бомбардировщиков.

>
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=25494458&tab=navDetailDocument
тут про 1941-42
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=10628945&tab=navDetailManAward


От BP~TOR
К Boris (08.08.2016 01:29:00)
Дата 08.08.2016 08:00:34

Только Кобр в 17 полку на тот период не было


>Павел Яковлевич Силин окончил войну капитаном, замкомэска 17 иап. Воевал с начала войны, в 1942 году был старшим лейтенантом и адъютантом эскадрильи того же 17 иап, с января 1943 по средину 1944 года перегонял ленд-лизовские самолеты, потом вернулся в полк. Награды: два ордена Красного Знамени и два Отечественной войны 1 степени. Основной вид боевой работы полка - сопровождение штурмовиков и, реже, бомбардировщиков.

>
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=25494458&tab=navDetailDocument


подполковник Валентин Филиппович Сапрыкин командовал 17 полком 05.42 - 06.42
так что поединок Силин -Савицкий мог быть уже при подполковнике Николаенко в Липецке
Из воспоминаний Архипенко
"В это время в Липецке базировался 153-й иап на американских самолетах «Аэрокобра», которые сопровождали бомбардировщики «Бостон» и Пе-2 и, по договоренности Савицкого с командиром 153-го полка Мироновым часть летчиков из нашего полка была переучена и летала на «Аэрокобрах»."
Но вот поединка летчика своего полка Архипенко не вспоминает, а вспоминает только дуэль Савицки-Миронов и свой "бой" на Яке против капитана Новикова на "кобре"
"Помню, до отлета 17-го иап в Иваново, у нас был летчик капитан Алексей Новиков, впоследствии Герой Советского Союза известный ас, одержавший за войну более 30 побед. Он летал на «Аэрокобре», а я на Як-1. И вот при перелете из Боринских Заводов в Липецк мы договорились провести учебный воздушный бой над аэродромом в Липецке, и он в этом воздушном бою был побит мною на Як-1. После посадки летчики стали смеяться над ним и он полез было в драку — летчики не дали. Он долго и откровенно возмущался — мол, салага, меня опозорил, мог поддаться мне, ведь я командир эскадрильи, а ты лишь командир звена. Я отвечал, что в бою не поддаются, а сражаются — кто кого. Даже и после войны при встречах я чувствовал, что Алексей Новиков держал в душе на меня обиду."


От pamir70
К BP~TOR (08.08.2016 08:00:34)
Дата 08.08.2016 11:06:37

Спасибо большое (-)


От pamir70
К BP~TOR (07.08.2016 17:31:57)
Дата 07.08.2016 20:10:16

Re: Гугль у...

Видимо мы друг друга не поняли.
Меня интересует "с чего решили пилоты дивизии что "Аэрокобра" лучше" и уровень пилотов того учебного воздушного боя.
Т.е ПОДРОБНОСТИ. А не общие фразы )))

От BP~TOR
К pamir70 (07.08.2016 20:10:16)
Дата 07.08.2016 23:41:15

Про подробности

ну раз Вас интересуют детали
>Т.е ПОДРОБНОСТИ. А не общие фразы )))
то любопытно, что именно дало Вам основание написать

"В конце зимы 1942 года пилоты 205-й ИАД отказались летать на Як-1"
смотрим Красовского (с.129) причем издание 1960, а не причесанное 1968
1)Нет там ничего про отказ пилотов 205 дивизии, а есть про отношение пилотов к Як-1 типа "дали бы кобры, тогда бы мы показали немцам" и указывается, что такие же настроения были в дивизии Савицкого.
Согласитесь, что отказ и настроения это две большие разницы...
2)да и относит сам поединок Красовский к периоду боев за Воронеж, а это далеко не конец зимы 1942 года :)

Я не случайно дал Вам ссылки на 2 мемуара Савицкого, хотя они одного года (1988) и литнегр там один, но описания эпизода с показательным боем там имеют существенные различия.
В издании МГ Силин -"элегантный как английский капитан... с улыбкой охотника за скальпами", м похоже у Савицкого он вызвал раздражение.
В воениздатовском, этого нет, там традиционный портрет сталинского сокола но присутствует фамилия командира полка - подполковник Сопрыкин.

Если применить правильный гугль на предмет поиска "командира авиаполка подполковника Сапрыкина" то он поможет выйти на мемуары Архипенко (17 иап), Сапрыкин правда не его командир, но вот что любопытное можно прочитать у него
1)"Командир дивизии Е. Я. Савицкий был летчиком с большой буквы, я преклонялся перед ним тогда, 21-летним юношей и преклоняюсь сегодня, как перед великим патриотом нашей Родины — летчиком — командиром, полковником, потом генералом, который сам летал на боевые задания, не дрейфил, что его собьют.
Чтобы нам, летчикам, показать преимущества самолета Як-1 над самолетом «Аэрокобра» (американским), он проводил воздушные бои. Мне пришлось видеть, как командир 153 иап Миронов на «Аэрокобре» и Савицкий на Як-1 провели воздушный бой над аэродромом и, конечно, «кобра» была бита: Савицкий зашел ей в хвост и Миронов так ничего и не смог сделать."

2) у самого Архипенко есть момент когда он лично отказывался летать на Як-1, в пользу не кобры, а ЛаГГ-3
"Я выскочил из самолета как ошпаренный и докладываю — на ЛаГГ-3 полечу один хоть против всей германской губернии воевать, а на этом... Тогда он говорит — я приказываю вылететь и сделать 2 полета по кругу. Ну, раз приказ, то ничего не остается делать, как поднимать Як-1 в воздух."
"Возвращаясь к причине, почему заставил меня Николаенко вылетать на Як-1, замечу, что самолет предназначался для перевооружения, а летчики авиаполка не хотели на нем летать. Меня тогда тоже робость взяла и совсем не хотелось вылетать на Як-1. Ведь порой подлетаешь к Воронежу и видишь 2 — 3 падающих горящих «яка», а ЛаГГ-3 плохо горел и по этой причине завоевал симпатии летчиков. Фактически же Як-1 был лучше ЛаГГ-3, как я убедился уже на следующий день, когда командир полка подполковник Николаенко рано утром разрешил мне провести учебный воздушный бой с «лаггом», пилотируемым моим другом Николаем Савиным."

От BP~TOR
К BP~TOR (07.08.2016 23:41:15)
Дата 07.08.2016 23:53:33

Про уровень соперника


>Чтобы нам, летчикам, показать преимущества самолета Як-1 над самолетом «Аэрокобра» (американским), он проводил воздушные бои. Мне пришлось видеть, как командир 153 иап Миронов на «Аэрокобре» и Савицкий на Як-1 провели воздушный бой над аэродромом и, конечно, «кобра» была бита: Савицкий зашел ей в хвост и Миронов так ничего и не смог сделать."
полка
11 марта 1942 года 153 полк, оставив материальную часть, был направлен в резерв, сначала в Кинешму, затем в Иваново в 22-й запасной авиационный полк, где был переучен на самолёты P-39 «Эйрокобра». По окончании обучения полк в составе 20 самолётов перелетел в Раменское, где вошёл в состав 2-й резервной группы, но в её составе в боях не участвовал. В июне 1942 года полк прибыл в распоряжение Воронежского фронта, перелетев в Воронеж, куда добрался 29 июня 1942 года.
т.е. поединок Миронов- Савицкий не ранее этой даты

про уровень ГСС С.И. Миронова
http://airaces.narod.ru/winter/mironov.htm

От pamir70
К BP~TOR (07.08.2016 23:53:33)
Дата 08.08.2016 11:04:02

Огромное спасибо (-)