От И.Тугаринов Ответить на сообщение
К All
Дата 15.11.1999 14:57:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

5. Статья С.Кара-Мурзы "Наука и кризис цивилизации". 2 часть

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ
Статья опубликована в журнале "Вопросы философии" (1990. N 9. С. 3-15). Возможны небольшие расхождения этого текста с журнальным вариантом.
С.Кара-Мурза
Наука и кризис цивилизации (2 часть)
Наш гуманист должен представить себе, что он ответит, если вдруг явится ангел /или дьявол/ и спросит его: "Хочешь, я дам каждому человеку на Земле по автомобилю, чтобы он жил, как ты?". Очевидно, что гуманист вынужден ответить "Ни в коем случае!". Слаборазвитость 70% человечества - печальная необходимость, без которой не может существовать общество потребления для 13%. Как ни прискорбно, придется даже искусственно сдерживать развитие, допуская порой деградацию значительной части человечества в биологическом отношении. Объективно таким средством послужило, например, резкое сокращение детской смертности без создания условий для минимального потребления белка выжившими детьми. Вторжение науки, пусть с самыми лучшими намерениями, в сложившуюся систему с изменением лишь одного ее элемента /детской смертности/ привело, как это ни страшно признать, к ухудшению положения.
Аналогичные процессы происходят и в той части человечества, которой повезло жить в "первом мире". И здесь идея прогресса трансформировалась в такие критерии, которые приводят к маргинации все более значительных контингентов людей. Рост производительности труда за счет ускоренного расхода ресурсов делает ненужным все большее число рук и голов. "Удачливая" часть общества ищет сравнительно дешевые способы "дезактивации" этого взрывоопасного материала, следуя опять же экономическим критериям и проявляя значительную изобретательность. Социальным изобретением является, например, вывоз безработной молодежи ФРГ на Канарские острова и "складирование" ее на теплых пляжах, где можно прожить на пособие по безработице, питаясь бананами. И контролировать легко. В сущности, Это распространение на социальную сферу идеи "вывоза в тропики" вредных отходов производства.
На фоне развития концепции "государства благосостояния" примечательны некоторые процессы в США. Примерам служит бездомность, которая перестала казаться странным нонсенсом в этой богатой стране: за 1984-1986 гг. чисто квартиросъемщиков с доходом менее пяти тысяч долл. в год выросло в США на 55%, и в то же время число дешевых квартир уменьшилось более чем на 1 млн. /23/. Существенно увеличилось в США число детей, живущих за чертой бедности. Социологи объясняют это тем, что в США как нигде система социальной помощи основана на концепции человека как атома. Даже такой небольшой коллектив, как семья, оказывается вне поля зрения системы - помощь получает лишь человек, ставший активным индивидуальным членом общества. Дети же получают средства к жизни через семью /пусть неполную/.
Наука помогает обосновать неизбежность селекции и безопасного разрушения части населения. Социал-дарвинизм нашел сейчас мощное оружие в виде определения генетического профиля личности. Первыми ухватились за технологию анализа ДНК страховые компании: началась экономическая дискриминация людей с повышенным риском каких-то болезней. Большой интерес проявляют также правоохранительные органы, которые получили возможность сегрегации людей, "предрасположенных к преступлению". Научную базу получила также сегрегация в школе: незачем тратить ресурсы на образование детей с "генетически обусловленной" неспособностью к учебе. Быстрое внедрение этой наукоемкой технологии позволило американским социологам заявить, что речь идет о создании "биологического класса" угнетаемых людей /24/.
Очевидно, что такое разрушение человечества как системы приведет рано или поздно к острым социальным конфликтам. Они будут все более разрушительными по мере того как усиливается мощность и доступность технологических средств отмщения и растет организованность маргинальной части человечества. И остановить этот процесс невозможно. Уже сейчас вовлечение радикально настроенных специалистов в террористическую деятельность может дать в руки террористам средства, ставящие под угрозу существование человечества. Например, модифицированный генной инженерией резистентный вирус СПИДа/. Производством наркотиков в Андах занято около миллиона человек, которые уже объединены мощной организацией, превратившейся в самовоспроизводящуюся социальную систему, со своим жилищным строительствам, здравоохранением, полицией и т.д. И это - не просто бизнес. Это способ мщения "первому миру", оправданный целым этосом.
Какие взаимоотношения с обществом могли породить столь необычные "мягкие" формы мщения, как, например, впрыскивание из шприца едкой щелочи в пластиковые бутылки с питьевой водой? Дырочку от иголки в такой бутылке обнаружить трудно, бутылки стоят открыто в магазинах, и эпидемия таких случае" прокатилась по Испании в ноябре 1989 г. В какой то степени аналогичен этому "безобидный" терроризм интеллектуалов, которые заражают программы компьютеров оригинальными "вирусами" (14).
Но, пожалуй, самый глубокий кризис - это кризис идентичности самих "атомов" индустриальной цивилизации. Как бы мы ни избегали об этом говорить, нельзя не видеть, что сохранить привычный стиль жизни и старую траекторию прогресса можно лишь полностью порвав с системой норм христианской морали, на которой и возникла наша цивилизация. Достоевский поставил этот вопрос в легенде о Великом Инквизиторе. Сейчас мы пришли к тому, чего боялся Иван Карамазов. Чтобы сохранить общество потребления, мы должны убить Христа. Человек, имеющий мужество доходить до конечных вопросов, не может не видеть" уже происшедшей трансформации. Средний современный американец, увидев гибнущего ребенка, бросится спасать его с риском для жизни. В этом он христианин. Но миллионы детей в третьем мире погибают от гепатита Б. Сейчас созданы генно-инженерные вакцины стоимостью один доллар прививка. Но корпорации не желают их производить, так как некому платить. И в то же время средний американец в год тратит 267 долларов на алкогольные напитки и не желает тратить меньше.
Выход из кризиса и даже хотя бы небольшое отступление от края пропасти требует изменения самой картины мира. Это прямо заявили в 20-е годы Вернадский и Тейяр де Шарден, но только сейчас мы стали вдумываться в их концепции. Человек не может быть выведен из картины мира - без ноосферы он уже не существует. И свобода действий в ноосфере весьма ограниченна т.к. антропогенное воздействие на биосферу уже сравнимо с ее способностью адаптироваться к этому воздействию. Индивидуализм, определяющий поведение "атомизированного" человека, рассматривается Тейяром де Шарденом как космический фактор, ставящий под угрозу выживание вида (15).
Следующим важным шагам в создании навой картины мира, была термодинамика необратимых процессов, возвращающая науку к явлениям, соизмеримым с размерами человека. В этой новой картине мы видим не
столкновения идеальных атомов, а самоорганизацию, необратимость, возникновение порядка из хаоса; важные последствия небольших /"допускаемых в свободном обществе"/ действий.
Иная идеология возникает на базе такой картины мира. Ответственность приобретает приоритет перед свободой, солидарность коллективов - перед индивидуализмом. Системный взгляд на любое действие заставляет прогнозировать цепочку последствий, а значит, запрещает действия, вызывающие необратимые автокаталитические процессы - даже если ближайший эффект кажется незначительным. Это, например, заставляет гораздо строже относиться к любому насилию и ставит под сомнение приемлемость рынка рабочей силы как основы производственных отношений. Ведь когда этот рынок отвергает "продавца рабочей силы", что вполне нормально для рынка, этот продавец испытывает отнюдь не механическое столкновение. Психологическое воздействие неудачи огромно, и у большинства людей оно вызывает обратную связь, быстро превращающуюся в порочный круг: человек, потерпевший при устройстве на работу неудачу два- три раза, приобретает психологические черты /почти биополе/, которые делают каждую последующую попытку все более трудной. Процесс становится необратимым. Более того, как показали исследования, проведенные за последнее десятилетие в США, основной удар наносится не по самому безработному - он, как правило, уже защищен сформировавшимся характером и культурой, а по его детям. Необратимое разрушающее воздействие переносится на будущие поколения, которым придется платить и за разрушения среды обитания.
Советское общество, в силу особенностей своего исторического развития, осуществило первичную индустриализацию в рамках культурных структур, свойственных традиционному обществу аграрной цивилизации. В картине мира и общества человек еще не превратился в "атом", и крайний индивидуализм еще не вытеснил филогенетически присущие человеку групповые отношения и чувства солидарности. Русская наука конца прошлого века восприняла дарвинизм, "очистив" его от мальтузианства, и социал-дарвинизм вплоть до конца 80-ч годов нашего века не имел в обществе благодатной почвы. Понеся за последние 70 лет огромные потери, мы, тем не менее, имеем возможность сейчас строить наше будущее, не впадая в тот тяжелый кризис идентичности, который переживает общество, основанное на свободном рынке рабочей силы. Это общество ищет выход из кризиса, уже видны структуры новой науки и новых, постиндустриальных отношений в производстве и распределении. Насильно внедрив сейчас у нас отживающие структуры "манчестерского" капитализма, заменив в идеологии Маркса и Достоевского на Ницше и Мальтуса, мы не только сами погрузимся в разруху и насилие для большинства населения, но и углубим кризис всей цивилизации.
Литература
1. Radnitzky G. La tesis de que la ciencia es una empresa libre de valores: ciencia, etica у politica. - "Estructura у desarrollo de la ciencia". Madrid, 1984.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки /XVII-XVIII вв./. М., 1987.
3. Lorenz К. La accion de la naturaleza y el destino del hombre. Madrid, 1988.
4. Barnes B. Sobre ciencia. Barcelona, 1987.
5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
6. Рэнд. Кембридж - научно-технический центр США. М.,
7. Lederer S.E. Cancer-grafting in the late nineteenth century: american and european perspectives on human experimentation. - In "Science and political order". XVIII International Congress of History of Science. (Abstracts). Hamburg 1989.
8. Lipovski Z.J. Psychiatry: Mindless or Brainless, Both or Neither. "Current Contents", 1990, N 1.
9. Harrington A. The "Holistic" Perspective in German Psychobiology as Science and Cultural Ideology, 1918-1945. "Science and Political Order".
10. Фава A.X., Гребнев А .М., Михайлов M.A. Взаимозависимость научно-технического прогресса и культуры в странах "третьего мира". - "Научно-технический прогресс и развивающиеся страны". М., 1976.
11. Toffler. La tercera ola. Madrid, 1985.
12. Butcher B.W. "Social-darvinism" and the australian aborigines. - In "Science and political order".
13. Brandt W. El futuro del socialismo democratico. "El socialismo del futuro" (Madrid). 1990, N 1.
14. Da Silva M., Figueiredo Neto A. Historical aspects of the discovery, utilization and evolution of the X-ray theories.- In "Science and political order".
15. Медведев Г. Чернобыльская тетрадь. "Новый мир", 1989, N 6.
16. Van den Daele W. Scientific evidence and the regulation of technical risks: the present experience. - In "Science and political order".
17. Cloud P. El Cosmos, la Tierra y el hombre. Madrid, 1981.
18. Яшин . "Наш современник", 1990,
19. Current Contents, 1990, N 5
20. Анализ сложных систем (ред. Э.Квейд ). М, 1969.
21. Жученко А.А., Урсул А.Д. Адаптивная интенсификация сельскохозяйственного производства. Кишинев, 1983.
22. Lafontaine О. El socialismo у los nuevos movimientos sociales. "El socialismo del future", 1990, N I.
23. Current Contents, 1989, N 32.
24. Nelkin D, Tancredi L. Dangerous Diagnostics: The Social Power of Biological Information. N.Y., 1989
25. Gaspar J. "El Pais", 14 de marzo, 1990.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) В действительности идея индивидуальной свободы находится в противоречии с идеей демократии. Давая философское обоснование неолиберализма, Г.Радницки подчеркивает это различие: "Идея свободного порядка легко может войти в конфликт с определенными типичными применениями демократического метода... Система вознаграждения, возникающая в результате попытки решить проблему распределения демократическим методом, не только снижает желание действовать и готовность рисковать, но и приводит, как известно, к такому циклическому процессу перераспределения, который поглощает ресурсы и еще больше ограничивает индивидуальную свободу. Чем больше областей подвергается "демократизации", тем уже круг решений, которые остаются во власти индивидуума, и тем в большей степени разрушается индивидуальная свобода /1/.
2) Относительно такой свободы от культурных структур лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц писал: "Функцией всех структур является сохранение формы и создание опоры, что, очевидно, требует пожертвовать определенной долей свободы. Червяк может согнуть свое тело, где пожелает, в то время как мы сгибаем его только в сочленениях. Но мы можем выпрямиться, встав на ноги, а червяк не может"/З, с, 306/.
3) Разумеется, влияние механистической картины мира на восприятие социальных явлений сильно корректируется специфическими факторами той или иной культуры. Вот, например, любопытное объяснение различий английской и американской дипломатии в отношениях с азиатскими и африканскими странами. Американец с детства вращается в мире машин, и в своих отношениях с людьми других культур строит для себя модель, основанную на строгой логике машины, устраняя все субъективное и тем более иррациональное с его точки зрения. Англичанин из хорошей семьи /а из таких семей и выходят английские дипломаты/ с детства имеет дело с лошадьми и собаками. Он знает, что реальный мир сложнее, чем машина, и строит модели поведения более гибкие и способные адаптироваться к поведению партнера из иной культуры /см. 6/.
4) В 1891 г. во Франции было два таких случая. В одном из них хирург, удалив рак грудной железы, имплантировал кусочек ткани в другую грудь пациентки. Его ожидания подтвердились: уже через два месяца возникла опухоль. При обсуждении этого результата был затронут и вопрос этики - хирург подсадил рак пациентке, находившейся под общим наркозом, не спрашивая ее согласия /7/.
5) Размышляя о путях развития психиатрии, известный канадский врач З.Липовский пишет: "Слова <<наука>> и <<научный>>, которые все мы так почитаем и легко используем для украшения наших верований, вовсе неоднозначны и временами использовались для оправдания бесчеловечного отношения человека к человеку. Чисто научный и технологический подход к человеку может быть опасен, если он не подчинен гуманистической системе ценностей"/8/.
6) Разумеется, в этих рассуждениях можно, при известных предпосылках, перейти границу, отделяющую гуманистическое мировоззрение от коллективизма фашистского толка. В свое время в нацистской Германии имело место "системное" движение против механицизма и редукционизма /т.н. психобиология/, которое в культурном плане смыкалось с немецким идеализмом и романтизмом. Это было своего рода "отрицание Ньютона ради Гете" /9/. В идеологии эта концепция "целого" представлялась как отрицание индивидуализма и прославление немецкой Kultur (часть идеологии национал-социализма). Здесь приходится проявить некоторое мужество. Страх оказаться в одном лагере с нацистами часто просто парализует наше мышление до такой степени, что мы не хотим задуматься: что здесь первично, важная идея, к которой тянется человек и которую поэтому умело эксплуатирует нацистская идеология, или эта идеология, которая как бы заново порождает эту идею. Надо, наконец, задуматься, почему нацизм так успешно внедрился в общественное сознание, что было его "троянским конем".
7) Некоторые авторы, впрочем, считают сам дарвинизм настолько идеологически нагруженным, что предлагают снять определение "социал" /12/. Да и сам Дарвин считал возможной и даже неизбежной ликвидацию отсталых народов /см.II,с.112/.
8) И.Пригожин и И.Стенгерс приводят слова Жака Моно, совсем недавно так излагавшего картину мира; "Человек должен, наконец, пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он, наконец, осознает, что, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям" /5,с.43/.
9) Для научного подхода вообще свойственно не считать реальностью то, что мы не можем формализовать или даже измерить, что лежит в области неопределенности. Когда ничего не было известно о существовании метеоритов, французская Академия наук просто закрыла как несуществующий вопрос о "камнях, падающих с неба", хотя таких камней находили множество. Рентгеновские лучи стали с энтузиазмом использовать в медицине, не зная их поражающего действия при высоких дозах облучения. Ученые отказывались призвать очевидные факты участившихся при облучении заболеваний, не желая верить в возможность риска /14/.
10) Ввиду этого факта защитники свободы науки от ценностей вообще отрицают существование этого инстинкта. Г.Радницки утверждает: "В так называемой биологической "борьбе за существование" отсутствует стремление к сохранению вида, как думали долгое время, нет также и стремления выжить у индивидуума. Скорее, как указывает эволюционная биология, поведение может быть объяснено гипотезой, что каждый индивидуум стремится максимизировать свой собственный успех в воспроизведении себя самого..." /1,с.54/.
11) Кстати, примечательно, что в экологии, которая носит явные черты науки постиндустриального общества, в качестве "атома" рассматривается не особь, а популяция.
12) Из 36 важнейших минеральных продуктов в 1975 г. США импортировали 12 в объеме более 80 процентов от своих потребностей и 20 в объеме более 50 процентов /17/. В дальнейшем доля импорта увеличивалась.
13) Такое понимание прогресса характерно для всех идеологий "индустриализма", включая марксизм-ленинизм. Немецкий социал-демократ О.Лафонтен пишет: "Не только стремление капитализма к получению максимальной прибыли и накоплению, показанное уже Марксом, но и стремление социализма к развитию всех производительных сил в надежде обеспечить благосостояние всех на основе промышленного роста обнаружили свой характер" как факторов, угрожающих существованию человеческого рода" /22,с.40/. Воспринятое нами как догма утверждение Ленина о том, что прогрессивнее тот строй, который обеспечивает более высокую производительность труда, несовместимо с естественными ограничениями прогресса.
14) Большие хлопоты в Европе доставил в 1989 г. вирус "Пятница, 13" /"несчастливое число" в Западной Европе/. Этот вирус был внедрен незадолго до 13 числа, приходящегося на пятницу, и не наделал много вреда, т.к. не успел распространиться. Затем он находился в латентном состоянии и должен был "ожить" в следующую пятницу 13 числа, в октябре 1989. Профилактика возможной разрушительной вспышки отняла много сил и средств у всех организаций, имеющих компьютеризированные системы /особенно у банков/. На конференции по безопасности информационных систем в Мадриде генеральный директор одной из корпораций сказал: "Вооруженные ограбления, которые случаются в мире, едва ли имеют смысл, если сравнивать их с "электронными" грабежами, с помощью которых миллиарды долларов переводятся со счета на счет и из страны в страну". Специалист по информатике - это человек с очень развитым умом, и если он оказывается одержим какой-нибудь идеей, он способен совершить вещи поистине достойные Маккиавели". Нелояльность сотрудников организаций - причина 4 процентов всех нарушений в информационных системах и убытков, которые несут от этого корпорации /25/.
15) Конрад Лоренц пишет: "Стремление принадлежать к группе так сильно, что юноши, не находящие для себя подходящего коллектива, прибегают к суррогату. И возникают сообщества, удовлетворяющие определенные инстинктивные потребности... Молодежный психолог Аристид Эссер, изучая молодежную преступность и наркоманию в восточных штатах США, пришел к ужасному выводу, что подростки из благополучных семей становятся наркоманами не из-за скуки и не в поисках острых ощущений, как думают многие, а из потребности принадлежать к группе, обладающей комплексом общих интересов. Потрясающее свидетельство силы группового инстинкта в том, что эти несчастные юноши согласны скорее принадлежать к сообществу самых отверженных, чем быть одинокими" /3,с.323-324/.