От Мак Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 22.01.2008 15:08:57 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Рустем Вахитов. Без восторга и возмущения. Социологический этюд.

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2293
Советская Россия

БЕЗ ВОСТОРГА И БЕЗ ВОЗМУЩЕНИЯ
Социологический этюд о столичном «подарке»


ПРОСНУВШИСЬ 1 января 2008 года и включив радио, граждане России узнали об очередном подорожании платы за проезд в общественном транспорте в Москве. Не приходится сомневаться, что это только начало: вслед за Москвой общественный транспорт подорожает и в других городах России. Путинское «государство стабильности» продолжает «заботиться» о своем народе. Власти мотивируют этот свой демарш повышением цен на энергоносители: дескать, в связи с повышением цены на нефть на мировом рынке стали дороже бензин и электричество, так что граждане, ездящие в троллейбусах, трамваях и автобусах, должны платить больше за поездку. И их не волнует, что эти граждане расплачиваются за скачки цены на нефть дважды: сначала переплачивая за различные товары первой необходимости, а потом — ещё и вот платя больше за проезд. Причём бремя это ложится на плечи не очень состоятельных граждан. Очевидно, что в метро и троллейбусах, миллионеры, директора банков и холдингов, владельцы ТНК не ездят, а ездят простые горожане: бюджетники, работники заводов и фабрик, студенты, пенсионеры.
Между тем как раз крупные бизнесмены не пострадали от повышения цен на нефть, а, наоборот, выиграли: они этой нефтью торгуют, и с большой выгодой для себя, что видно хотя бы из того, что каждый год в России появляются все новые и новые долларовые миллионеры, вокруг городов растут чудо-коттеджи для богатых. Власти, повышая цены за проезд в общественном транспорте, лицемерно делают вид, что они вынуждены это сделать, так как другого выхода нет. На самом деле ситуация обстоит иначе: нефтяные магнаты и связанные с ними структуры бизнеса не удовлетворяются тем, что получили сверхдоходы от продажи за рубеж нефти, которая, кстати, некогда была общенациональным достоянием и досталась им в ходе незаконной приватизации. Они желают продать с выгодой нефть и на внутреннем рынке. И наше государство в лице городских правительств предоставляет им эту возможность, повышая цены за проезд в транспорте. От каждых двух рублей, которые благодаря распоряжению Лужкова теперь будут переплачивать москвичи и приезжие, определенный процент пойдет в карман торговца бензином, который будет продавать топливо для городских автобусов.
В очередной раз сверхдоходы богатых создаются за счет бедных, которые становятся жертвами жульничества, прокрученного с ними буржуазным государством. Если бы каждого москвича и гостя столицы попросили сдавать по рублю в день для того, чтобы господа нефтяные магнаты, живущие на Рублевке, могли продолжать купаться в роскоши, такое предложение вызвало бы удивление и возмущение. Но если тем же москвичам и гостям столицы говорят, что это — повышение цены за проезд в связи с подорожанием энергоресурсов, то они безропотно отдают свои рубли чиновнику, который передает их нефтяному магнату. И попробуй скажи им, что государство, справедливо и рационально распределяя доходы, полученные от налогов, могло бы вообще сделать общественный транспорт бесплатным! Это предложение воспримут в лучшем случае как абсурд...

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, это может показаться странным, но социологические опросы показывают: 31,5% россиян полагают, что бесплатный проезд в общественном транспорте никогда не оправдан (данные агентства «Ромир»). Неудивительно, что народ наш без восторга, но и без заметного возмущения встречает новые повышения цен билетов в общественном транспорте.
Перед нами свидетельство тяжелого поражения общественного сознания. Либеральным пропагандистам удалось убедить треть населения России, что за все нужно платить несколько раз к радости и удовольствию крупных капиталистов и государственных чиновников. От людей, околпаченных либеральной пропагандой, как только речь заходит о бесплатном общественном городском транспорте, мы слышим «железные» аргументы вроде: ничего бесплатного не бывает, кроме сыра в мышеловке. И сейчас, мол, пенсионеры ездят, не платя за свой проезд, потому, что за них все оплачено из городского бюджета, который формируется за счет налогов со всех нас, работоспособных граждан. Если же транспорт будет «бесплатным» для всех, то, значит, повысится налоговое бремя, мы все равно будем платить, но по-другому. После этого начинаются старые разговоры об уравниловке и поощрении лодырей, которые будут кататься на автобусах наряду с трудолюбивыми гражданами. Все это мы слышали уже во времена перестройки и именно под эту демагогию ломали советскую экономику и систему социального обеспечения. Казалось бы, теперь пора бы понять, что такого рода аргументы — лишь прикрытие для тех, кто хочет поживиться за счет народа. Однако поди ты, жив наивный курилка...
Что ж, нужно методично и терпеливо показывать внутренние противоречия в этой аргументации. Так, противникам бесплатного государственного общественного транспорта кажется странной и даже нелепой эта идея, потому что на содержание и эксплуатацию этого транспорта всё-таки тратятся деньги: нужно платить зарплаты водителям, оплачивать бензин и электроэнергию, ремонтировать вагоны метро, автобусы и троллейбусы и т.д. Но тем же самым людям вовсе не кажется странным, что каждый день, выйдя из дома, они бесплатно ходят по улицам, по перекресткам, по мостам, которые тоже являются собственностью государства, а ведь и дороги, и мосты тоже строили, платили за это рабочим, их тоже регулярно ремонтируют, следят за их состоянием... Все эти затраты покрываются за счет налогов и каждый гражданин, независимо от его дохода и размера налога, взимаемого с него, свободно ими пользуется. Человек с доходом тысяча рублей, платящий 130 рублей налога и человек с доходом 100 тысяч рублей, который платит 13-процентный налог в размере 13 тысяч рублей одинаково пользуются улицей и другими общественными местами. Если следовать логике тех, кто говорит, что ничего бесплатного не бывает и за все нужно платить самому, то большинство людей просто следует не выпускать на улицу!
То же самое можно сказать, между прочим, и о других услугах государства: так, одна из его важнейших задач — защита жизни и собственности граждан, это признают даже либералы, ратующие за государство — «ночной сторож». Для выполнения этой задачи создаются полиции, тюрьмы. Но разве можно себе представить, чтобы гражданину, которого обокрали, полицейские сказали бы: а вашего вора мы в тюрьму не посадим, потому что ваших налогов недостаточно для его содержания в тюремной камере? Идите, мол, и сами договаривайтесь с охранником. Это же из области диких анекдотов. Правоохранительные органы должны защищать всех граждан, независимо от того, сколько составляет выплачиваемый гражданином налог. Государство — не коммерческая организация, чья цель — прибыль, а организация, созданная для осуществления элементарных прав всех граждан. Какие же права являются элементарными, решают сами граждане. Так, в древнегреческих городах-государствах беднякам выплачивались особые субсидии для посещения театров, поскольку греки считали, что нужно заботиться не только о материальном достатке, но и о духовном развитии всех граждан. Для нынешних же либералов требование бесплатно пускать бедняков в театр и кино будет выглядеть еще более вызывающим, чем требование бесплатного общественного транспорта (хотя их и не удивляет наличие фактически бесплатного, некоммерческого телевидения, на которое государство расходует огромные деньги, лишь частично покрываемые доходами с коммерческой рекламы).
Далее, тем, кто говорит, что отмена индивидуальной оплаты за проезд в общественном транспорте увеличит налоговое бремя, можно возразить, что налоги взимаются не только с частных лиц, но и с организаций, среди которых есть предприятия, банки, холдинги с миллионными и миллиардными оборотами. Так что если даже введут дополнительный, транспортный налог, то, возможно, для отдельного гражданина это будет даже менее ощутимо, чем регулярное повышение платы за проезд, которое мы имеем сейчас. Если же следить за тем, чтобы налоги не «прилипали» к рукам чиновников, которые эти налоги распределяют, то бесплатный транспорт будет даже экономией бюджетных средств.