- первые серьезные (и нарастающие) проблемы, связанные со стачками на железных дорогах - весна 1905;
- лето 1905 - бунты уже в армии и на флоте (видимо тогда в верхах наступило осознание, что нужен мир немедля и на любых условиях)
- октябрь 1905 - всеобщая политическая стачка, остановка ж/д сообщений.
Мир успели подписать 5 сентября.
Нетрудно представить себе ситуацию, в которой оказался бы фронт из 3х армий (38 дивизий) в октябре, при парализованном на месяцы(!) железнодорожном сообщении в центральной России и на транссибе, если бы этому фронту японцы навязали активные боевые действия. В условиях, когда не только боеприпасы, но и вообще практически всё, до последнего гвоздя, завозилось из Европейской России и расходовалось с колес. Произошло бы его полное, катастрофическое обрушение в течении нескольких недель.
>А вот как Япония бы продолжала войну ещё годик— другой — непонятно — кредиты то надо было отдавать
Япония очевидно не имела возможности продолжать войну еще 2 года, да и, наверное, 1 год.
В основном, да, из-за перекредитованности и невозможности брать новые займы при сильной зависимости от критического военного импорта. Но летом 1905 года уже даже дураку государь-императору было не менее очевидно, что РИ сдувается быстрее Японии и если не замириться вот прямо сейчас, фронт в Маньчжурии может просто сгинуть весь.
>А не был ли такой масштаб результатом официального признания поражения в войне?
Признание поражения, безусловно, усугубило масштаб.
Но, вообще, всё и так к этому уверенно шло. Очень серьезные стачки и беспорядки вплоть до мятежей, с тенденцией к нарастанию начались еще до мирных переговоров, и скорее это именно они простимулировали правительство к скорейшему заключению мира.
Во всяком случае, при относительном порядке (хотя бы тупом повиновении) в тылу ничего не помешало бы дождаться победы в войне на истощение, в чисто финансовом отношении РИ находилась в лучшем положении и в целом ресурсов для продолжения борьбы как ни крути имела больше.