>Наверное главным отличием, вытекающим из специфики коммерческого судна была малая команда. В среднем команда составляла (исключение тут составляли только каперы, "ост-индийцы" и невольничьи суда) от 10 до 30 человек на судах от 150 до 300 тонн. Грубо говоря, на 10 тонн водоизмещения требовался один человек - это правило сохранялось почти весь XVIII век. Еще раз, это не касается тех исключений, которые уже упомянуты, и некоторых типов промысловых судов (например, китобои).
А нет ли данных по экипажам больших коммерческих судов раннего времени - я имею в виду португальские нао и испанские галеоны типа манильского? Их тоннаж был как раз более 300 тонн, но экипаж вряд ли был в пропорции 10 тонн на человека.
>А нет ли данных по экипажам больших коммерческих судов раннего времени - я имею в виду португальские нао и испанские галеоны типа манильского? Их тоннаж был как раз более 300 тонн, но экипаж вряд ли был в пропорции 10 тонн на человека.
нет, тогда было около 5 тонн. По мере уменьшения пиратства увеличивался полезный тоннаж на человека и на пушку.
Где-то в англоязычных я видел данные.