От Ольга Ответить на сообщение
К Вячеслав
Дата 23.04.2004 22:08:36 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Общинность; Модернизация; Идеология; Версия для печати

"Спрямленный" Вебер (*+)

Поскольку в этой ветке вновь всплыла фигура дедушки Вебера, ставшего Марксом для традиционалистов:))), то хочу обратить внимание на то, что его концепция генезиса капитализма (капиталистической модернизации), как это всегда бывает, трактуется адептами излишне схематично. А именно: все капиталистическое пытаются вывести из протестантизма.
Мне попадалась любопытная статья В.Федотовой "Когда нет протестантской этики", откуда даю несколько цитат.

Цит.===

В "Протестантской этике и духе капитализма" первоначально Вебером было высказано предположение о том, что не только фактор протестантизма, но и накопленные еще до начала Реформации ресурсы некоторых стран, а также попытка части населения изменить статус с помощью предпринимательства явились факторами формирования капитализма [11]. Но результатом исследования стал отказ от этих гипотез и нахождение ведущего эндогенного фактора развития западного капитализма именно в протестантизме. Позже Вебер все же признает в работе "Теории социальной и экономической организации", что становление западного капитализма не ограничивается влиянием протестантской этики, а включает и другие институциональные и политические факторы [12].
В какой-то мере это объясняет то, что Запад включает и католические страны, где эндогенный религиозный фактор не стимулировал перехода к капитализму. Здесь произошли под внешним влиянием протестантизма процессы отделения светской власти от духовенства, а также собственные процессы рационализации, разделения труда, формирование автономного индивида.

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - Указ. Соч.
12. См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 300.

...
Сам Вебер подчеркивал, что католицизм более спокоен по вопросу о спасении, остро стоявшем в протестантизме и приведшем его к идее трудовой аскезы. Католицизм не побуждал верующих к напряженным поискам ответа на него ни на уровне религиозных воззрений, ни в мирской жизни. Остается предположить, что католические западные общества имели свои эндогенные нерелигиозные факторы, малоизученные и схематически обозначенные.
...

На примере католических стран Запада мы видим, что нашлись другие, нежели религия, эндогенные факторы, которые способствовали формированию капитализма западного типа. Однако они не представлены в столь систематизированном виде, как влияние протестантизма у Вебера.
...

Необходимо обратить внимание на наличие в литературе излишне спрямленных трактовок влияния протестантской этики на дух капитализма и характер предпринимательской деятельности. В поисках более адекватной трактовки Ю.Н. Давыдов и Н.Н. Зарубина выделяют в качестве посредствующего фактора некую "картину мира", которая служит формированию идентичности и мировоззренческих основ капиталистического общества [19]. При прямом отождествлении протестантской этики и духа капитализма, которого Вебер, безусловно, не делал, теряется адекватность методологии, представляющей религиозный фактор в качестве ведущего по отношению к другим сферам общества.

19. Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности. - В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1991; Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. С. 34.

Конец цит.========

Как видите, смысл такой: разные культуры (религии) - "общий" строй и единая историческая судьба.
В сети эта работа была, но, к сожалению, ссылки у меня нет :(