От С.Кара-Мурза. Ответить на сообщение
К All
Дата 20.03.2000 14:49:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

22. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУМ

Все, кроме жуликов и романтиков, признают, что мы попали в глубокую яму (жулики тоже это признают, но без свидетелей). На дне ямы мы расколоты - одни хотят вылезти прямо в благословенный Запад или хотя бы в Бразилию, другие - в светлое советское прошлое или что-то в этом роде.
Этот спор навязывается теми, кто хотел бы нас подольше в этой яме подержать - покуда наверху упакуют наши пожитки. Разумно нам было бы сначала всем вместе осмотреть яму, изучить ее стенки и договориться, по каким зацепкам вообще можно выбраться наверх, куда бы то ни было. Двигаться к желанному краю надо по ровному месту, лезть к нему по скользкой стенке глупо.
Считаю, что на время мы можем стать союзниками, а драться или голосовать о выборе желанного берега предлагаю наверху. Я лично считаю, что на деле возможный и желанный берег не в Бразилии и не в СССР, а в том типе жизни, что лежит на траектории, по которой мы через пень-колоду шли тысячу лет. Из советского строя к нему было бы идти ближе и легче, но и сейчас еще можно. Главное, в этом типе жизни сам спор между нами лишится смысла. Между нами - теми, кто на дне, а не теми, кто упаковывает наши пожитки. Но даже с этого вопроса предлагаю не начинать, так как вопрос не простой и не очевидный. У одних в мозг вбиты советские догмы, у других - либеральные. Ставить перед людьми в таком состоянии непростые вопросы - только злить их.
Первым делом предлагаю в ходе неторопливой конференции восстановить тип рассуждений, при котором мы бы могли слышать друг друга, задавать друг другу вопросы и получать ответы. Это - не просто, мы такой тип рассуждений не культивировали, а зачатки его утратили в последние годы. Что нам мешает его освоить?
1. Тоталитаризм мышления. Это - извечное свойство нашей культуры: то, что мы считает злом, как бы не существует, не имеет собственного бытия, оно - упущение, дефект добра («Зло не бытийственно есть»). Мы отрицаем существование нашей противоположности и ее единство с нами, она при таком взгляде - следствие заблуждения или грязных помыслов, а переговоры с нею - разновидность капитуляции. Хотя бы на время выползания из ямы это свойство нашего мышления надо бы преодолеть.
2. Утрата естественного языка, его разрушение ложными понятиями (словами-амебами). Эту операцию за последние 15 лет целенаправленно и квалифицированно произвели СМИ.
3. Утрата меры - способности взвешивать явления, так, чтобы при любом изменении увязывать оценку по принципу «лучше-хуже» с измерением по типу «больше-меньше».
Считаю, что преодолеть эти три изъяна в нашем обычном сегодня типе рассуждений можно довольно быстро в ходе практикума - открытого обсуждения простых вопросов. Предлагаю такой практикум начать.