От Мак Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 23.12.2008 13:37:07 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

С.Марков. Четыре модели раскручивания нестабильности в России

НГ 23.12.2008 | политика

Сергей Марков

Где тонко – не дать прорваться
Четыре модели раскручивания нестабильности
Об авторе: Сергей Марков - депутат Государственной Думы.


Как мы ни надеялись, кризис не удалось остановить на границах России, поэтому нужно научиться жить в его условиях. Стабильность и антикризисный менеджмент, с которыми команда Путина–Медведева пришла к власти в 2000 году, вновь на повестке дня. Главным политическим требованием становится социальная консолидация. Это означает, что менеджмент не должен спешить с закрытием предприятий, от которых зависит работа людей. С другой стороны, в нынешних условиях забастовки недопустимы. Профсоюзы должны согласиться с временными сокращениями зарплат, а собственники – умерить потребительскую истерику, выставив на продажу свои дорогие игрушки типа футбольных клубов и яхт, пустив вырученные средства на спасение производств. Социальная консолидация должна проявляться и в принципе «покупай российское».

Политическая консолидация означает сохранение эффективности власти, ее способности реализовывать государственную политику. На сегодня существуют четыре потенциальные модели раскручивания нестабильности.

Марш несогласных

То, что мы привыкли называть маршами несогласных, есть политическая дестабилизация по отлаженной технологии, организованная определенной политической силой. На обычной демонстрации политические движения показывают гражданам свои политические идеи, а власть обязана им обеспечить право их показывать, а народу – право их видеть. Организаторы маршей имеют взаимоисключающие политические идеи, поэтому им нечего показывать.

У Лимонова, пытающегося объединить идеи большевиков и нацистов, и Каспарова, певца российской олигархии и любимца стенгазеты американской олигархии Wall Street Journal, политические идеалы противоположны. Сходятся они только в одном – убрать Путина, снести нынешний режим, расчистить дорогу для альтернативных политических проектов.

Их задача – провести массовую акцию только там, где власти запрещают делать это. То есть показать всем, что власть слаба, сломать ее волю. Сегодня организаторы решили перейти от маршей несогласных к дням несогласных. В декабре они уже опробовали эту технологию, пройдя по Садовому кольцу. Будут и дальше пытаться навязать власти и стране свою волю. В этих условиях власть не имеет права отступить.

Автомобилисты во Владивостоке

Недавние события во Владивостоке – попытка политической дестабилизации путем разжигания недовольства определенной социальной группы. В результате кризиса такого рода вспышки будут возникать и в других социальных группах – что же может быть сделано правительством?

Требования марша автомобилистов во Владивостоке понятны, потому что повышение пошлин наносит удар по их бизнесу. Но уступать правительство не должно, так как продажа иномарок кормит 100 тыс., а производство российских автомобилей – 2 млн. Приняты абсолютно правильные решения, которые в полном объеме должны быть реализованы. Но нужно помочь людям, теряющим работу, найти новую, выделив ресурсы на создание рабочих мест целенаправленно в дальневосточных районах.

Остановившаяся Магнитка

Это сценарий политической дестабилизации как результат социального взрыва в экономически обрушившемся регионе. Толчком является остановка градообразующего предприятия типа Магнитки или КамАЗа.

В этом случае власти необходимо любой ценой не дать остановиться таким предприятиям, пока не созданы альтернативные рабочие места. Возможно продолжение работы «на склад», правительственные кредиты, внешний управляющий от государства. Эти временные меры могут спасти целые регионы от депрессий, социальных взрывов и деградации.

Конфликт ветвей власти в регионах

В некоторых регионах происходит раскручивание спирали политической нестабильности в результате раскола региональной власти на кланы, которые вцепились друг другу в горло смертельной хваткой. Эти сценарии наиболее ярко проявились в 2007 году на Ставрополье, а в 2008 году – в Тыве.

И там и там разгорелась борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти. Губернатор Черногоров и спикер Уткин на Ставрополье и губернатор Кара-оол и спикер Оюн в Тыве. Конфликт властей оборачивается межпартийным расколом: единоросс (уже в прошлом) Черногоров против справедливоросса» Уткина. В Тыве Оюн вообще метнулся из «Единой России» в «Справедливую», а затем обратно.

Такие конфликты – самое страшное, что может случиться в нынешней ситуации, ибо они парализуют власть, не дают возможности реализовывать антикризисные меры. На каком-то этапе начинает разыгрываться националистическая карта: в Тыве оппозиция, сконцентрировавшись вокруг спикера, начинает пугать власть национализмом и для пущей убедительности сама его подкручивает; кто-то упорно пишет на заборах лозунги «Долой русских!» Ставрополье же чуть не стало второй Кондопогой.

Федеральный Центр долгое время был слишком медлителен в пресечении этой «войны ветвей». Можно сказать, что вертикаль власти чуть не сломалась о Тыву, где из-за позиции парламента до сих пор не принят бюджет на 2009 год. Такие конфликты превращают регионы в нищие и дают простор криминалу. Тем более что природа их далеко не политическая, как можно подумать: в ее основе лежат экономические махинации, борьба за собственность. В Тыве по итогам проверки Счетной палатой местного парламента в отношении Оюна заведено уголовное дело, решением суда он отстранен от должности спикера тывинского парламента. Аналогичная ситуация на Ставрополье, где суд сначала отстранил Уткина за незаконные операции с жильем, а недавно в его отношении вступил в силу судебный приговор.

Но все это надо делать значительно быстрее.

Федеральный Центр не должен допускать раскола региональной власти, который может привести к массовым, кланово подогреваемым выступлениям людей и к раскручиванию сепаратистских настроений. Необходимо гасить эти очаги нестабильности как можно быстрее, особенно сейчас, в период кризиса, иначе события будут иметь неуправляемый характер. Опасность массовых социальных протестов сосредоточена именно в регионах, туда перемещаются марши несогласных, там протестуют автомобилисты, там находятся градообразующие предприятия. Центральная власть просто не имеет права споткнуться о неэффективность власти региональной.

В условиях кризиса ошибочные, но решительные меры лучше, чем нерешительное обдумывание. Действия формируют социальную политическую мобилизацию, общенациональную команду, которая с ошибками, но вырывается из петли кризиса. Кончился период недоверия к государству, парализовавшего в 89-м и 90-е годы волю к действиям. Только пережив крах своей страны в 1991-м, люди поняли ценность государства как главного политического института любой нации. Сегодня, несмотря на кризис, власть имеет мощную поддержку общества и карт-бланш для решительных действий по его преодолению.

материалы: Независимая Газета© 1999-2007
Опубликовано в Независимой Газете от 23.12.2008
Оригинал: http://www.ng.ru/politics/2008-12-23/3_kartblansh.html