От Д.И.У.
К Nagel
Дата 01.09.2020 12:07:53
Рубрики Современность; ВВС; Локальные конфликты;

Про Иран

Следует отставить мрии, что российские государственно-олигархические организации способны существенно дополнить собственные попытки Ирана и его контрагентов обойти нефтяные санкции США. Которые таки действуют - нефтедоходы Ирана резко упали в 2018 г., еще упали на 35% в 2019 г. (точнее, в местном финансовом году с марта 2019 по март 2020 г.). Конечно, повлияло и общее снижение нефтяных цен - однако и оно вызвано во многом действиями США. США смогли значительно сократить даже иранский нефтеэкспорт в Китай и подавить его в Индию, не говоря уже о Японии, Южной Корее и Западной Европе.
Вследствие этого ВВП Ирана сократился на 7% в 2019 фин.году - второй год подряд.

Примечательно, что это сокращение вызвано всецело ударом по внешней нефтеторговле, внутренняя экономика Ирана, напротив, демонстрирует замечательную жизнеспособность несмотря на уход Пежо, Рено, Даймлера и других зависимых от США ТНК, имевших в Иране крупные сборочные заводы. Иран смог стабилизировать начавший было обваливаться риал, в 2019 фин.году сократился только сектор услуг на 2%, сельское хозяйство выросло на 3%, промышленность была на 0, а в первом квартале нового (с марта) 2020 г. даже выросла на 2,4%.
Любопытно, как Иран решает свою продовольственную проблему, очень острую для полупустынной страны с 80-млн населением, помимо внутренней модернизации. Он через подставные фирмы скупил от 800 тыс. до 1 млн га обрабатываемой земли заграницей (Казахстан, Украина, Бразилия, Гана) и использует их специально для поставок зерна и масличных культур в Иран.

Однако российскому ВПК интересна не внутренняя экономика, а валютные доходы Ирана. Тут всё плохо. Экспорт Ирана в 2019 фин.году составил 50 млрд долл., из них только 9 млрд пришлись на нефть и нефтепродукты - рекордно низкий показатель за очень долгий период, и те по всяким тёмным и льготным взаимоувязанным схемам.
Из 41 млрд. ненефтяного экспорта половина пришлась на четыре приграничных страны (в порядке убывания Ирак, Турция, ОАЭ, Афганистан). Это типично восточная, низовая торговля - через мелкие фирмы, мелкие семейные банки, грузовиками и малыми судами. Она обеспечивает множество народа, но государство с неё получает мало.
Еще почти четверть (9,5 млрд) приходится на Китай.
Для сравнения, экспорт Ирана в РФ в 2019 г. - 0,5 млрд долл, импорт - 1,2 млрд, т.е. чуть более 1% всего экспорта и 2% импорта. Это реальное российское экономическое влияние в Иране, и перспективы его увеличения очень сомнительны, поскольку объективные и субъективные тормоза остаются на месте.
Короче говоря, свободно-конвертируемой валюты у Ирана очень мало при огромных в ней потребностях - примерно как у СССР в годы "холодной войны".

Далее, кто-то в ветке ниже вякнул про "иранских товарищей" - в Иране нынешнюю РФ совершенно не считают "товарищами". Там общее мнение на сегодня, что отношения с Ираном для нынешнего российского политруководства - разменная монета в отношениях с США и НАТО. То есть стоит Вашингтону поманить "кремль" реальным пряником вместо кнута - и от Ирана откажутся в тот же миг и еще легче, чем в предыдущие два раза.
Уже вроде аксиомы в иранских умах, что никакого доверия России быть не может и надо всецело полагаться на собственные силы.

Потому, когда обсуждают возможность перевооружения иранских ВВС, например, обсуждают не столько характеристики готовых самолетов, сколько перспективы воспроизвести подсистемы (даже не произвести по лицензии, поскольку уверены, что её предоставят только на общую сборку), в первую очередь двигатель АЛ-31/41 под будущий национальный истребитель. Как реальная альтернатива рассматривается китайский WS-10.
Кстати, у базового советского АЛ-31 1980-х был срок жизни 1500 ч, у АЛ-41 для Су-35С он составляет 4000 ч, а у китайского WS-10 превышает сейчас 1500 ч - т.е. достиг советского уровня, но пока сильно отстает от АЛ-41. По остальным характеристикам WS-10 не уступает поздним вариантам АЛ-31. И WS-10 - не копия, но самостоятельный аналог АЛ-31; при сходстве общей схемы имеет отличающиеся элементы, явно взятые у Запада.

Пока конкретных пожеланий относительно закупок российской авиатехники не созрело (или они очень секретны и неизвестны широкой публике даже по слухам), они колеблются между небольшим количеством более дешевых Су-30 и максимумом в 60-70 Су-35С,

Также надо учитывать, что в Иране почти отсутствует культурное и идеологическое влияние России. Образованная верхушка если не политически, то культурно полностью "прозападная", необразованная "патриотическая" даже больше российских щёконадувателей верит в собственную гениальность и вундервафельность своих поделок. "Левые" (есть в Иране и такие) уже осознали, что нынешние российские власти не имеют ничего общего с СССР.
В целом, отношение к России (точнее, к нынешнему российскому государству) весьма холодное и рациональное. Совершенство и качество российского вооружения оцениваются невысоко - как в силу пребывания в нероссийском информационном поле (СМИ Китая и Индии тоже оценивают российское оружие всё более скептически), так и вследствие долгого реального опыта наблюдений.

Подытоживая, можно утверждать, что никаких массовых закупок "прет-а-порте" от Ирана ожидать не приходится, время для них истекло в 1990-е и окончательно в 2000-е. Будут торговаться за каждый грош и стремиться к максимальному лицензионного производству у себя. Вероятно, закупки ограничатся немногими типами, которые никак не удастся произвести у себя пусть даже в ухудшенном виде, и нельзя купить дешевле у Китая - видимо, только крупные боевые самолеты и крупные средства ПВО в ограниченном количестве, "на ближнюю перспективу".

Причин, как уже сказано, три:
1) скудость свободных средств в СКВ;
2) общий консенсус в пользу опоры на собственные силы при выраженном недоверии российскому политическому руководству;
3) конкуренция со стороны Китая (теоретически могут подключиться и какие-то более смелые прозападные страны, типа Южной Кореи, Индии, Франции-Италии).
Справедливости ради, к Китаю в Иране относятся не лучше, чем к российскому государству, считают крайне своекорыстной страной, еще более чуждой культурно (не забудем мусульманский фактор). Но у Китая намного более сильные экономические рычаги на Иран, чем у России, и он не щепетилен в их использовании (требует покупать китайское в обмен на импорт из Ирана).

От Rwester
К Д.И.У. (01.09.2020 12:07:53)
Дата 03.09.2020 06:58:55

ну да

Здравствуйте!

>Любопытно, как Иран решает свою продовольственную проблему, очень острую для полупустынной страны с 80-млн населением, помимо внутренней модернизации.
не сочтите за придирку, сами иранцы считают страну "полугорной"

>Уже вроде аксиомы в иранских умах, что никакого доверия России быть не может и надо всецело полагаться на собственные силы.
это не только к России, это вообще ко всем.

>Также надо учитывать, что в Иране почти отсутствует культурное и идеологическое влияние России. Образованная верхушка если не политически, то культурно полностью "прозападная", необразованная "патриотическая" даже больше российских щёконадувателей верит в собственную гениальность и вундервафельность своих поделок. "Левые" (есть в Иране и такие) уже осознали, что нынешние российские власти не имеют ничего общего с СССР.
>В целом, отношение к России (точнее, к нынешнему российскому государству) весьма холодное и рациональное. Совершенство и качество российского вооружения оцениваются невысоко - как в силу пребывания в нероссийском информационном поле (СМИ Китая и Индии тоже оценивают российское оружие всё более скептически), так и вследствие долгого реального опыта наблюдений.
Вот кого это интересует? Пока в мире превалирует "мясное" животноводство и Иран в нем жертва.

>Подытоживая, можно утверждать, что никаких массовых закупок "прет-а-порте" от Ирана ожидать не приходится
Мне кажется поэтому особой суеты и нет. Что надо - купят. Никуда не денутся.

Рвестер, с уважением

От Nagel
К Д.И.У. (01.09.2020 12:07:53)
Дата 02.09.2020 10:32:01

Re: Про Иран

>Следует отставить мрии, что российские государственно-олигархические организации способны существенно дополнить собственные попытки Ирана и его контрагентов обойти нефтяные санкции США. Которые таки действуют - нефтедоходы Ирана резко упали в 2018 г., еще упали на 35% в 2019 г. (точнее, в местном финансовом году с марта 2019 по март 2020 г.). Конечно, повлияло и общее снижение нефтяных цен - однако и оно вызвано во многом действиями США. США смогли значительно сократить даже иранский нефтеэкспорт в Китай и подавить его в Индию, не говоря уже о Японии, Южной Корее и Западной Европе.
>Вследствие этого ВВП Ирана сократился на 7% в 2019 фин.году - второй год подряд.

А через Среднюю Азию Иран не может торговать с Китаем нефтью? Хотя бы цистернами по ж/д?
>Примечательно, что это сокращение вызвано всецело ударом по внешней нефтеторговле, внутренняя экономика Ирана, напротив, демонстрирует замечательную жизнеспособность несмотря на уход Пежо, Рено, Даймлера и других зависимых от США ТНК, имевших в Иране крупные сборочные заводы. Иран смог стабилизировать начавший было обваливаться риал, в 2019 фин.году сократился только сектор услуг на 2%, сельское хозяйство выросло на 3%, промышленность была на 0, а в первом квартале нового (с марта) 2020 г. даже выросла на 2,4%.
>Любопытно, как Иран решает свою продовольственную проблему, очень острую для полупустынной страны с 80-млн населением, помимо внутренней модернизации. Он через подставные фирмы скупил от 800 тыс. до 1 млн га обрабатываемой земли заграницей (Казахстан, Украина, Бразилия, Гана) и использует их специально для поставок зерна и масличных культур в Иран.
Знаю что из Крыма подсанкционное зерно экспортируют морем в Сирию, Ливан. В Иран не выйдет?

От Д.И.У.
К Nagel (02.09.2020 10:32:01)
Дата 02.09.2020 21:55:53

Re: Про Иран

>>Следует отставить мрии, что российские государственно-олигархические организации способны существенно дополнить собственные попытки Ирана и его контрагентов обойти нефтяные санкции США. Которые таки действуют - нефтедоходы Ирана резко упали в 2018 г., еще упали на 35% в 2019 г. (точнее, в местном финансовом году с марта 2019 по март 2020 г.). Конечно, повлияло и общее снижение нефтяных цен - однако и оно вызвано во многом действиями США. США смогли значительно сократить даже иранский нефтеэкспорт в Китай и подавить его в Индию, не говоря уже о Японии, Южной Корее и Западной Европе.
>>Вследствие этого ВВП Ирана сократился на 7% в 2019 фин.году - второй год подряд.
>
>А через Среднюю Азию Иран не может торговать с Китаем нефтью? Хотя бы цистернами по ж/д?

Пока Иран, как и Китай, физически не блокируют, технически не проблема доставить и морем.
Проблема в том, что США выявляют компании-покупатели и подвергают реально болезненным санкциям. Не таким показушным, как сейчас против РФ, а реальным - как было против СССР.
И сами компании как юрлица, и их владельцев и менеджеров как физлиц.
Лишение виз во весь свободный мир, арест недвижимости, вплоть до тюрьмы, если заехать в слишком проамериканскую страну. Для компаний - лишение доступа не только к экономике США, но ко всему, до чего они дотягиваются.
Не все рискуют даже в Китае - мир становится всё более прозрачным, скрываться всё труднее.

Торговля идет, но с трудом.
Так что Иран теперь жив не нефтью единой, больше 4/5 экспорта - другие товары, которые труднее отслеживать и санкционировать.

>>Примечательно, что это сокращение вызвано всецело ударом по внешней нефтеторговле, внутренняя экономика Ирана, напротив, демонстрирует замечательную жизнеспособность несмотря на уход Пежо, Рено, Даймлера и других зависимых от США ТНК, имевших в Иране крупные сборочные заводы. Иран смог стабилизировать начавший было обваливаться риал, в 2019 фин.году сократился только сектор услуг на 2%, сельское хозяйство выросло на 3%, промышленность была на 0, а в первом квартале нового (с марта) 2020 г. даже выросла на 2,4%.
>>Любопытно, как Иран решает свою продовольственную проблему, очень острую для полупустынной страны с 80-млн населением, помимо внутренней модернизации. Он через подставные фирмы скупил от 800 тыс. до 1 млн га обрабатываемой земли заграницей (Казахстан, Украина, Бразилия, Гана) и использует их специально для поставок зерна и масличных культур в Иран.
>Знаю что из Крыма подсанкционное зерно экспортируют морем в Сирию, Ливан. В Иран не выйдет?

Еще раз - физически Иран не блокируется на сегодня.
Но захочет ли российский экспортер попасть в жесткий санкционный список (и компания, и её владелец как физическое лицо).
И сам Иран (точнее, иранское государство) предпочитает гарантированные поставки с собственных ферм зарубежом (как уже сказано, в Казахстане, Украине, Бразилии, Гане) закупкам на "свободном рынке". Хотя и на "свободном рынке" дозакупается тоже, в т.ч. в России.

От vavilon
К Д.И.У. (01.09.2020 12:07:53)
Дата 02.09.2020 08:22:03

1/2 офф, про ресурс двигателей

>Кстати, у базового советского АЛ-31 1980-х был срок жизни 1500 ч, у АЛ-41 для Су-35С он составляет 4000 ч, а у китайского WS-10 превышает сейчас 1500 ч - т.е. достиг советского уровня, но пока сильно отстает от АЛ-41

ресурс корректно сравнивать только у двигателей с очень близкими характеристиками,т.к. можно увеличивать одно, уменьшая другое.

От Д.И.У.
К vavilon (02.09.2020 08:22:03)
Дата 02.09.2020 22:25:46

Re: 1/2 офф,...

>>Кстати, у базового советского АЛ-31 1980-х был срок жизни 1500 ч, у АЛ-41 для Су-35С он составляет 4000 ч, а у китайского WS-10 превышает сейчас 1500 ч - т.е. достиг советского уровня, но пока сильно отстает от АЛ-41
>
>ресурс корректно сравнивать только у двигателей с очень близкими характеристиками,т.к. можно увеличивать одно, уменьшая другое.

WS-10B сейчас стал основным для китайских клонов Су-27/30/35 (J-11/15/16). Можно верить или не верить, но утверждают, что он заменяем с АЛ-31ФН и мало от него отличается, только lifespan пока поменьше - но растёт.

Вероятно, Иран все еще предпочтет российские истребители, но однодвигательный J-10C и двухдвигательный J-11D уже серьёзные конкуренты. Тем более, что Китай обладает много большими общеэкономическими кнутами и пряниками - его торговля с Ираном раз в 10-20 превышает российскую.

От sss
К Д.И.У. (02.09.2020 22:25:46)
Дата 03.09.2020 13:22:30

Уверен почти на 100%, что если Иран получит возможность(+)

...покупать боевые самолеты, то больше всего они купят (в штуках) FC-1/JF-17, по той же схеме, что и Пакистан (с такой же, или даже большей чем в Пакистане, локализацией производства основной серии).

J-11 либо российские самолеты модельного ряда Су-27 если и купят, то скорее всего очень немного и это будут белые слоны.

>Вероятно, Иран все еще предпочтет российские истребители, но однодвигательный J-10C и двухдвигательный J-11D уже серьёзные конкуренты.