От C.КАРА-МУРЗА
К Pokrovsky~stanislav
Дата 19.01.2008 20:47:57
Рубрики Прочее; Тексты;

Re: Наука и ученые - разные вещи. А сейчас у нас контужены все "рода войск" (-)


От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (19.01.2008 20:47:57)
Дата 20.01.2008 02:25:40

Сформулирую иначе.

Мы из истории прекрасно помним, что одними из первых шагов Советской власти были шаги по созданию в стране сильной науки.
Забота об ученых - о Павлове, Тимирязеве...
Направление в 1918 геологических экспедиций, создание Нижегородской радиолаборатории, Радиевого института. План ГОЭЛРО и т.д. Политика ликвидации безграмотности и выращивании целых научных отраслей.

По сути ученые СССР - оказались аналогом дворянства, которое выращивал в качестве главного, ключевого для государства в целом класса Петр Великий. Дворянство петровских времен - было тем единственным классом, который решал задачи государственног строительства, классом, на который Петр мог положиться.

Ровно ту же роль в СССР исполнило вновь созданное из ничего или почти ничего - научное сословие. И разработка пятилетних планов, и создание новой техники, и искусственный каучук, решивший вопрос противостояния блокаде, и сотни заводов, спроектированных в считанные месяцы в годы войны, и мощнейший прорыв вперед оборонной науки послевоенного времени.

Я утверждаю, что при совершенно безобразных организаторских способностях государственного чиновного аппарата во все времена Советского Союза, деятельность государственно-широко и рачительно науки, преданность основной массы ученых и конструкторов своему Советскому государству, их патриотическое подвижничество - не только скомпенсировали недостатки системы управления страной, расхлябанности, пьянства, недостатки квалификации рабочего класса и крестьянства, - но и определили быстрый прогресс страны как в экономике, так и в культуре.

К 60-70-ым ученый стал не экзотическим фруктом, а посеместно ощутимой фигурой, фактически классом, руководившим СССР. Единственным безусловно авторитетным классом.

Понимая это так, можно гораздо корректнее охарактеризовать происшедшее на рубеже 80-90-х. Наука, как общественный класс, - пыталась превратить свое подчиненное положение в политически господствующее. Чиновно-номенклатурный класс - решал задачу выживания. Главной и единственной задачей его было устранение с политической арены передового класса, готового взять управление страной на себя.
Именно цель разгрома научного сословия-класса - реализовалась и при Горбачеве и при Ельцине. Класс низводился до политически вторичного, зависимого, лишенного средств и рычагов воздействия на политику и экономику государства.

Именно этот класс, уйдя временно в тень, почти в подполье - тем не менее самовоспроизводился через образование детей. Обрел определенную экономическую независимость в форме предпринимательства бывших ученых.

И сейчас он должен почувствовать себя не прослойкой, а классом для себя. Классом, имеющим и возможности и силу брать политическое управление страной в свои руки. Разумеется, в союзе с другими слоями, разумеется, ради общенародных целей и задач.

Но сначала он должен себя выделить, вернуть себе самоосознание как главного и единственного имперского класса. Полем деятельности которого не должен быть свечной заводик. Поле деятельности которого - отрасли, программы, технологии, общенациональное и общемировое духовное достояние. Развитие и распространение мировоззрения и знания - в пику парализующему развитие авторскому праву. В пику эгоизму торговли и т.д. Развитие государственных программ в соответствие с тем, что дОлжно - в силу рациональной логики экономики и науки - вместо коррупционного распила средств и похеривания любого начинания.

Ученый с большой буквы стал просто ученым - потому что потерпел поражение в драке за власть при первом ее штурме. Потому что был неорганизован, потому что был политически наивен. Потому что был обманут лозунгом приобретения западных технологий. Они и были-то нужны чиновному классу и всевозможному ворью для того, чтобы порвать пуповину жизненной зависимости от отечественных мозгов.
Потрепел поражение потому, в конце концов, что не выработал в свое время ни собственной идеологии, ни собственных программ, ни ясных целей.

Сегодня основные лозунги уже могут быть сформулированы.

На чужих мозгах можно заехать только в клетку. Национальный суверенитет - есть в первую, вторую и десятую очередь - суверенитет над определяющими технологиями и производствами, заключающийся в апробированой на практике собственной разработке и в контроле каждой ступени технологий и производства. Национальный суверенитет России - в науке и связанных с ней, требующих ее и обеспечивающих ее отраслях.

Знание и мировоззрение нельзя купить. Его можно только вырастить. Купленное знание - есть опасный суррогат, содержащий не только неприемлемые в собственной культурной традиции аллергены, но и наркотики, а порой и яды. Купленное знание - не имеет адекватных средств усвоения - и потому всегда будет переварено неполноценно.

Наука должна быть интересна. Она не имеет права обходить молчанием те или иные вопросы из идеологически соображений. Наука - сама идеология. Она вышла сейчас на те рубежи, когда не может не отвечать на вопросы морали. Клонирование, генная инженерия, евгеника, пересадка органов - поставили перед человечеством острейшие нравственные вопросы.

Наука - самоценна. Знания, мировоззрение и опыт - ничуть не меньшее богатство, чем престижные предметы потребления.

Наука - требует коллективистского общества. Мудрость как человеческая ценность только возрастает, когда ею делишься. И девальвирует, будучи узурпирована. По мере сужения круга мудрых для себя(для богатства, для господства), - они становятся просто идиотами.

Это так. Для примера.


От Temnik-2
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 02:25:40)
Дата 20.01.2008 13:22:14

Re: Сформулирую иначе.


>По сути ученые СССР - оказались аналогом дворянства, которое выращивал в качестве главного, ключевого для государства в целом класса Петр Великий


А партия куда?

>К 60-70-ым ученый стал не экзотическим фруктом, а посеместно ощутимой фигурой, фактически классом, руководившим СССР. Единственным безусловно авторитетным классом.

"Казёл в очках" (с) "Ещё и шляпу надел" (с) Гегемон :)

От C.КАРА-МУРЗА
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 02:25:40)
Дата 20.01.2008 09:57:16

Re: Все абсолютно правильно и прекрасно сказано.

Только вы не добавили о слабостях ученых как культурного типа (и военных, кстати). Они были системообразующей частью советского строя, но и его баловнями. И беззаветно трудились в "башне из слоновой кости" (или "танковой башне"). И их сознание было в наибольшей степени поражено перестройкой. До сих пор ни один метод. семинар, ни одна лаборатория не могут сформулировать ни одного системного и общего утверждения о том, что переживает страна. В своей "борьбе" они не поднялись выше "финансирования науки". Это тоже надо - чтобы их мумии сохранились пригодными для клонирования. Но это уж никак не "мозг нации". Классом для себя это поколение уже не станет. Их дети - да. А "старым ученым" надо помочь выжить и потом призвать в программу создания новой науки в качестве хранителей памяти.

От Кравченко П.Е.
К C.КАРА-МУРЗА (20.01.2008 09:57:16)
Дата 20.01.2008 14:54:26

Нет, не правильно.

не дворянство существовало для государства, а государство - для дворянства.
Ничего подобного в СССР не было. помните, вы писали про привелигированный класс - рабочих. привелигированный или не очень, но точно уж не для кормления кого либо существовал. Да и в созидании СССР не меньшее как минимум участие принимал, и не из под палки. то же и в отношении крестьян.

От C.КАРА-МУРЗА
К Кравченко П.Е. (20.01.2008 14:54:26)
Дата 20.01.2008 15:00:31

Re: Пост не об этом. Нельзя же все частности предусмотреть. Надо брать главное (-)


От Кравченко П.Е.
К C.КАРА-МУРЗА (20.01.2008 15:00:31)
Дата 20.01.2008 19:55:18

Да понятно. но также нельзя слишком часто

оставлять некоторые вещи без реакции...

От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (20.01.2008 09:57:16)
Дата 20.01.2008 12:55:33

Re: Все абсолютно...

>Только вы не добавили о слабостях ученых как культурного типа (и военных, кстати). Они были системообразующей частью советского строя, но и его баловнями. И беззаветно трудились в "башне из слоновой кости" (или "танковой башне"). И их сознание было в наибольшей степени поражено перестройкой. До сих пор ни один метод. семинар, ни одна лаборатория не могут сформулировать ни одного системного и общего утверждения о том, что переживает страна. В своей "борьбе" они не поднялись выше "финансирования науки". Это тоже надо - чтобы их мумии сохранились пригодными для клонирования. Но это уж никак не "мозг нации". Классом для себя это поколение уже не станет. Их дети - да. А "старым ученым" надо помочь выжить и потом призвать в программу создания новой науки в качестве хранителей памяти.

Сергей Георгиевич!

Все понятно, что старые ученые уже САМИ ПО СЕБЕ - классом для себя не станут. Но в той массе, которую можно отнести к научному сословию, еще есть достаточно многочисленный отряд действующий и бывших научных работников приблизительно с 1947 по 1965 года рождения, которые находятся во вполне крепком возрасте. Они получили еще советское образование и вступили на научную стезю в советское же время. Они еще вполне амбициозны. Занимают кто-то крепкие должности профессоров, доцентов, завлабов в вузах и НИИ, а расставшиеся с официальной наукой - это предприниматели и главные специлисты предприятий. В какой-то своей части этот слой вошел в олигархат и в высшее государственное руководство.

Вот это - взрывоопасный социальный материал - при соответсвтвующей идеологии. Политическая активизация этого слоя способна служить запалом для последующих мощных социальных процессов. Вовлекающих в себя лишенную государственных и коллективистских ценностей молодежь(а она уже проявляет обеспокоенность этой ублюдочностью оставленных ей индивидуалистических ценностей). И способную эффективно поддержать стареющую часть науки. Например, существует идея создания Фонда научных пенсионеров, поддерживающего ученых в возрасте, но параллельно вовлекающего их багаж знаний и опыта - в проекты. Такую деятельность в инициативном порядке и на базе собственного предприятия - который год, например, веду я. Результат - готовое кануть в лету научное наследство - консолидировано и оформлено в книгу. Сейчас идет разработка нормативного документа для атомно-энергетического строительства, отсутствие которого в случае возобновления роста атомной энергетики может быть просто опасно.

Но это - частная инициатива. Точечная. Это - просто ничто.

Идеология, способная указать научному сословию его дОлжное место в современном обществе, указать, кто, зачем и почему пытался задвинуть их в дальний угол, - это идеология, имеющая перспективу оказаться практической. В отличие от потерявшей адресата марксистской теории социализма и от обращающегося к аморфной толпе - солидаризма.

От Буслаев
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 12:55:33)
Дата 21.01.2008 14:25:29

Похоже, идея витает в воздухе

Например, существует идея создания Фонда научных пенсионеров, поддерживающего ученых в возрасте, но параллельно вовлекающего их багаж знаний и опыта - в проекты. Такую деятельность в инициативном порядке и на базе собственного предприятия - который год, например, веду я. Результат - готовое кануть в лету научное наследство - консолидировано и оформлено в книгу. Сейчас идет разработка нормативного документа для атомно-энергетического строительства, отсутствие которого в случае возобновления роста атомной энергетики может быть просто опасно.


Во многих проектных организациях всё чаще берут на работу пенсионеров, фактически работающих штатными консультантами и обучающими молодёжь.
В этом случае речь идёт о преемственности поколений не учёных, а инженеров - что не менее важно.

От Н.Н.
К C.КАРА-МУРЗА (19.01.2008 20:47:57)
Дата 19.01.2008 23:03:51

Re: Наука и ученые - разные вещи.

Действительно. Проблема с кадрами сейчас существует не только в науке. Если говорить о религиозных организациях, то почему всем кажется, что уж там-то проблем с кадрами нет. А это не так. Еще один из лидеров "исламской революции" в Иране Хомейни говорил о том, как эта проблема важна, он предполагал, что может случится так, что , « шарлатаны и мошенники проберутся в высшие эшелоны власти и, используя свои познания в исламском учении и втеревшись в доверие благоверным народным массам, в удобный для них момент нанесут смертельный удар по теологическим центрам, исламу и всей стране». Это пример, то же можно отнести к разным религиозным организациям. И не только к религиозным.

От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (19.01.2008 20:47:57)
Дата 19.01.2008 21:37:17

Re: Наука и...

Войска - исполнители политики по природе.

А наука в СССР была руководящей и направляющей.
Только потому она и была такой успешной.

СССР в конечном итоге в своем развитии подчинялся не замшелому проекту Маркса, а творчески познаваемой необходимости. Не без ошибок. - Но движение СССР вперед не было броуновским движением под давлением потребностей и ограничений. Это было все-таки целеустремленное развитие. Диктуемое наукой. И его высшей целью, несмотря на решения съезда КПСС было не всемерное развитие материального благосостояния, а - движение к Богу. - К возвышению человека над самим собой. Через экономическую, культурную, познавательную, художественную деятельность. Через подвиг созидания.

А то, что наука и ученые - суть не одно и то же - как бы общее место.
И слава Богу! Потому как есть ученые и Ученые.

Потому что это означает, что именно в среде Ученых( с большой буквы), т.е. настоящей элиты общества, анализирующей окружающий мир, его тенденции - и выбирающей добродетельный курс развития, - направляющей на него общество через образование, через проповедь, -и возможно формирование ядра нового миропорядка.
Но оно обязано сознательно вести борьбу не за финасирование в таких-то процентах от бюджета, а за свой политический и идеологический вес, за свой суверенитет над обществом.

Ученые должны осознать себя тем классом, который сегодня, претендуя на власть, отражает тем самым интересы всего российского общества. Без научной рефлексии, без вытекающего из нее научного же планирования и управления процессами всестороннего развития производства, сельского хозяйства, образования, общественных институтов - нет перспектив ни у российского крестьянина, ни у рабочего, ни у мелкой и средней буржуазии, ни у олигархов, ни у чиновничества.

Ученые должны осознать, кроме традиционно-утилитарной, - религиозную, иррациональную составляющую собственного места в жизни. Познание - не слуга экономики, тем более в ее современной самой гнусной хрематистической форме - погоне за прибылью.

Познание - самоценно - как источник смыслов, целей жизни и деятельности. Как источник человеческого достоинства. Как средство восхождения человека к Богу - через познание Мира, самого себя, причинно-следственных закономерностей Мира - т.е. через познание Бога.


От K
К Pokrovsky~stanislav (19.01.2008 21:37:17)
Дата 19.01.2008 22:39:04

Re: Наука и...

> не всемерное развитие материального благосостояния, а - движение к
> Богу

Вот они и пошли к богу. . . с такой то матерью. А западная наука все
совершенствует наш мир и совершенствует, так как для этого и
предназначена, для "развития материального благосостояния".



От Pokrovsky~stanislav
К K (19.01.2008 22:39:04)
Дата 20.01.2008 00:14:13

Re: Наука и...

>> не всемерное развитие материального благосостояния, а - движение к
>> Богу
>
>Вот они и пошли к богу. . . с такой то матерью. А западная наука все
>совершенствует наш мир и совершенствует, так как для этого и
>предназначена, для "развития материального благосостояния".

Скажем так: это позиция одной из возможных партий науки. Быть похожими на западную науку.

Ну а моя позиция - это позиция другой партии.



От K
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 00:14:13)
Дата 20.01.2008 09:55:04

Re: Наука и...

> Скажем так: это позиция одной из возможных партий науки. Быть
> похожими на западную науку.

Типа, мы особенные? И поэтому у нас в качестве ученых должны быть
шарлатаны - идеологи? Так оно и было, вместо работы они объективную
истину искали. Вот и Вы собрались в идеологи - жрецы, жаль. Тот, кто
уходит в жрецы и попробует человечины, к людям уже не возвращается.




От Pokrovsky~stanislav
К K (20.01.2008 09:55:04)
Дата 20.01.2008 13:03:41

Re: Наука и...

>Типа, мы особенные?

Да. Мы - именно особенные.

И успехи научно-технического, экономического и социального развития СССР -целиком и полностью на совести этого сословия и буквально единичных деятелей высшего руководства партии(типа Сталина, Берия, Устинова), сделавших ставку именно на всемерное развитие этого сословия.




От K
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 13:03:41)
Дата 20.01.2008 20:28:58

Re: Наука и...

> Да. Мы - именно особенные.

Поэтому и в полном . . .



От C.КАРА-МУРЗА
К Pokrovsky~stanislav (19.01.2008 21:37:17)
Дата 19.01.2008 22:05:53

Re: Сначала надо понять не "то, что должно", а "то, что есть" - и почему.

А потом думать, как изменить. Обычные люди были Учеными, а превратились в ученых.

От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (19.01.2008 22:05:53)
Дата 20.01.2008 00:11:22

Re: Сначала надо...

>А потом думать, как изменить. Обычные люди были Учеными, а превратились в ученых.

А поздно не будет? Есть - слишком быстро превращается в "было".