От Антон Совет Ответить на сообщение
К Антон Совет
Дата 26.11.2008 13:32:15 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

АС.01. Кризис и соотносительная теория стоимости

Начато: 26.11.2008 11:53

Вчера вечером мой товарищ – ВМ – недоумевал по поводу кризиса. Спрашивал меня. Но я не мог что-либо вразумительное, точное ответить. Хотя, вроде, теориями интересуюсь.

Отвечал только общими фразами. Поэтому и решил сегодня включиться в эту работу. Чтобы и самому разобраться, и, может быть, другим помочь. Кроме того, хочу задействовать свою теорию стоимости в объяснении кризисных явлений. Так как без математики в этом деле разобраться до конца нельзя. Правда, эти дни не лучшим образом чувствую себя. Глотать приходится таблетки. Но, надеюсь, это не помешает.

1.
«Меня пугает, что простые граждане не желают знать тот факт, что банки могут создавать и уничтожать деньги по своему желанию…».

Согласно моей теории деньги есть СВИДЕТЕЛЬСТВО, знак, доказательство наличия у субъекта определенный возможностей. Круг этих возможностей ограничивается набором того, ЧТО можно на эти деньги купить. А в какой форме существует это свидетельство – это уже частности. Это м.б. шкура, металл, бумага, электронная запись и т.д. Это не имеет принципиального значения. Просто, каждая из разновидностей денег дает свои возможности для их подделки, хранения и т.п. конкретностей.

2.
«Итак, люди работают и получают деньги. Когда человек получает деньги от работодателя, часть их он тратит немедленно. Но не все. Очень часто люди откладывают часть денег на "черный" день, в "чулок". Кроме того, иногда у них возникает необходимость купить дорогой товар длительного пользования или, например, истратить деньги на дорогую поездку за границу. Чтобы сделать это, необходимо деньги накопить».

Получение денег – это получение субъектом некоторых возможностей. В результате реализации им тех возможностей, которые мы называем трудом. Труд есть обязанность, исполнение которой дает работнику право на получение определенных возможностей. Это право я и называю ЗАРАБОТНЫМ. Как полученным «за работу».

Откладывание, накопление денег – это временных отказ от реализации возможностей, которыми данный субъект обладает.

3.
«Подобная процедура не так безобидна, как кажется. Деньги, отложенные в чулок, выводятся из оборота и их начинает не хватать для обслуживания оборота товаров и услуг. Возникает удорожание денег и снижение цен на товары - цены на товары и услуги падают. Возникает дефляция».

Тут надо указать, что объем производства товаров и услуг (т.е., возможностей) должен быть тот же. Так как если параллельно будет идти уменьшение производства возможностей, то денег будет хватать.

Цена товара по моей теории – есть отношение денег (Д), за которые продается товар (Т), к самому товару. Разумеется, имеются в виду количества этих величин. Измеренные в определенных единицах. Допустим, деньги измеряются в рублях (рб), а товар в штуках (шт). Тогда ЦЕНА ТОВАРА (ЦТ) отношение

ЦТ = Д/Т (рб/шт).

Соответственно, СТОИМОСТЬ ДЕНЕГ (СД) есть величина обратная стоимости товара:

СД = Т/Д (шт/рб).

Поэтому именно уменьшение количества денег ведет к уменьшению цен и увеличению стоимости денег.

4.
«Чтобы не допустить такого развития событий, чтобы не было падения цен и зарплат при массовом складывании денег в чулок, государству приходится создавать (например, чеканить из золота) новые монеты. Но в один прекрасный момент, люди могут вынуть деньги из своих чулков и выбросить их на рынок. То есть, пойти покупать товары. При увеличении числа циркулирующих монет количество товаров (а их производится такое же количество, как и прежде), которые можно купить на то же самое число монет, падает. Другими словами, цена денег снижается. И тут не играет роли, какие деньги, бумажные или золотые. В любом случае возникает инфляция».

Согласен. Но, опять же, при прочих равных. То есть, при том же уровне производства возможностей для потребления. И при условии, что рынок – свободный.

Приведенные выше формулы прекрасно объясняют механизм изменений, о которых говорится в цитате. С физической точки зрения выбрасывание припрятанных денег есть увеличение числа желающих реализовать те или иные возможности. Возникает усиленное давление на продавцов, ход товара увеличивается. Продавцы это видят и поднимают цены.

5.
«Попробуем воспроизвести на упрощенной модели механизм создания новых денег. Допустим, банк взял у 10 человек по 10 монет в качестве вкладов под 2% годовых. Затем на основе статистики банк определил, что ежедневно все вкладчики берут обратно денег не более 20 монет. Поскольку статистика говорит о том, что на каждые 20 взятых монет другие вкладчики несут новые 20 монет, то финансовая безопасность банка гарантируется при нормальных условиях. Поэтому он постоянно, каждый день, хранит у себя эти 20 монет. Кроме этого, по закону он обязан, иметь в центральном банке резерв, скажем, 10% от суммы вклада. Резерв хранится в центральном банке и не может произвольно использоваться самим нашим банком. Следовательно, остальные 72 монет банк может выдать в качестве кредита. Естественно, под определенный процент. Например, под 8% годовых.
Через год банку кредит будет возвращен в виде 78 монет».

Я не банкир, а только учусь (:-)), но мне кажется, у Вас тут арифметические ошибки. Банк может отдать в кредит только 70 монет. (Лучше, давайте говорить о рублях. Потому что иначе трудно расчеты вести.) Если 20 из сотни он должен держать для ежедневных расходов, а 10 – в качестве резерва в Центробанке. И 8% от 72 это не 8 единиц, а 5,76 от 72-х.

Правильный расчет такой:

1. В кредит отдается 70 рублей на год под 8%.
2. Через год банк получит 75,6 рб.

Или я неправ? (Лучше для расчетов брать круглые проценты (5, 10), тогда меньше вероятность ошибки.)

А.С.
http://www.sovet14.narod.ru
Окончено: 26.11.2008 12:41