От Skvortsov
К Николай Поникаров
Дата 16.09.2016 22:26:55
Рубрики 11-19 век;

Клевещут, что при залоге учитывалось, сколько земли приходилось на крепостного


>... а залоговая стоимость имения определялась прежде всего числом душ.


Сергей Львович в 1830 году выделил сыну 200 душ из общего числа 474 ревизских душ, числившихся в принадлежавшем ему имении Кистенево Сергачского уезда Нижегородской губернии. Кистенево было частью вотчины братьев Пушкиных, центр которой — Болдино. Там и жил Пушкин при своих наездах в вотчину. Из остатка, который отец оставил себе, 200 душ были уже заложены и перезаложены.

Выделение Александру Сергеевичу его доли было снабжено ограничительными условиями: он мог получать доходы от крепостных и «заложить в казенное место», но не имел права продать их. Очевидно, Сергей Львович хотел предотвратить возможный раздел имения.

Кистеневские крестьяне «сидели» на земле, которой было всего 1460 десятин (около 1600 га), в том числе под пашней — 1088 десятин. Кроме хлебопашества они занимались кустарными промыслами, особенно выделкой рогож. Имение было оброчное, и при правильном хозяйствовании давало неплохой доход. При закладе учитывались как души, так и земля, но главным объектом заклада были сами крепостные крестьяне.

5 февраля 1831 года Пушкин заложил свои 200 душ в Московском опекунском совете, получив ссуду на 37 лет в размере 40 тысяч рублей, очевидно, из 5 процентов годовых. Деньги эти рассеялись как дым, и в конце 1832 года он сделал через Нащокина, жившего в Москве, попытку перезаложить их, т. е. получить под тот же заклад дополнительную ссуду в 10 тысяч рублей. Попытка эта кончилась неудачей. Опекунский совет отказал в ссуде под предлогом недостаточной обеспеченности крестьян землей. Полагалось, чтоб на каждую закладываемую душу приходилось не менее 5 десятин земли, а по представленным Пушкиным бумагам выходило всего по 3 десятины.

http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=literature&author=anikin-av&book=1989&page=66