>"Алексей Николаевич, вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война" (министр внут. дел В.К.Плеве - военному министру А.Н.Куропаткину, за несколько дней до начала РЯВ)
Политические такие взгляды мне тоже близки, однако, я про военный аспект. Вот даже тут упоминается, что Куропаткин берёг армию. А для чего? То есть чего он опасался в случае, если армию разобьют? Ну были же у него свои резоны? Просто как-то именно этот аспект всегда остаётся в тени РЯВ.
>Политические такие взгляды мне тоже близки, однако, я про военный аспект. Вот даже тут упоминается, что Куропаткин берёг армию. А для чего? То есть чего он опасался в случае, если армию разобьют?
Именно из-за того, что поражение (или хуже того, разгром) армии были совершенно недопустимы из политических (прежде всего - внутриполитических) соображений, и грозили немедленными внутренними потрясениями в РИ. Это достаточно хорошо всеми понималось в высших кругах, фраза Плеве тут вполне показательная (независимо от того, произнес он её на самом деле или это Витте присочинил).
В чисто военном отношении, разумеется, никакие успехи японцев не могли затронуть жизненно важных центров Российской Империи, и тем более угрожать её существованию. Но внутреннее положение, и без того довольно неустойчивое, при первых же неудачах могло стать явно угрожающим (и в итоге стало, а потом вообще взорвалось). В таких условиях кто угодно на месте Куропаткина испытывал бы сильнейшее давление и груз ответственности, в общем-то не способствующие риску.
При этом сам Куропаткин-то должен был отлично понимать, что ни сама армия, ни вся предвоенная подготовка к войне - не закладывались на "маленькую победоносную" (и быструю) войну, а изначально предусматривают если и конечный успех, то лишь после долгой и явно нелегкой борьбы, самый исход которой, к тому же, был ему совсем не очевиден даже до начала военных действий. Поэтому и пытался осаживать партию войны и сам в командующие в общем не рвался.