От Ciaran
К All
Дата 31.07.2020 09:48:49
Рубрики 11-19 век;

Пятница: Церковь и Армия в 16 веке

Неожиданно возник как бы пятничный вопрос:

Мол, без церковного раскола не было бы всяких там стрелецких бунтов, Разиных-Булавиных, Некрасовых-Маницких, и прочих "псевдотатарских" набегов. И что нынешний Юг России тогда разменяли на Украину.

Есть ли какие-то работы на тему Раскола и военной истории? Ну и вообще мысли по существу?

От Кострома
К Ciaran (31.07.2020 09:48:49)
Дата 01.08.2020 00:01:08

ВЫ путайте причины и следствия

>Неожиданно возник как бы пятничный вопрос:

>Мол, без церковного раскола не было бы всяких там стрелецких бунтов, Разиных-Булавиных, Некрасовых-Маницких, и прочих "псевдотатарских" набегов. И что нынешний Юг России тогда разменяли на Украину.

>Есть ли какие-то работы на тему Раскола и военной истории? Ну и вообще мысли по существу?

А Болотников тоже был расколом вызван?

ПРичина бунтаного века не в расколе а в усилени класовых противоречий

От Ciaran
К Кострома (01.08.2020 00:01:08)
Дата 01.08.2020 00:52:19

Re: ВЫ путайте...

>ПРичина бунтаного века не в расколе а в усилени класовых противоречий

Классовая солидарность в доиндустриальном обществе вопрос дисскуссионный, а вот религия как основная система определения "свой-чужой" для этого времени вполне реально КМК, и всех указанных персонажей она объединяет. Тот же Маницкий ходил походом на Терки, что бы забрать мощи староверского святого Досифея. Или, скажем, роль религии в Хованщине вроде бы тоже очевидна. Так что на первый взгляд здесь сбоя логики не наблюдается, более подробно хотелось бы узнать от проф. историков.

От Кострома
К Ciaran (01.08.2020 00:52:19)
Дата 02.08.2020 12:36:26

Мне странно это видеть

>>ПРичина бунтаного века не в расколе а в усилени класовых противоречий
>
>Классовая солидарность в доиндустриальном обществе вопрос дисскуссионный, а вот религия как основная система определения "свой-чужой" для этого времени вполне реально КМК, и всех указанных персонажей она объединяет. Тот же Маницкий ходил походом на Терки, что бы забрать мощи староверского святого Досифея. Или, скажем, роль религии в Хованщине вроде бы тоже очевидна. Так что на первый взгляд здесь сбоя логики не наблюдается, более подробно хотелось бы узнать от проф. историков.


Я вот читаю решение земского собора 1642 года по Азову - и вижу - всё в порядке там с классовой солидарностью.
Служивые люди и купечества свои интересы знают и защищать готовы.
Крестьяне думаю не глупее были.

ПРи этом в большинстве своём они были именно православными.

ПРо хованщину - вы вовремя вспомнили.
Первой челобитной было насколько я помню - по выплатам долгов перед стрельцами.
Вторая и третья - по порядку престолонаследия.

И уже потом появился Никола Пустосвят, которому сами стрельцы голову и отрубили

От Ciaran
К Кострома (02.08.2020 12:36:26)
Дата 02.08.2020 20:29:58

Сословия и классы это разные понятия (-)


От Кострома
К Ciaran (02.08.2020 20:29:58)
Дата 02.08.2020 21:54:22

С ума сойти

И что в итоге?

От Ciaran
К Ciaran (31.07.2020 09:48:49)
Дата 31.07.2020 20:45:29

... в 17 веке, конечно

перемкнуло немного

От Криптономикон
К Ciaran (31.07.2020 09:48:49)
Дата 31.07.2020 16:05:34

Уральские казаки сохранили Древлеправославие

>Неожиданно возник как бы пятничный вопрос:

>Мол, без церковного раскола не было бы всяких там стрелецких бунтов, Разиных-Булавиных, Некрасовых-Маницких, и прочих "псевдотатарских" набегов. И что нынешний Юг России тогда разменяли на Украину.

>Есть ли какие-то работы на тему Раскола и военной истории? Ну и вообще мысли по существу?

https://ruvera.ru/articles/fenomen_uralskih_kazakov_1
Исторически сложилось так, что во время никоновских реформ Уральское войско имело полную автономию, а также территориально было сильно удалено от Московского царства, вследствие чего нововведения патриарха Никона до берегов Урала так и не дошли, а сами казаки сохранили веру и обряды неизменными, такими, как они были в XIV—XV веках, во время появления первых казаков на берегах Яика. Твердость и упорство уральских бородачей-старообрядцев были наследственными чертами. Казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, а военный уклад жизни способствовал защите своих религиозных убеждений.

Гравюра А. Г. Ухтомского по рисунку Е. Корнеева. 1812 г.

Все попытки правительственных и церковных властей ввести нововведения Никона в практику богослужений окончились безрезультатно. В XVII и XVIII веках старообрядческие скиты на Иргизе и Яике оставались действующими, тогда как на Дону и Медведице монастыри уже были разгромлены. Существование старообрядческих скитов на Урале стало возможным благодаря тому, что их упорно отстаивали и защищали яицкие казаки. Это позволило дать приют староверам, бежавшим с Дона и Медведицы. Казаки ревностно относились к сохранению заведенных порядков, как на службе в войске, так и в соблюдении старообрядческих традиций.

Петер Симон Паллас — ученый-энциклопедист и путешественник, посетивший Яик в 1769 г., заметил, что «в церковь казаки ходят редко, потому что они старообрядцы, по большей части молятся дома». Старания правительства и господствующей церкви ввести новый обряд в уральских церквях казаки восприняли как покушение на их «казачью вольность», что вызвало среди них отказы от выполнения служебных обязанностей по выполнению государевой службы. Так, в 1769 г. несколько сот яицких казаков отказались нести службу в Кизляре, объясняя отказ «несовместимостью с постоянной дислокацией Яицкого войска».

В 1770 г. яицкие казаки не выполнили приказа властей силой возвратить калмыков на Северный Кавказ, откуда они самовольно перекочевали в Среднюю Азию, не выдержав непосильных налогов, взимаемых царскими чиновниками. Калмыков вернули с помощью армейских частей, а 2000 яицких казаков за «ослушание» были подвергнуты телесным наказаниям и сосланы, 20 человек приговорены к каторге.

От Кострома
К Криптономикон (31.07.2020 16:05:34)
Дата 31.07.2020 23:58:11

Re: Уральские казаки...

>Все попытки правительственных и церковных властей ввести нововведения Никона в практику богослужений окончились безрезультатно. В XVII и XVIII веках старообрядческие скиты на Иргизе и Яике оставались действующими, тогда как на Дону и Медведице монастыри уже были разгромлены. Существование старообрядческих скитов на Урале стало возможным благодаря тому, что их упорно отстаивали и защищали яицкие казаки. Это позволило дать приют староверам, бежавшим с Дона и Медведицы. Казаки ревностно относились к сохранению заведенных порядков, как на службе в войске, так и в соблюдении старообрядческих традиций.

>

ИНтересно - а кто охранял скиты между Костромой и ярославлем?
Там послеждний был разгромлен пр Некрасове - потому что урядника убили

От Ciaran
К Криптономикон (31.07.2020 16:05:34)
Дата 31.07.2020 21:18:46

Re: Уральские казаки...

Логично выглядит в этой канве дальнейшие события когда Емельян Пугачев становится царем Петром Федоровичем в старообрядческом монастыре и поднимает Яицких казаков. Это последний такой отзвук, как я понимаю.

Вопрос разбивается на две части:
1. насколько Раскол подкосил военную мощь тогдашней России? Грубо говоря, какая часть ВС участвовала и сколько требовалось на подавление.
2. насколько из-за него замедлилось "приведение к присяге" окраин государства, и вообще "колонизация" земель по Дону и Волге и далее на юг?

Я, извиняюсь, что-то вообще ничего на эту тему не встречал, только про отдельные события без анализа процесса в целом.

От Паршев
К Ciaran (31.07.2020 21:18:46)
Дата 31.07.2020 22:18:05

Никоновская реформа была необходима для возвращения Украины и Белоруссии

поскольку за время раздельного существования произошло некоторое разделение в литургии (не в догматах), то Никон и Алексей Михайлович приняли соломоново решение - не ломать обычаи в перспективно присоединяемых территориях, а самим присоединиться к ним. Принять почитание четырехконечного креста наряду с восьмиконечным, троеперстие, посолонь и т.д.

>Вопрос разбивается на две части:
>1. насколько Раскол подкосил военную мощь тогдашней России?

Поэтому по сравнению с 13-летней войной с Польшей, но и последующим усилением военных и экономических возможностей восстановленной России - операции по подавлению оппозиции, прячущейся под маской "староверчества" - исчезающе незначительны.

От Ciaran
К Паршев (31.07.2020 22:18:05)
Дата 31.07.2020 23:25:40

Re: Никоновская реформа...

>поскольку за время раздельного существования произошло некоторое разделение в литургии (не в догматах), то Никон и Алексей Михайлович приняли соломоново решение - не ломать обычаи в перспективно присоединяемых территориях, а самим присоединиться к ним. Принять почитание четырехконечного креста наряду с восьмиконечным, троеперстие, посолонь и т.д.

Поэтому и ставится вопрос о размене Юга России на Украину. Типа получили влияние в одном месте, потеряли в другом

>Поэтому по сравнению с 13-летней войной с Польшей, но и последующим усилением военных и экономических возможностей восстановленной России - операции по подавлению оппозиции, прячущейся под маской "староверчества" - исчезающе незначительны.

Вот и интересно есть ли какие-то оценки скажем по стрелецким бунтам или по донским казакам как самым известным эпизодам.