От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 14.05.2012 00:07:46 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Образы будущего; Общинность; Версия для печати

С.Г.Кара-Мурза. Еще несколько «майских тезисов»

С.Г.Кара-Мурза
ЖЖ
http://sg-karamurza.livejournal.com/123394.html#cutid1

Еще несколько «майских тезисов»

1. Как показывает опыт, ни ЖЖ, ни продвинутые форумы в интернете механизмом «сборки» дееспособных в политическом отношении общностей служить не могут. Но они создают «среду», в которой такие общности могут зарождаться, а в случае особой удачи производят «сырье» или даже «полуфабрикат».
Я на особую удачу не надеюсь, а по мере сил буду создавать «среду», излагая гипотезы или полученное знание, которое считаю полезным для этого дела. Так получилось, что мне пришлось 40 лет около этого знания топтаться, а теперь оно складывается в систему. На подробное обоснование, и тем более на полемику, времени у меня нет. Кто хочет, примет мои суждения к сведению.

2. В нынешнем состоянии (мышление, знание и навыки) нашего населения оно не может повлиять на ход событий в РФ. Конкретнее, оно не может заставить правящую верхушку изменить политический курс хотя бы в такой степени, чтобы перевести процессы деградации из лавинообразных в линейные. Это дало бы шанс на сдвиг к преобладанию процессов выздоровления и регенерации. Без давления «снизу» правящая верхушка и не может так изменить политический курс (да и вряд ли знает, что и как делать – она не может «преобразиться» без этого давления, знание и воля должны «перетекать» в нее из сгустков знания и воли в самом населении).
3. Общности, которые будут служить такими «сгустками», не должны быть большими, до массовых движений еще далеко. Обрастать людьми эти сгустки начнут уже в процессе деятельности («давления»), а первая стадия этой деятельности ¬– создание языка для осознания реальности данного исторического момента. Не момента Маркса, Ленина или Сталина, а здесь и сейчас. Это этап «теоретической борьбы» (Энгельс?), а Бурдье говорит о подготовке «когнитивного бунта», который предшествует политическому действию. Не надо для этого ни с полицией драться, ни здоровье губить голодовками. Бунт без «когнитивного бунта» – составляющая деградации.
4. Многие уповают на магическую силу чувств (недовольства) и заклинаний («идеологии»). Но мы же видим, что массовое недовольство само по себе не только не превращается в политический проект, но и легко канализируется на ложные цели. Зло, которое мобилизует людей на политическое действие, должно быть «создано» специальными культурными действиями, тогда его образ и становится частью сплачивающей идеологии.
5. Последние полгода мы наблюдаем всплеск недовольства разного типа, и надо было бы начать эту «теоретическую борьбу». Во всяком случае, в форме изучения происходящих событий. Вот, например, важный факт: с декабря по апрель изменился социальный состав митингов, вроде бы собираемых теми же политиками. Социологи, которые эти митинги изучали, собрали полезную информацию, ее надо собрать и обдумать.
Поэтому прикладываю краткий текст с сайте «Утро.ру».

Средний класс утекает из оппозиции
12 мая, 04:08 | Аделаида СИГИДА

Филологи, социологи и другие исследователи рассказали общественности о работе, проделанной на майских митингах. Опросами тех, кто приходит на акции оппозиции, ученые начали заниматься еще в декабре. А потому им есть с чем сравнивать. Оказалось, что за прошедшие месяцы митингующие заметно "обнищали". Об этом говорят исследователи из РГГУ во главе с Екатериной Семирхановой. К примеру, согласно опросам, в декабре 20% участвовавших в акциях протеста владели собственными средствами производства, еще 10% были управленцами, и всего лишь 10% - иждивенцами (причем сюда записывали не только пенсионеров и инвалидов, но и студентов со школьниками).
Из работающих, каковых было 60%, 49% имели зарплату выше среднего уровня и лишь 11% - ниже. На майских же митингах произошла резкая маргинализация протестной публики: значительно сократилось число собственников средств производства и управленцев. При этом выросло количество иждивенцев, низкооплачиваемых работников, и даже, что удивительно, в протестном движении появилась новая группа - рабочий класс. Правда, в условиях Москвы, где заводов днем с огнем не сыщешь, в рабочий класс исследователям пришлось записывать всех, кто делает хоть что-то своими руками - начиная от сантехников и заканчивая таксистами.
С одной стороны, появление среди протестующих "простого народа" может восприниматься оппозицией положительно, ведь это означает перетекание в их ряды потенциального путинского электората. С другой стороны, это говорит об "утекании" среднего класса.
Одновременно со сменой контингента изменились и требования. Исследователи, которые проводили опросы, давали участникам митингов листочки с разными требованиями и просили отметить те, которые они поддерживают. В декабре наибольшим спросом пользовались либеральные идеи, больше свобод для СМИ и т.д. В мае популярными оказались требования национализации предприятий, прогрессивного налога, дополнительных налогов для богатых. Одним словом, те, которые характерны для людей с низким уровнем доходов.
Однако самыми забавными оказались исследования, которые провел вовсе не социолог, а художник Хаим Сокол. Он устроил своеобразную художественную акцию - предлагал участникам майских протестных акций анонимно написать на листочках свои требования и пожелания: "Было одно условие – чтобы это были позитивные лозунги. Не "Долой партию жуликов и воров!", а что-то созидательное", - рассказал Хаим.
Затем художник собрал листочки и склеил из них огромное полотно. Результаты оказались удивительны – только мизерный процент людей смогли сформулировать, чего же позитивного они хотят: бесплатного образования, бесплатной медицины и так далее. Половина писали нечто расплывчатое, например "Мирного неба над головой", вторая половина вообще ударилась в личные мечты. Оказалось, что на первом месте среди позитива – пожелание себе самой и другим выйти замуж ("Каждой бабе – по Навальному"). На втором месте оказалось пожелание успешно сдать сессию. На третьем – найти хорошую работу. Из всего этого художник сделал следующий вывод: "Митинги и шествия у нас в стране – это никакие не митинги, это коллективные молебны. Паранормальный акт, массовое обращение к высшему разуму. Иногда это аккумулируется в адрес Путина, но чаще всего обращено просто ни к кому и в никуда, вернее – в космос".
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2012/05/12/1046009.shtml