|
От
|
Artur
|
|
К
|
Silver1
|
|
Дата
|
18.09.2007 02:17:41
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Идеология;
|
|
Слишком уж все упрощенно
Сначала о наиболее общей концепции.
Проблема элиты и народа, формирование стереотипов поведения и меры ответственности совсем не так проста. Есть теория этнических констант С.Лурье, согласно которой, мировозрение это трансфер этих самых этнических констат в культурное пространство. Потому далеко не любое мировоззрение и стереотип поведения может быть воспринято обществом, и потому не так уж вольна элита в своих трактовках и далеко не всегда она является активным лицом в процессе формирования стереотипов поведения.
Т.е общество не есть простой материал в руках элиты, из которого она лепит всё, что ей удобно. Во многом общество само себя формирует, и элита точно так же формируется своим обществом. Т.е в рамках этой теории невозможно построить простую иерархию отношений, она сложна, и полна взаимными влияниями.
У Лурье же есть интересные материалы о роли церкви в крестьянской общине. Разложении крестьянской общины произошло вместе с разложением влияния церкви на народ усилиями русского же государства из-за явного конфликта представлений крестьянской общины о мире и способе управления государством и представлением государства о себе. А так как государство хорошо осозновало ключевую роль церкви в вопросе здоровья общины оно и уничтожило планомерно симбиоз церкви и общины.
Т.е проблема влияния государства на церковь существует, и она объективна, так как роль церкви в жизни общества ключевая и она влияет даже на процессы чувствительные для самой власти. Влияет оставаясь в своей зоне духовности.
Подобную проблему в Китае решили при помощи конфуцианства, сцепленого с исполнительной властью, оставив народу даосизм и буддизм, которые не имели иерархической структуры и потому были не опастны для власти как единная структура. Но наличие неконтролируемой властью автономной духовной сферы принципиально для обратной связи с духовной реальностью общесва, для обратной связи с настроениями общества для конфуцианства, для постояной подпитки идеями из религий связаных с народом. Такой структурой компенсировалось иерархичность конфуцианства и его подчениения задачам и интересам исполнительной власти, что должно было приводить к неминуемому застою в конфуцианстве. Напомню, что конфуцианство было обязательным предметом для чиновников во время экзамена на должность.
Т.е в Китае такую проблему рещили разделением религий и разной структурой этих религий.
Однако и в Китае династии каждые 200-300 лет получали кризисы. Эту конструкцию и заложенный в ней смысл и надо обсуждать в контексте вашой статьи
с теорией этнических констант и об общинах можно познакомиться на сайте С.Лурье - svlourie.narod.ru