От Александр Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.07.2000 18:59:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

58. Сочинение по задаче №4

О экономистах мне судить трудно. Среди моих знакомых их нет, фактами из их жизни я не располагаю, а потому наверняка мои суждения об этом сообществе будут грешить "антропоморфизмом". Вроде "сова - птица мудрая, а журавль - гордая". Но уж раз "задано" надо работать.
Первое что приходит в голову - Россия уже не "страна мечтателей, страна ученых". Прошло то время когда академики ворочали селыми отраслями (энергетикой например). Теперь этим занимаются Бревновы и Чубайсы, а ученые, в том числе экономисты, низведены до роли пропагандистов-агитаторов. Бойцы идеологического фронта из них получаются неважные (какой черт дернул к примеру Явлинского предлагать "мирный план" для Чечни перед выборами!) Вобщем сейчас экономисты томятся без дела и теряют квалификацию. Теперь не период индустриализации, и ломать голову над достижением 16,5% годового роста экономики им не приходится, а для пропаганды по их мнению работы с фактами не надо. Причем врагам факты вредны, а "нашим" бесполезны. Наши полагают что "сырьевой придаток" достаточно сильное ругательство.
Второе - экономисты были выращены евроцентрисской системой образования. Они всю жизнь полагали что Россия - западная страна с какой-то необычной идеологической надстройкой. Одним надстройка нравилась, другим нет. Научные организации, как и любые другие идеологические институты формируют мировоззрение через ритуалы. Так в античности философствования о числе ног у мухи поощрялись, а попытка поймать муху и посчитать ноги считалась чуть ли не хамством.
Одним из важнейших ритуалов было и остается преклонение перед "жертвами репрессий". Каждый "культурный" человек был обязан ознакомиться с "творчеством" Солженицына. И это часть ритуала. В результате Японское экономическое чудо было популярно, а наша индустриализация нет. Над сравнениями экономических показателей с 1913 годом смеялись, и это тоже часть ритуала. Причем расстреляные во время репрессий все менее популярны. Узники лагерей полезнее когда надо отбрехаться от собственного положительного опыта в подъёме экономики.
Третье - Наши экономисты не имеют опыта работы с сырьевыми придатками, а следовательно с определением зон, которые нет смысла эксплуатировать. Для них это не работа, а скучная школьная "политинформация". К тому же о таких вещах даже думать отвратительно. Сужу по себе. В генетике сейчас горячая тема "защита от копирования". Фирмы хотят чтобы смена новых сортов злаков давали стерильное зерно. Таким образом фермеры должны будут всегда покупать новые семена. Американские фермеры и так всегда покупают - проблема со странами третьего мира, которым запад "помогает". Американы хотят "помогать" голодающим невсхожим зерном. Мне о такой "проблеме" даже думать противно. Причем это явно евроцентристкий подход: "я к этому руку не приложу". Будь я негром из голодающей страны я бы непременно занялся на досуге хаканьем генетической защиты, и эта тема меня бы живо интересовала. Но перестроиться трудно.
Все это наводит на мысль о бесполезности экономистов в нашем деле. Парадигмы у них, видите ли! У школьных учителей нет парадигм. Им поломали все мировоззрение, запутали, и дали понять что простому смертному ни в истории, ни в экономике, ни в политике не разобраться. Я как утопающий за соломинку хватаюсь за Сталина - единственного политика который не врет. Учитель географии так же схватится за книгу Паршева, Учитель литературы за "манипуляцию сознанием" (хотя для профессионала она, согласитесь, слишком примитивна). Учитель истории сможет дать ученикам вместо "Лев Толстой - зеркало русской революции" само "зеркало" с комментариями.
Учителя могут помочь в подготовке и издании учебников. Ведь должно же все это попасть наконей в учебники!
Конечно "свой" профессор может и полезнее, особенно профессор пединститута - ведь он делает будущих учителей. Но не обязательно же его в лоб брать! Черт с ним и его парадигмами. Пусть ему студенты зададут десяток наводящих вопросов на лекции и он сам побежит в библиотеку. Это можно легко устроить через студенческие организации.
Вобщем простому народу реальная картина нужна для выживания, а экономистам-пропагандистам для их целей адекватности не надо. К практической деятельности они все равно не допущены. Потому и спроса на истину срели них нет.