От nicoljaus
К Андрей
Дата 23.02.2017 20:37:27
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Фортификация;

Re: Историко-гастрономический вопрос....

Вопрос разбирался в статье:
http://vallajournal.com/journal/index.php/valla/article/view/47
Игорь Анатольевич Осипов

Аннотация

Традиционно, когда речь заходит о религиозных запретах на употребление в пищу мяса животных, в первую очередь вспоминаются мусульманский харам на свинину, законы кашрута у евреев, а также священное почитание коровы у индуистов. У христиан же таких явных пищевых табу нет. Существующие в христианстве запреты носят характер либо временных ограничений (посты), либо способов забоя (удавленина, кровоядина и пр.). В Древней Руси периодически возникали дискуссии о чистоте и допустимости употребления того или иного вида мяса, однако единой позиции выработано не было. При этом определенные источники сообщают о бытовавшем у православных русских в XVI-XVII вв. запрете, неизвестном, впрочем, ни памятникам канонического права, ни богословской литературе, на поедание телятины, когда привычные с современной точки зрения блюда из мяса телят признавались нечистыми и отвратительными. Вопросу истинной или мнимой заповедности телятины у русских и посвящена настоящая работа.

От Андрей
К nicoljaus (23.02.2017 20:37:27)
Дата 25.02.2017 21:03:24

Re: Историко-гастрономический вопрос....

>Вопрос разбирался в статье:
http://vallajournal.com/journal/index.php/valla/article/view/47
>Игорь Анатольевич Осипов

В обсуждении в ЖЖшке эта ссылка на эту статью проскакивала. Но найти ее в открытом доступе не удалось, а интерес не настолько велик чтобы деньги отдавать из праздного любопытства.

От nicoljaus
К Андрей (25.02.2017 21:03:24)
Дата 27.02.2017 10:40:21

Re: Историко-гастрономический вопрос....

>В обсуждении в ЖЖшке эта ссылка на эту статью проскакивала. Но найти ее в открытом доступе не удалось, а интерес не настолько велик чтобы деньги отдавать из праздного любопытства.

Если говорить коротко то "все сложно". Чисто церковного запрета на телятину не было, но то, что "московиты телятину не едят", "считают ее нечистой" интуристы пишут часто. С чем это конкретно связано - не ясно, перечислены несколько предположений разной степени достоверности и рациональности. Особенно ярко фиксация на телятине прослеживается у "поляков", похоже у них готовность есть телятину была одним из поводом для фирменного "гонора" в отношении московитов. По поводу эпизода с Орлом в изложении Петрея. Петрей списал у Одеборна, Одеборн списал у Гваньини, а Гваньини списал у Шлихтинга. У Шлихтинга описан эпизод с сожжением в Вологде нескольких "крепостных" которые с голодухи ели телятину, по-видимому, в пост (но и за это никого обычно не казнили). Гваньини этот эпизод списал, а непосредственно перед ним вставил эпизод с людоедством при постройке Орла, причем у него про кару за людоедство не упоминается. Ну а дальше два эпизода объединили в один и получили историю с сожженными за телятину при строительстве Орла, с некоторыми вариациями.
Таким образом, на самом деле дело было в Вологде. Что конкретно было в Вологде - передает слухи "Дневник Марии Мнишек":
"…Город окружен стеной, но недостроенной и не пригодной для защиты. Стену эту, как слышно было, строили наши поляки, которых взяли в плен на войне. Было их 400 человек. Но всех их до одного потом убили за то только, что они пару телят съели. Вскоре после этого часть города сгорела, и жители написали жалобу на них царю, утверждая, что это явно их Бог покарал за
воровской поступок. Услышав о том, разгневанный царь приказал своим приговором перебить пленников…"
В общем, опять ВНЕЗАПНО телятина и поляки.

От Паршев
К nicoljaus (27.02.2017 10:40:21)
Дата 27.02.2017 23:56:00

Сомнительно как-то - крепостные (при Грозном), да еще в Вологде... (-)


От nicoljaus
К Паршев (27.02.2017 23:56:00)
Дата 28.02.2017 10:18:52

В оригинале "villani" (-)


От Андрей
К nicoljaus (27.02.2017 10:40:21)
Дата 27.02.2017 23:01:50

Спасибо.

>Если говорить коротко то "все сложно". Чисто церковного запрета на телятину не было, но то, что "московиты телятину не едят", "считают ее нечистой" интуристы пишут часто. С чем это конкретно связано - не ясно, перечислены несколько предположений разной степени достоверности и рациональности. Особенно ярко фиксация на телятине прослеживается у "поляков", похоже у них готовность есть телятину была одним из поводом для фирменного "гонора" в отношении московитов. По поводу эпизода с Орлом в изложении Петрея. Петрей списал у Одеборна, Одеборн списал у Гваньини, а Гваньини списал у Шлихтинга. У Шлихтинга описан эпизод с сожжением в Вологде нескольких "крепостных" которые с голодухи ели телятину, по-видимому, в пост (но и за это никого обычно не казнили). Гваньини этот эпизод списал, а непосредственно перед ним вставил эпизод с людоедством при постройке Орла, причем у него про кару за людоедство не упоминается. Ну а дальше два эпизода объединили в один и получили историю с сожженными за телятину при строительстве Орла, с некоторыми вариациями.
>Таким образом, на самом деле дело было в Вологде. Что конкретно было в Вологде - передает слухи "Дневник Марии Мнишек":
>"…Город окружен стеной, но недостроенной и не пригодной для защиты. Стену эту, как слышно было, строили наши поляки, которых взяли в плен на войне. Было их 400 человек. Но всех их до одного потом убили за то только, что они пару телят съели. Вскоре после этого часть города сгорела, и жители написали жалобу на них царю, утверждая, что это явно их Бог покарал за
>воровской поступок. Услышав о том, разгневанный царь приказал своим приговором перебить пленников…"
>В общем, опять ВНЕЗАПНО телятина и поляки.

Кароче, все сложно, без бутылки не разберешься!

От Паршев
К nicoljaus (23.02.2017 20:37:27)
Дата 23.02.2017 21:47:23

Мем, скорее всего

>Вопрос разбирался в статье:
http://vallajournal.com/journal/index.php/valla/article/view/47
>Игорь Анатольевич Осипов

>Аннотация

подозреваю, что источники одни и те же - и все западноевропейские.

Русские пищевые запреты в основном соответствовали ветхозаветным - то есть разрешена скотина с раздвоенным копытом. Поэтому не ели конину, медвежатину и зайчатину (лапа), хищных птиц и т.д.. При этом такая "ветхозаветность" не очень одобрялась высшим классом - например, замечание Сабанеева "русский народ давленой птицы не ест" не прошло цензуру. Запрета на "тельца" в Ветхом Завете нет.
Во всех "историях" западноевропейцев, которым, кстати, авторы не были свидетелями, есть общая черта: наказания накладывает не общество, а царь.