От gull
К All
Дата 13.09.2016 02:25:45
Рубрики WWII; ВВС;

Еще раз о точности горизонтальных бомбардировщиков

Добрый день,

В некоторой степени в продолжение вот этого разговора:

https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2639/2639427.htm

На этот раз приведу данные о точности продемонстрированной экипажами боевых эскадрилий Ланкастеров 1-й и 5-й Групп Бомбардировочного Командования Королевских ВВС Великобритании в ходе учебных бомбометаний в конце 1944 - начале 1945 гг.
При этом в 5-й Группе точности бомбометания уделялось повышенное внимание и по этому показателю она была лучшей в Командовании. Результаты же показанные 1-й Группой можно считать типичными и для других групп Бомбардировочного Командования.

Во всех случаях бомбометание производилось с использованием автоматического стабилизированного векторного прицела Mk. XIV или Mk. XIVA. Высота бомбометания на полигоне могла быть любой в диапазоне от 2 000 до 20 000 футов (от 610 до 6096 м) и чаще всего определялась погодой, а именно высотой облачности. В связи с этим бомбометания с высот более 14 000 футов были относительно редки, а средняя высота бомбометания составляла 7-9 тысяч футов. Для целей сравнения полученные отклонения бомб пересчитывались в приведенные отклонения соответствующие высоте бомбометания в 20 000 футов. Если величина приведенного отклонения превышала 400 ярдов (366 м), это считалось большим отклонением (gross error) и в дальнейших вычислениях не использовалось. Результаты, полученные для оставшихся бомб, использовались для расчета приведенного среднего арифметического отклонения в соответствии со следующим соотношением:
Отклонение 1/Отклонение 2 = (Высота 1/Высота 2)^0,36 

Приведенное среднее арифметическое отклонение, вычисленное по результатам упражнения, получило название ошибки экипажа и разделялось на две части - базовую и векторную ошибки. Векторная ошибка вычислялась исходя из разницы в параметрах ветра, использованных экипажем при выполнении упражнения, и действительными скоростью и направлением ветра действовавшими на самолет во время бомбометания. Величина базовой ошибки определялась путем векторного вычитания векторной ошибки из ошибки экипажа. Другими словами, общее отклонение разделялось на отклонение, вызванное ошибкой штурмана в определении скорости и направлении ветра, и отклонение в результате всех остальных причин.
Результаты учебных бомбометаний экипажей 1-й Группы, самолеты Lancaster, прицелы Mk. XIV

Месяц  Сброшено бомб     Общее отклонение  Базовое отклонение,  Ошибка в определении
       на 1 отряд        экипажа, ярды     ярды                 скорости ветра, миль/час

окт.44     67                246                 187                   н/д
ноя.44    100                250                 189                   н/д 
дек.44     74                260                 202                   н/д 
янв.45     84                241                 188                   н/д 
фев.45     89                239                 193                   н/д 
мар.45    159                203                 175                  7,40
апр.45    169                202                 172                  5,35



Результаты учебных бомбометаний экипажей 5-й Группы, самолеты Lancaster, прицелы Mk. XIV

Месяц  Сброшено бомб     Общее отклонение  Базовое отклонение,  Ошибка в определении
       на 1 отряд        экипажа, ярды     ярды                 скорости ветра, миль/час

окт.44    121                163                 147                  4,25
ноя.44     62                166                 143                  3,58
дек.44     72                167                 137                  3,82
янв.45     56                171                 146                  3,68
фев.45     54                174                 143                  3,48
мар.45    154                160                 125                  3,17
апр.45    150                161                 136                  2,92


В феврале 1945-го в Бомбардировочном Командовании была введена единая система категорирования экипажей в соответствии с точностью достигнутой при выполнении учебного бомбометания. В основу этой системы была положена система категорирования разработанная и введенная в 5-й Группе с июня 1944-го. Категория присваивалась не отдельным членам экипажа, а “бомбардировочной команде”, в которую входили командир экипажа, штурман и бомбардир, т.е. те члены экипажа от квалификации и взаимодействия которых непосредственно зависел результат бомбометания. Категория каждой бомбардировочной команды пересматривалась ежемесячно и присваивалась исходя из величины средней приведенной ошибки экипажа, вычисленной по результатам трех крайних упражнений, выполненных экипажем. Всего было введено четыре категории. Для получения высшей категории A средняя ошибка экипажа, приведенная к высоте 20 000 футов, не должна была превышать 120 ярдов. Категории B соответствовала ошибка до 200 ярдов, С - до 280 ярдов. Экипажам, средняя приведенная ошибка которых превышала 280 ярдов, присваивалась категория D. Дополнительно к перечисленным категориям, в 5-й Группе существовала еще дона категория - A+, для присвоения которй средняя приведенная ошибка экипажа не должна была превышать 85 ярдов. Экипаж, не выполнивший в течение месяца ни одного учебного бомбометания автоматически перемещался в следующую более низкую категорию.

Ниже приведены значения максимальных величин средних ошибок экипажа для присвоения соответствующей категории, пересчитанные для разных высот в соответствии с методом, принятым в то время в Бомбардировочном Командовании, а также результаты категорирования экипажей 1-й и 5-й Групп на конец марта 1945 года. Дополнительно, для справки, приведены значения максимальных величин средних ошибок экипажа, пересчитанные в метрическую систему.
Максимальные величины средних ошибок экипажа в соответствии с едиными нормативами, 
введенными в Бомбардировочном Командовании в феврале 1945 г.

Высота бомбометания,  Средняя ошибка экипажа, ярды   
футы 
                       A+    A     B     C
20000                  85   120   200   280
18000                  82   116   193   270
16000                  78   111   185   258
14000                  75   106   176   246
12000                  71   100   166   233
10000                  66    93   156   218
 8000                  61    86   144   201
 6000                  55    78   130   182
 4000                  48    67   112   157
 2000                  37    52    87   122


Высота бомбометания,  Средняя ошибка экипажа, метры  
метры 
                       A+    A     B     C
6000                   77   109   182   255
5000                   72   102   170   238
4000                   67    94   157   220
3000                   60    85   142   198
2000                   52    73   122   171
1000                   41    57    95   134
 700                   36    50    84   117
     

Распределение экипажей 1-й и 5-й Группы Бомбардировочного Командования по категориям на конец марта 1945 г.

Категория       A+             A               B               C               D        Не категорированы     Всего 
          Кол-во    %     Кол-во    %     Кол-во    %     Кол-во    %     Кол-во    %     Кол-во    %       Кол-во    %
1 Group      -              24    4,79%    146   29,14%    102   20,36%     34    6,79%    195   38,92%      501     100%
5 Group     10    1,71%    129   22,01%    349   59,56%     92   15,70%      6    1,02%      -    0,00%      586     100%
 


Скучные подробности можно посмотреть здесь:

http://gull.livejournal.com/1284.html

С уважением,

gull

От ttt2
К gull (13.09.2016 02:25:45)
Дата 14.09.2016 11:47:57

Спасибо!

>Высота бомбометания, Средняя ошибка экипажа, метры
>метры
> A+ A B C
>6000 77 109 182 255
>5000 72 102 170 238
>4000 67 94 157 220
>3000 60 85 142 198
>2000 52 73 122 171
>1000 41 57 95 134
> 700 36 50 84 117


Большая часть экипажей попадала в категорию В и соответственно типичная ошибка 200 м с высоты 6000м

Самое то города разрушать :(

По точечным целям разве давить массой..

>С уважением,

>gull
С уважением

От gull
К ttt2 (14.09.2016 11:47:57)
Дата 15.09.2016 05:03:10

Re: Спасибо!

Добрый день,

>Самое то города разрушать :(

Да в общем-то это нормальная точность для горизонтальных бомбардировщиков, просто не всем это бывает очевидно. Каждое оружие имеет свои ограничения и для горизонтальных бомбардировщиков периода ВМВ они примерно такими и были. Исходя из них строилась и тактика применения и осуществлялся выбор целей.

>По точечным целям разве давить массой..

Именно так и делали. К примеру, типовой наряд сил для поражения малоразмерной цели типа мост - 20-30 средних бомбардировщиков. При хорошей подготовке бомбардиров (и хороших прицелах) такой наряд позволял обеспечить 30-50% вероятность вывода моста из строя.

Ну и понятно, что малоразмерные цели обычно с шести километров не бомбили, такие цели бомбили обычно с трех, максимум четырех километров.

С уважением,

gull