От Artur Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 09.12.2008 11:45:03 Найти в дереве
Рубрики Идеология; Версия для печати

детали реализации надо обсуждать


>>Это связь церкви, общины, и народной религии, которая есть народная реализация исихазма(религизно осмысленный образ Матери-Земли, языческих пережитков, казалось бы). Благодаря внутренней, хоть и не бесспорной с точки зрения христианства, но живой связи с религией, с Богом, русская вера не боялась проверки жизнью, не ломалась от столкновения с жизнью. Но никакая живая внутренняя связь с религией, не может заменить грамотную(эталонную) религиозную интерпретацию, которая может существовать только в рамках Церкви, как организации, созданной именно для существования этих эталонных интерпретаций.
>
>Совершенно согласен.
>Но ровно этот институт может служить и для подмены эталонных интерпретаций. Как Политбюро ЦК КПСС горбачевского разлива сверху под видом борьбы за укрепление социализма диктовала системные изменения, направленные на его уничтожение.
>Сейчас, когда русское общество поворачивается лицом к советскому наследию, как важнейшему и положительному историческому опыту, РПЦ последовательно отстаивает линию на очернение и анафемствование советского периода. И это индикатор.


Может, именно потому я и говорю о сложной конструкции, которая препятствует такому загниванию, и вы как знающий историю староверов человек этот эффект вполне наблюдали. А ведь к староверам применяли репрессии, и всё равно ничего не получилось, не говоря о том, что 1917г наполовину родом из реформы Никона, после которой народ перестал ощущать праведность и богоданность своей жизни.

>>Религиозно грамотный человек, имеющий живую внутреннюю связь с религией не манипулируем. И эта не манипулируемость достигается только в связке. Но благодаря такой связи есть и эффект обновления Церкви, эффект противостояния процессам разложения.
>
>Здесь соотношение грамотности с подверженностью манипуляции приблизительно то же, что и для образованщины. Образовательные модели, укоренившиеся в мозгах, есть крючок, на который человек ловится.

Не совсем. Во первых церковь очень консвервативная организация, и некоторые трактовки, основные, не меняются тысячелетиями, но трактовки более низкого уровня меняются. И благодаря тому, что человек может самостоятельно искать связь между трактовками верхнего уровня, и трактовками нижнего уровня, которые в принципе выводимы из трактовок верхнего уровня, возникнет несогласие народа с новыми трактовками. Этот эффект усиливается тем, что у народа есть прямая сопричастность к религии через внутренние ощущения, которые ни куда не деваются, они ведь с новыми трактовками другими не станут.
Вот эти два эффекта и противодейстуют манипулируемости, что в России и проявилось через раскол и революцию.


Вопрос в том, что я указал только на принцип формирования такой связки, который может работать для широкого круга явлений, но детали реализации надо обсуждать - это фундаментальнейший вопрос общественной жизни.