От Паршев
К Keu
Дата 11.10.2016 10:29:13
Рубрики Космос;

Не без сакральности, но речь-то о спускаемом аппарате

Конечно, дуры типа шаттлов или Бурана бессмысленны (нет таких нагрузок, которые надо возвращать с орбиты в стотонной птичке), не говоря уже об опасности. Об этом нам говорили преподаватели аж в 1977 году. А если птичка пассажирская, то есть снимаешь с орбиты столько же, сколько туда отправляешь - то можно подумать о многоразовости.

Ну вот например капсула Союза точится на токарном станке из цельной заготовки, и в ней прорезается под сотню всяких отверстий - при большом количестве полетов можно бы и помногоразить такую деталь.

От john1973
К Паршев (11.10.2016 10:29:13)
Дата 12.10.2016 01:40:49

Re: Не без...

>Ну вот например капсула Союза точится на токарном станке из цельной заготовки, и в ней прорезается под сотню всяких отверстий - при большом количестве полетов можно бы и помногоразить такую деталь.
Вы меня здорово удивили. И днище там не приварное?!

От Паршев
К john1973 (12.10.2016 01:40:49)
Дата 12.10.2016 17:08:17

Re: Не без...

>>Ну вот например капсула Союза точится на токарном станке из цельной заготовки, и в ней прорезается под сотню всяких отверстий - при большом количестве полетов можно бы и помногоразить такую деталь.
>Вы меня здорово удивили. И днище там не приварное?!

Знаете, точно сказать не могу. Я станки видел с некоторого расстояния, в НПО Энергия (практика там была), с пояснением местного товарища; может и варят из двух половинок, тут не в курсе.

От john1973
К Паршев (12.10.2016 17:08:17)
Дата 12.10.2016 18:56:25

Re: Не без...

Я в том смысле, что сварные швы такого рода вовсе не были ноу-хау и в 50-гг, дефектоскопия-рентгеноскопия существовала сильно ранее (и даже цельноточеная деталь такого рода все равно пойдет под рентген или гамму), а формирование купола и отдельно днища должно быть намного проще в производстве, особенно если внутри полно обработки помимо формирования стенки.

От Паршев
К john1973 (12.10.2016 18:56:25)
Дата 12.10.2016 19:35:53

Re: Не без...

>Я в том смысле, что сварные швы такого рода вовсе не были ноу-хау и в 50-гг, дефектоскопия-рентгеноскопия существовала сильно ранее (и даже цельноточеная деталь такого рода все равно пойдет под рентген или гамму), а формирование купола и отдельно днища должно быть намного проще в производстве, особенно если внутри полно обработки помимо формирования стенки.

тут такое дело. При сварке меняются свойства контактирующих поверхностей, притом на некоторую глубину, хотя трещин может не быть. И механообработка всё равно после сварки нужна. Поэтому сварки в таких делах вообще говоря избегают. Вот пример: на некоторых ракетах наших делалась "вафельная" поверхность - из толстого листа (сантиметров 5) выфрезеровывалась. Там вместо отдельных шпангоутов и стрингеров оставлялись ребра жестскости и наружный лист толщиной в несколько мм, все это цельной деталью. Которая, правда, потом как-то соединялась с другими, м.б. и сваркой.

В общем-то выточить такую деталь целиком не так уж сложно, там же с торца здоровая дырка под переходный люк есть.

От john1973
К Паршев (12.10.2016 19:35:53)
Дата 12.10.2016 22:03:16

Re: Не без...

>В общем-то выточить такую деталь целиком не так уж сложно, там же с торца здоровая дырка под переходный люк есть.
Само собой, но приваривать все равно придется как минимум обечайки люков и иллюминаторов и отсек парашютной системы, а подозреваю что и стаканы всех клапанов, и вводы всех антенн. Т.е. создаются вдобавок локальные теплонапряжения.

От john1973
К john1973 (12.10.2016 22:03:16)
Дата 12.10.2016 22:12:34

Re: Не без...

>Т.е. создаются вдобавок локальные теплонапряжения.
и 100% придется сваривать разнородные сплавы

От Boris
К Паршев (12.10.2016 19:35:53)
Дата 12.10.2016 21:11:05

Re: Не без...

Доброе утро,
на некоторых ракетах наших делалась "вафельная" поверхность - из толстого листа (сантиметров 5) выфрезеровывалась. Там вместо отдельных шпангоутов и стрингеров оставлялись ребра жестскости и наружный лист толщиной в несколько мм, все это цельной деталью. Которая, правда, потом как-то соединялась с другими, м.б. и сваркой.

Именно так, фрезерование - гибка (в смысле изгибание листа) - сварка, потом кольца сваривались между собой в корпус ступени, он же несущий бак:
http://mash-xxl.info/info/545134/. Ясно, что все это с термообработкой после сварки и полным контролем качества инструментальными методами.

С уважением, Boris.