От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 12.04.2004 23:02:31 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Колхозник не дожил до создания блока <Родина> " (*+)


http://www.ogoniok.com/win/200414/14-28-29.html

РОССИЯ -- ЭТАЖОМ НИЖЕ

Переиздана знаменитая книга Ильфа и Петрова <Одноэтажная Америка>. Она начиналась c фоторепортажей в <Огоньке> и очерков в <Правде>.
Сегодня кажется, что писали классики о современной России
Чем фотография отличается от текста? Снимки устаревают, а написанное порой может оставаться актуальным спустя десятилетия и века.
Взять, например, фотографа Илью Ильфа. По его снимкам видно, что делались они в 30-е годы прошлого века. А вот путевые очерки Ильи
Ильфа и Евгения Петрова <Одноэтажная Америка> до сих пор актуальны. Причем, как это ни удивительно, уже не столько для Штатов,
сколько для нынешней России.<Одноэтажная Америка> только что переиздана. Как сказала <Огоньку> составитель книги дочь Ильи Ильфа
Александра Ильф, это авторская, без цензурных искажений, редакция очерков. А начиналась книга Ильфа и Петрова с публикаций в газете
<Правда> и 11 фоторепортажей в <Огоньке>. Наш журнал стал печатать снимки Ильфа с подписями обоих соавторов в апреле 1936 года (в
дальнейшем текст в несколько измененном виде вошел в книгу). Сейчас, в апреле 2004 года, <Огонек> решил воспроизвести несколько
снимков и подписей к ним почти 70-летней давности.

<Вот типичный американский городок на Западе. Характер городу придают рекламы, автомобили и все, что связано с автомобилем, --
бензиновые колонки, ремонтные станции, магазины Форда и Шевроле. Даже в аптеках можно купить автомобильные шины. И все эти черты
присущи решительно всем американским городам>.

<...Единственное развлечение горожан -- это кино, <Муви пикчер>, что в переводе означает <движущаяся картинка>. Если в разговоре с
культурным, интеллигентным американцем попытаться утверждать, что кино -- это искусство, он просто не станет с вами разговаривать.
Американское кино, выпускающее ежегодно около тысячи чисто сработанных, но удручающе пошлых, идиотически глупых картин, целиком
подтверждает такую пессимистическую оценку. В любом американском городе у входа в кинотеатр можно увидеть подобную доску с
фотографиями, рекламирующими очередной фильм из жизни бандитов -- любимых героев подрастающего поколения>.

<А вот и представитель подрастающего поколения: у витрины бакалейной лавочки, где выставлены стандартные лакомства -- предел
мечтаний для мальчиков -- жареные кукурузные зерна, раскрывшиеся на жаровне и превратившиеся в белые бутончики (попкорн. -- Ред.),
жевательная резинка, шоколадки, тюбики с круглыми лимонными леденцами-лепешками, соленые орешки в пакетиках из прозрачной бумаги и
прочие пятицентовые деликатесы>.

<...Американское слово <публисити> (<паблисити>. -- Ред.), обозначающее рекламу, имеет несколько более широкий смысл. Это не только
прямое рекламирование, а еще и всякое упоминание рекламируемого предмета или человека вообще. Когда, скажем, делают <публисити>
какому-нибудь актеру, то даже заметка о том, что ему недавно сделали удачную операцию и что он находится на пути к выздоровлению,
тоже считается рекламой. Один американец с некоторой завистью в голосе сказал нам, что Господь имеет в Соединенных Штатах шикарное
<публисити>. О нем ежедневно говорят пятьдесят тысяч священников>.

<Иногда жители городков занимаются политикой. Свежие следы избирательной борьбы демократического и республиканского кандидатов на
почтенный пост -- штатного суперинтенданта по народному образованию. Фамилия демократического кандидата, к сожалению, неизвестна,
поскольку республиканские избиратели в пылу борьбы лишили ее некоторых важных букв. Кроме того, будущему суперинтенданту аккуратно
вырезали оба глаза>.

<Наш друг и сопутешественник инженер Трон беседует с безработным, который уже пять лет скитается между Атлантическим и Тихим
океанами в поисках работы. Он не ел несколько дней. Его часто принимают за бродягу, но он не бродяга. Он несколько раз с
раздражением говорил об этом. Ездит он обычно в пустых товарных вагонах. Иногда его подвозят попутные автомобили. Он говорит, что
таких, как он, -- великое множество. Среди них есть много людей с высшим образованием -- докторов, юристов. С одним из таких
докторов он подружился, и они стали скитаться вместе. Они решили написать книгу о людях, выпавших из общества, о тех, кого забыли.
Целый год друзья делали записи. Недавно в штате Небраска железнодорожная полиция нашла их в пустом товарном вагоне. Рукопись у них
отобрали, а их избили и выбросили из вагона. Нет! Он не доволен современным устройством общества. Надо что-то сделать. Например,
отобрать у богачей их богатства. Да, да, отобрать. И оставить им только по пять миллионов!
-- Может быть, оставить им по четыре миллиона? -- спросили мы.
-- Нет, надо им оставить по пять миллионов, -- ответил человек озабоченно, -- меньше пяти миллионов никак нельзя.
Человек, который пять лет скитается без работы, честный труженик, которого капитализм превратил в бездомную собаку, несчастный,
который не ел несколько дней, он заботится о судьбе шайки спекулянтов и грабителей с Уолл-стрита.
Чехов когда-то сказал, что ему приходилось по капле выдавливать из себя раба. Американцам долго еще придется выдавливать по капле
свой оптимизм, который объединенными усилиями стараются поддержать церковь, школа, кинематограф и газеты>.

P.S. На путевые очерки Ильфа и Петрова пришло много откликов читателей. В одном из них колхозник Подченко утверждал: <Не делить
миллионы, а отобрать до единой копейки, обогатить государственную казну, а потом богатеть всем>. Жаль, наверное, не дожил колхозник
до создания блока <Родина>.

Публикацию подготовила
Юлия ЛАРИНА