От Alex Medvedev
К All
Дата 17.08.2016 17:26:18
Рубрики ВВС; Байки;

"Битва при Палмдейле"

"Вот что случилось утром в четверг, шестьдесят лет назад. Опасность повторения такого сценария существует до сих пор.

В четверг 16 августа 1956 года, в 11 часов 34 минуты с базы военно-морской авиации в американском штате Калифорния взлетел палубный истребитель F6F "Хеллкэт" производства американской фирмы "Грумман", переоборудованный под беспилотный летательный аппарат и выкрашенный в ярко-красный цвет.

Беспилотник должен был стать одной из мишеней для испытания ракет: предполагалось, что, взмыв в небо, он неспешно полетит над Тихим океаном, пока его не разнесут на мелкие кусочки. По крайней мере, таков был план.

Но вместо того чтобы лечь на заданный курс, беспилотник перестал реагировать на команды пункта дистанционного управления и полетел на юго-восток в сторону Лос-Анджелеса, огромного мегаполиса, расположенного в том же штате.

Назревала опасная ситуация - падение самолета в неудачном месте могло повлечь за собой гибель людей. Офицеры Военно-морских сил США немедленно связались по телефону с соседней базой ВВС в городе Окснарде, где на случай налета советских бомбардировщиков постоянно находилась дежурная смена. На перехват приближавшегося к городу беспилотника в воздух были подняты два истребителя.

Когда летчики поравнялись с F6F "Хеллкэт", тот пересек воздушное пространство Лос-Анджелеса и оказался в небе над незаселенной территорией - это был первый шанс перехватить беглеца.

На вооружении самолетов F-89D "Скорпион" были неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) с фугасной боевой частью Mk 4, которые прозвали Mighty Mouse ("Могучий мышонок") в честь персонажа американского мультсериала. Такие ракеты легко могли сбить беспилотник подобного размера - разумеется, при условии прямого попадания. Но тут начались проблемы. При первой попытке осуществить пуск ракет система в автоматическом режиме не сработала, и летчикам пришлось переключаться на ручное управление.

Однако за это время беспилотник снова изменил курс и направился обратно к Лос-Анджелесу.

Ситуация становилась критической. После первого залпового пуска 42 НУРСов ни один из них в цель не попал. Второй летчик выпустил по беспилотнику еще 42 ракеты - безрезультатно. Беглый самолет приближался к пригороду Лос-Анджелеса Ньюхоллу. Еще залп. И снова мимо. Наконец, когда "Хеллкэт" повернул в направлении Палмдейла, оба перехватчика сделали еще по одному залповому пуску, на этот раз по 30 снарядов в каждом. Это был последний шанс, но все снаряды опять прошли мимо цели. В итоге ни одна из 208 ракет не поразила ярко-красный самолет.

Беспилотник продолжал полет, пока у него не кончилось топливо и он не рухнул в 13 километрах к северу от Палмдейла, при падении оборвав электропровода.

Трудно поверить, но при этом инциденте никто не погиб и не был ранен. Однако это не значит, что все выпущенные снаряды упали на землю, не причинив никому вреда, - по всему пути следования истребителей и их ярко-красной жертвы с неба сыпались ракеты, сея разрушения. В газетах за тот день дан полный отчет о нанесенном ущербе. Под Ньюхоллом на площади 140 гектаров бушевали пожары, для тушения которых пришлось задействовать сотни пожарных. В дома, выбивая стекла, влетали осколки снарядов. Одному юноше, который вел машину в Палмдейле, осколками пробило ветровое стекло, по счастью, не задев его самого.

В одной из газет напечатали язвительную статью о последствиях "непреднамеренной бомбардировки", а Los Angeles Times, крупнейшая и влиятельнейшая газета Запада США, красочно расписала, как "бесконтрольно и опасно" беспилотник кружил над городом.
Многие ракеты упали на землю не разорвавшись, но малейшее сотрясение могло привести в действие взрыватель, поэтому сотрудники ВВС США подготовили для граждан описание ракет во избежание несчастных случаев.

"Это очень странный случай", - отмечает археолог Питер Мерлин, который специализируется на поисках обломков упавших самолетов. Он наткнулся на историю сбежавшего беспилотника совершенно неожиданно, 20 лет назад, изучая старые местные газеты той поры в поисках информации об экспериментах с участием самолетов.

Это был уже не первый опыт использования беспилотных самолетов "Хеллкэт". "Их использовали во время испытаний атомной бомбы - беспилотники залетали в ядерный гриб для забора проб", - поясняет Мерлин.

Мерлина поразило то, какое количество военных самолетов летало в это время над Калифорнией. Он собрал информацию о 700 местах падения самолетов за период с 1930-х годов. "Большинство из них - военные или экспериментальные самолеты", - утверждает он. В 1997 году Мерлин и его коллега-ученый Тони Мур обнаружили место падения "Хеллкэт".

По словам Мерлина, она даже заметили следы аварии на отремонтированных линиях электропередач, а в грунте были явно видны куски алюминия с остатками красной краски и маркировки, подтверждающих, что тут разбился именно тот самолет, который они искали.

Почему же истребители ВВС США не смогли сбить эту штуку, несмотря на такое количество попыток? Как подчеркивает сотрудник Международного института стратегических исследований в Лондоне Даг Барри, легко сказать "сбить" - а попробуйте это сделать!

"Две машины движутся в трехмерном пространстве, а стрельба ведется неуправляемыми снарядами, которые и сами могут двигаться непредсказуемо, - поясняет он. - Это не самая простая задача, и чем больше промахов, тем сложнее". Вести залповый огонь по строю бомбардировщиков противника - это одно, а пытаться попасть в одну маленькую цель - совсем другое, как убедились в тот день ВВС США.

Может ли что-то подобное произойти в наши дни? По мнению Барри, может. Просто мер безопасности сейчас стало больше.

Прежде всего, вооружение и военная техника с дистанционным управлением часто снабжены на случай поломки системой самоликвидации.

"И если в течение какого-то времени канал передачи данных не функционирует, есть ряд вариантов, один из которых состоит в том, что беспилотный аппарат переходит в ждущий режим и пытается восстановить передачу данных", - рассказывает Барри.

"Если же за отведенное время это не удается, а топлива остается достаточно, аппарат предпринимает попытку вернуться на базу".

Случай в Палмдейле - разумеется, не единственный в анналах военной истории пример сбившегося с курса самолета. В 2009 году ВВС США действовали более успешно: им удалось сбить потерявший управление беспилотник - на этот раз это был современный "Рипер", - который чуть не залетел в воздушное пространство Афганистана.

Но из-под контроля подчас выходят и самолеты, управляемые людьми. В 1970 году американский сверхзвуковой истребитель-перехватчик "Конвэр" F-106 вошел в штопор над штатом Монтана, из-за чего летчику пришлось катапультироваться.

Но произошло чудо: самолет выровнялся и приземлился на заснеженное поле в таком хорошем состоянии, что после ремонта его вернули в эксплуатацию. После того случая его прозвали "кукурузным бомбардировщиком".

От Boris
К Alex Medvedev (17.08.2016 17:26:18)
Дата 18.08.2016 13:19:05

Похожий случай описан Е.Я.Савицким

Доброе утро,
http://militera.lib.ru/memo/russian/savitsky1/06.html

и похоже на то, что не всегда все так хорошо "мишень горит и, разваливаясь в воздухе, падает в пределах границ полигона" заканчивалось...

С уважением, Boris.

От Сергей Зыков
К Alex Medvedev (17.08.2016 17:26:18)
Дата 18.08.2016 05:33:32

надо было учить матчасть - «Спитфайры» против самолетов-снарядов V-1

http://i.dailymail.co.uk/i/pix/2011/05/08/article-1384740-0BF424C400000578-18_636x774.jpg


http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/12/28.htm

От Centurion18
К Сергей Зыков (18.08.2016 05:33:32)
Дата 18.08.2016 08:07:40

Здесь слишком велика была разница в скоростях (-)


От Сергей Зыков
К Centurion18 (18.08.2016 08:07:40)
Дата 18.08.2016 09:04:49

Re: Здесь слишком...

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1032 км/ч
Крейсерская скорость: 713 км/ч
Скорость сваливания: 219 км/ч (при нормальной взлётной массе)
Боевой радиус: 615 км

От Centurion18
К Сергей Зыков (18.08.2016 09:04:49)
Дата 18.08.2016 09:55:11

Так и "Хеллкет" явно не на своих 600 пилил :-) (-)


От Сергей Зыков
К Centurion18 (18.08.2016 09:55:11)
Дата 18.08.2016 10:20:03

Re: Так и...


Grumman F6F Hellcat (Грумман F6F Хелкэт)
Летные данные: максимальная скорость на высоте 7130 м (23400 футов) 612 км/час (380 миль/час); крейсерская скорость 270 км/час (168 миль/час);

От Begletz
К Alex Medvedev (17.08.2016 17:26:18)
Дата 18.08.2016 05:00:17

"Господь хранит дураков, пьяных, и Соединенные Штаты Америки" (с)


От U235
К Alex Medvedev (17.08.2016 17:26:18)
Дата 18.08.2016 01:09:00

Совсем странно.

Даже РС-82 устанавливаемые на советские истребители перед войной и в начальный период войны имели взрыватели с дистанционными самоликвидаторами. А американцы даже в намного поздний период не додумались их ставить?

От Llandaff
К U235 (18.08.2016 01:09:00)
Дата 18.08.2016 09:55:10

Re: Совсем странно.

>Даже РС-82 устанавливаемые на советские истребители перед войной и в начальный период войны имели взрыватели с дистанционными самоликвидаторами. А американцы даже в намного поздний период не додумались их ставить?

В Википедии написано. У американцев была другая идея по реализации этой задачи - НАРы после некоторого пролета должны были не самоликвидироваться, а сниматься с боевого взвода, превращаясь в болванки.

Не сработало.

От U235
К Llandaff (18.08.2016 09:55:10)
Дата 18.08.2016 10:09:54

Re: Совсем странно.

>В Википедии написано. У американцев была другая идея по реализации этой задачи - НАРы после некоторого пролета должны были не самоликвидироваться, а сниматься с боевого взвода, превращаясь в болванки.

А какой в этом смысл? Падающие на землю тяжелые болванки, тем более начиненные ВВ, вполне очевидно намного опаснее чем падающие с неба осколки, а уж тем более - мелкая шрапнель. Оно ж быстро теряет убойную силу и превращается просто в свободно падающие малоопасные мелкие предметы, серьезное ранение от которых маловероятно. Плюс теряется опция использовать неконтактный подрыв для поражения целей. Я, кстати, так и не понял: разве у американцев на данных РС не стояли радиовзрыватели? Они ж еще в ВОВ были отработаны для зенитных снарядов.

От Llandaff
К U235 (18.08.2016 10:09:54)
Дата 18.08.2016 14:49:13

Re: Совсем странно.

>>В Википедии написано. У американцев была другая идея по реализации этой задачи - НАРы после некоторого пролета должны были не самоликвидироваться, а сниматься с боевого взвода, превращаясь в болванки.
>
>А какой в этом смысл? Падающие на землю тяжелые болванки, тем более начиненные ВВ, вполне очевидно намного опаснее чем падающие с неба осколки, а уж тем более - мелкая шрапнель. Оно ж быстро теряет убойную силу и превращается просто в свободно падающие малоопасные мелкие предметы, серьезное ранение от которых маловероятно. Плюс теряется опция использовать неконтактный подрыв для поражения целей. Я, кстати, так и не понял: разве у американцев на данных РС не стояли радиовзрыватели? Они ж еще в ВОВ были отработаны для зенитных снарядов.

Логику американских конструкторов не знаю, но тем не менее, факт остается фактом. Вместо подрыва в воздухе там было снятие с боевого взвода. Радиовзрывателей не было.

Кстати несколько ракет попали в дрона вскользь, но взрыватели не сработали.

От U47
К Llandaff (18.08.2016 14:49:13)
Дата 18.08.2016 18:12:48

Re: Совсем странно.



>Кстати несколько ракет попали в дрона вскользь, но взрыватели не сработали.

А вобще, на каких-либо 70-мм НАР неконтактные взрыватели стояли?

От john1973
К U235 (18.08.2016 01:09:00)
Дата 18.08.2016 01:46:07

Re: Совсем странно.

>Даже РС-82 устанавливаемые на советские истребители перед войной и в начальный период войны имели взрыватели с дистанционными самоликвидаторами. А американцы даже в намного поздний период не додумались их ставить?
Для перехвата над океаном самоликвидатор на РС не нужен))

От amyatishkin
К Alex Medvedev (17.08.2016 17:26:18)
Дата 17.08.2016 22:31:47

здесь с веселыми подробностями и картинками

http://vova-modelist.livejournal.com/100550.html

От pamir70
К Alex Medvedev (17.08.2016 17:26:18)
Дата 17.08.2016 17:55:54

Полёт МиГ -23 от Польши до Бельгии в 1989м

С поражением дома фермера и самого фермера до кучи