От K Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 28.01.2008 18:49:40 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Объятия "Страха": Польша спорит об антисемитизме

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7207000/7207828.stm
Публикация книги Яна Томаша Гросса "Страх", обвиняющей поляков в
антисемитизме, вызвала нешуточный скандал в Польше. О своей позиции
посчитали нужным заявить представители польской католической церкви и
научного сообщества. Книгой заинтересовалась прокуратура.
Польское издание "Страха" появилось немногим более двух недель назад.
Однако это было ожидаемое событие: на английском языке книга вышла еще
в 2006 году.

По сообщениям, уже после того, как стало известно о намеченном выходе
польской версии (летом прошлого года), книга попала в поле зрение
прокуратуры.

Тогда у власти были оба брата Качиньские. Полагают, что они хотели
устроить нечто вроде показательного процесса. При этом автора обвинили
бы в клевете на польский народ.

Но и при нынешнем правительстве книга вызвала большой резонанс. Теперь
Яну Гроссу может грозить до нескольких лет лишения свободы за
оскорбление поляков.

Ян Гросс и "Соседи"

Ян Гросс - еврей, родившийся в послевоенной Польше. После волнений
1968 года и кратковременного заключения он покинул Польшу. Гросс
обосновался в США, и сейчас он преподает историю в Принстоне.

"Страх" - не первая его скандальная книга. В 2001 году были
опубликованы "Соседи". Там речь шла о погроме в польском городке
Едбавне.

Тогда - в июле 1941 года - в Едвабне было убито по разным данным от
340 до 1600 евреев. В годы существования ПНР это преступление по
понятным причинам замалчивалось.

Книга Гросса об этом трагическом событии вызвала настоящий шок у
многих поляков. Она заставила президента Александра Квасьневского
принести извинения еврейскому народу. К этому шагу бывшего президента
до сих пор в Польше относятся неоднозначно.

"Страх": поляки - соучастники Холокоста?

Книга "Страх" посвящена тому, как складывались отношения между
поляками и евреями уже после войны. Гросс описывает антисемитские
настроения поляков после немецкой оккупации и Холокоста.

В "Страхе" анализируются послевоенные антиеврейские погромы в Польше,
кульминацией которых стали события в городе Кельце 4 июля 1946 года.
Тогда, в ходе самого большого в послевоенной Европе погрома, было
убито 37 и ранено 35 евреев.

Гросс фактически вменяет полякам в вину патологический антисемитизм.
По сути, он делает их соучастниками Холокоста.

Автор книги приводит типичное, по его мнению, высказывание поляков
времен немецкой оккупации: "Мы должны благодарить Гитлера за то, что
он избавил нас от евреев". Он также цитирует фрагмент рапорта одного
из лидеров подполья своему руководству в Лондоне. Согласно ему,
большинство поляков в годы войны были антисемитами.

Истоки такого отношения поляков к евреям Гросс видит в государственном
антисемитизме, который был свойственен официальной политике Польши в
период между двумя мировыми войнами.

Гросс также обвиняет в антисемитизме католическую церковь и польское
духовенство. По его мнению, для польских священнослужителей характерен
"теологический каннибализм".


Гросс ставит перед своей книгой серьезные задачи. Он хочет открыть
глаза польскому обществу, показать полякам, что "общая душа народа
оказалась поражена каким-то злом, которое коснулось не только самих
жертв, но также тех, кто им причинил это зло".

Дебаты вокруг "Страха"

Книга "Страх" вызвала бурную реакцию, а ее автора обвинили в
провокации. "Страх" назвали "ненаучной" книгой, а самого Гросса
окрестили "вампиром от историографии". В то же время нашлись и те, кто
поддержал его.

Резко против книги выступила польская католическая церковь. Ее высшие
иерархи обвинили Гросса в том, что он играет на руку антипольским и
антисемитским настроениям. Ему также поставили в вину манипуляцию
историческими фактами.

Представители церкви с возмущением отвергли обвинения в антисемитизме
в свой адрес.

Они также указали на то, что невозможно понять польско-еврейские
послевоенные отношения, если упустить из вида такой важный элемент,
как роль коммунистического режима. Польские церковные деятели в такой
форме намекнули на то, что многие евреи в то время поддержали
коммунистический режим. В итоге они стали жертвами не национальной, а
политической борьбы.

Этот момент отмечают также многие польские историки и разного рода
общественные деятели, задетые "Страхом" за живое.

Именно коммунистические власти, по мнению некоторых из них, виноваты в
создании стереотипа об "антисемитах-фашистах". Они использовали это
определение для дискредитации бойцов Армии Крайовой, своих
политических соперников. Однако потом оно стало ассоциироваться с
поляками вообще.

Также отмечается, что евреи далеко не всегда были жертвами в
послевоенной Польше. В развернувшейся после опубликования книги Гросса
полемике стали появляться контраргументы. Так, говорят, например, что
после войны сами евреи были виноваты в смерти от 3500 до 6500 поляков.
Именно столько людей, по утверждениям, было расстреляно по доносам со
стороны евреев или работников секретных служб, имевших еврейское
происхождение.

Припоминают евреям и службу в годы войны в частях вермахта. По
некоторым сведениям, порядка 150 тыс. людей, имевших еврейские корни,
воевали на стороне Германии.

Гросса обвиняют и в том, что он пишет исключительно о судьбе евреев в
годы войны и игнорирует тот факт, что поляков тогда погибло тоже около
трех миллионов человек.

Британский историк Норман Дэвис заявил, что работа Гросса -
публицистика, а не научное исследование.

Гросс прав?

Однако часть польского общества поддержала Гросса. По большей части,
это сторонники левых взглядов.

Они увидели в его книге вызов пропагандируемому правыми националистами
образу поляка. По мнению националистов, поляк может быть либо героем,
либо жертвой. В этом образе нет места негативным чертам, говорят
левые.

Защитники Гросса утверждают, что антисемитизм - это обратная сторона
представлений о собственной национальной исключительности,
свойственной польской ментальности. По их мнению, не стоит
идеализировать собственную историю и надо быть готовым к тому, что в
ней есть и черные страницы.

Они предлагают рассматривать книгу "Страх" как приглашение к разговору
на непростую тему.

Однако резкость выводов Гросса может заставить многих поляков от
такого приглашения отказаться.