От Karev1 Ответить на сообщение
К 7-40
Дата 30.01.2007 14:50:25 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Манипуляция; Версия для печати

Не будем уклонятся в сторону.


>>Действительно, программа "Шаттл" была крайне идеологизирована. Многоразовость требовалась ради многоразовости. В замен идеологи обещали колоссальное снижение затрат на вывод 1 кг полезной нагрузки на околоземную орбиту. В результате получилось то, что получилось.Стоимость запусков выросла по сравнению с одноразовыми системами, а надежность всей системы запусков в космос понизилась.
>
>Надёжность повысилась. А стоимость возросла по причинам, никак не связанным с многоразовостью. Стоимость выросла потому, что многоразовую систему пришлось использовать с частотой, которая значительно ниже уровня рентабельности. А пришлось её использовать с этой частотой потому, что прогнозировавшийся рост потребности в запусках и прогноризовавшийся рост массы спутников не состоялся. Благодаря прогрессу, спутники не стали такими тяжёлыми и дорогими, зато стали настолько надёжными, что просто не возникла потребность запускать их десятками, чинить на орбите или возвращать на землю.
Не надо выдавать желаемое за действительное. Американцы физически не могли обеспечить заявленную частоту пусков. У них в очередь стояли на запуск ПН. Все оказалось гораздо хуже, чем планировалась. Многоразовость, по факту, оказалась фикцией (кроме самого челнока). Стоимость переборки основных двигателей после каждого полета составляла то ли 40 толи 50% от стоимости его изготовления. Бустеры долгое время повторно не использовались ( не знаю, может до сих пор не используются?)
>И кого эти проблемы с экологией волновали тогда? Что, из-за проблем с экологией кто-то согласится жертвовать, скажем, одним экипажем из тридцати вместо одного экипажа из, допустим, тысячи?
Волновали, статьи писались, исследования проводились. Даже, ЕМНИП, слушания в конгрессе были.
>>Темне менее на Буране бустеры с ЖРД.
>
>Вот именно. Потому что СССР не умел тогда делать РДТТ соответствующих размеров. Поэтому для СССР это был вынужденный шаг. И, кстати, из примерно 80 (по памяти) пусков движка РД-170/171 он уже дважды терпел аварию, причём один раз - просто взорвался на старте. 80 пусков - это 20 полётов "Энергии". Представляете, что было бы, если бы "Буран" продолжал летать и терпел катастрофу вроде катастрофы "Челленджера" в одном из 20 полётов? Ну или хотя бы одну катастрофу и одну тяжёлую аварию с прерыванием полёта, аварийным отделением и посадкой в дружественной стране?
Если вы такой эрудит, то должны знать, что и РДТТ имеет массу недостатков, отсутствующих у ЖРД. И бустеры Энергии тоже планировались многоразовыми. Так что ЖРД - не помеха многоразовости, особенно при посадке на воду как у американцев.
>>Какая "телега", такой и аппарат. Был бы носитель - были бы и КА под него.
>
>Это заклинание такое? Откуда бы он был, Вы хоть сами можете себе объяснить? Кто бы оплатил создание и запуск одного-двух 50-тонных КА в год? Если даже с финансированием 1-тонных КА в количестве 3-4 штук возникли неразрешимые проблемы?
Это не заклинание, а, типа выражение, нашего преподавателя. Наличие огромного, для того времени, РН Восток позволило нашим разработчикам КА особенно не напрягаться и не напрягать космонавтов. А американцы зажатые в тиски слабеньких РН начала 60-х были вынуждены впихивать в малые объемы и веса и космонавтов и аппаратуру и заставлять своих космонавтов сразу быть пилотами, а не пассажирами. Что ставят себе в заслугу создатели Ш.? Удешевление разработки ПН. Мол пуски стали дороже, зато разработчикам КА не приходится напрягаться из-за нехватки весов и объемов. Это в равной мере можно было бы отнести и к С-5, а к плюсам против Ш. - отсутствие необходимости разработки - вот он С-5 - готовый!
>>А положить на газон готовые носители - это вообще ни в какие рамки не укладывается.
>
>2-ступенчатый "Протон" положили. Н1 положили. "Энергию" положили. "Титан" положили. Скоро положат "Шаттл". Во что это не уклаывается? Почему сохранение производства никому ненужной и исключительно дорогой вещи - укладывается, а её списание в музей - не укладывается?
Я имел в виду положили УЖЕ сделанные С-5. Н-1 и Э - недоведенные системы и политическое решение. Шаттл положат потому, что выработали ресурс и стали очень опасны. Про Титан не знаю, а что остались незапущенные нормальные ракеты?
>БОльшая часть средств в "Энергию" уже была вложена. По сути, она уже была готова к эксплуатации (в отличие от "Бурана"). Она уже могла была быть пущена в серию - и была, кстати. Как и С-5. Но они никому не были нужны.
Энергия - это форсмажор! Погибло государство его создававшее. Наследникам она была не нужна. Россия Ельцина отказалась быть сверхдержавой. Дайте пастуху верблюдов самую лучшую ракетную систему и он вырвет от туда цветные проводки на украшения, а из баков сделает цистерны для воды.
Ничего подобного в США начала 70-х не произошло.
>Вы попробуйте объяснить сами себе: какой коммерсант захотел бы заплатить за С-5? Что б он с ней стал делать? И не за одну, а за десяток сразу?
Практически все космические пуски в США дотируются государством. Мечты о переводе системы Ш. на коммерческие принципы - давно умерли.