От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 13.09.2007 03:21:16 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

В России слишком большие зарплаты

Классическое противоречие капитализма.
Назревают новые классовые битвы, что и видно из комментариев :-)

http://expert.ru/printissues/expert/2007/33/dorogoy_personal/
<<<
Дорогой наш персонал [ 84 ]

Дарья Денисова, Сергей Сумленный
Российский рынок труда перегрет настолько, что это уже серьезно мешает развитию национального бизнеса и снижает конкурентоспособность российской экономики

«Я нескольких бездарей не могу уволить, так как боюсь, что не найду даже таких. Как только найду — уволю», — в сердцах бросает директор департамента одной из компаний в ответ на вопрос, как, мол, сейчас с персоналом. Кадры — самая больная сегодня тема для большинства российских компаний.

Растущая пропасть между ценой «самого главного ресурса компании» и тем, что по этой цене можно получить, тревожит российских предпринимателей как ничто другое. Еще несколько лет назад работодатели правили бал на российском рынке труда — тем тяжелее им сегодня принять перемены. Говоря о рынке труда, наши собеседники в выражениях не стесняются, называя происходящее самое малое кризисом. Их слова легко подтвердить цифрами. По официальным данным, в 2006 году промышленное производство выросло на 3,9%, производительность труда — на 6,3%, инфляция же была 9%. Реальные зарплаты при этом поднялись в среднем на 13,5% (в столице и того больше, а увеличение компенсаций высших менеджеров составило до 40%). Еще больше впечатляет динамика за более продолжительный срок: с 2000 по 2006 год среднемесячные зарплаты в долларовом выражении выросли почти в пять раз — прирост на 30% в год. Как с этим бороться? [IGA: а зачем с этим бороться? Слава Путину!]

Все мало

«В 2003 году стандартная зарплата главбуха, знающего английский или немецкий язык, составляла от двух до двух с половиной тысяч долларов в месяц, в зависимости от уровня и размера компании. Если вам сейчас нужен бухгалтер со знанием международной бухгалтерии и иностранного языка, будьте готовы платить до четырех тысяч долларов. Пять лет назад мы нашли менеджера направления в гипермаркет “Ашан” за тысячу долларов, сейчас такие люди получают от двух с половиной до трех тысяч», — делится опытом Михаэль Гермерсхаузен, заместитель управляющего директора рекрутингового агентства Antal International.

Российский рынок перегрет и по мировым меркам, особенно в сегменте топ-менеджеров. «В России аналогичная позиция с ответственностью за аналогичный тип бизнеса по сравнению с западной стоит зачастую значительно дороже. На Западе директор розничного департамента банка получает на выходе 70–80 тысяч долларов в год, а такой же руководитель в России зарабатывает 200–300 тысяч», — говорит старший партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Павел Безручко.

«Европейцы относятся к российскому рынку труда с совершенным восторгом. Я знаю огромное количество чехов, немцев и других европейцев, которым ничего не известно о России, но они страшно хотят туда поехать. Потому что уверены: Россия — это экономический подъем, это стремительная карьера, это огромные деньги», — говорит консультант пражского бюро международной рекрутинговой компании Aquent Светлана Фирсова. До того как приехать в Прагу и начать подбирать сотрудников для трудоустройства в России, она поработала в Нью-Йорке и Лондоне, поэтому легко может сравнивать настроения на рынках разных стран. Такое восторженное отношение к России часто приводит к тому, что кандидаты на работу здесь серьезно переоценивают свои возможности. Светлана Фирсова рассказывает о недавнем случае, когда менеджер среднего звена с трехлетним опытом заявил, что готов поехать в Москву при ежемесячном окладе от 20 тыс. евро. «Я видела, что это человек очень энергичный и с большими амбициями, но он просто не стоил таких денег», — резюмирует она.

Соискателям же все мало. Так, по данным консалтинговой группы «СтарКонс», показатель зарплатных запросов в 2006 году вырос в зависимости от отрасли на 50–100% по сравнение с 2005−м. При этом 88% менеджеров — участников опроса были недовольны своей зарплатой, больше половины из них собирались исправить эту ситуацию, сменив в скором времени место работы.

И ведь найдут: по данным ГК «Агентство “Контакт”», в среднем каждый кандидат сейчас может выбирать из шести предложений. Данные ВЦИОМа за апрель 2007 года оптимизма тоже не прибавляют: одной ногой в другой компании стоит половина работающих, при этом трое из четырех мотивируют свое чемоданное настроение низкой зарплатой. Даже кандидат, не ищущий новое место, получает три-пять предложений за полгода. Средний срок работы в компании сокращается, а цена специалиста растет, поскольку на новом месте он, разумеется, требует не меньше.

Виноват рост

Перегрев рынка труда вызван прежде всего благоприятной макроэкономической конъюнктурой. Экономический бум пока позволяет не особенно заботиться о постоянном повышении эффективности использования трудовых ресурсов. Но дело не только в этом.

В значительной мере рост зарплат обусловлен банальным дефицитом нужных специалистов. «С одной стороны, появляются новые задачи (выход на новые рынки, повышение рентабельности и так далее). Это требует от руководителей новых знаний и умений. С другой стороны, некоторые профессии раньше по-другому трактовались. Сейчас, например, логистика выросла в управление цепочкой поставок (supply chain). Другой яркий пример — управление персоналом. Раньше кадровая работа была прежде всего работой с документами. Сейчас от функции HR ожидают как найма и обучения, так и работы в области организационного развития, корпоративной культуры или управления карьерой. На мой взгляд, существует огромный дефицит менеджеров, которые способны ответить этим ожиданиям», — говорит Дмитрий Прохоренко из хедхантинговой компании Heidrick & Struggles. Так, журнал «Кадровое дело» задал руководителям вопрос: «Кто у вас занимается кадрами?». 22% ответили, что секретарь, 26% — бухгалтер, а 6% заявили, что никто ими вовсе не занимается.

«Несмотря на некоторое насыщение, российский рынок труда до сих пор остается рынком работника. Рынок персонала в России очень узкий, подходящих специалистов мало, а тех, что имеются, очень сложно удержать», — уверен генеральный менеджер голландской компании по подбору персонала G-Nius Вальтер ван Дейк, работающий в сфере поиска сотрудников для московских компаний уже больше пяти лет.

Ирина Пашинкина из «РосЭксперта» дополняет картину: компании активно пошли на IPO, вовсю идут процессы слияний и поглощений, поэтому требуются менеджеры совершенно другого уровня функциональной готовности. Так, желание получить признание на рынке капиталов диктует рост спроса на финансовых директоров (по данным агентства «Контакт», в 2006 году по этой позиции на 70 заявок работодателей приходилось 30 резюме соискателей) или на членов независимого совета директоров. Ритейл уже несколько лет растет на 20% ежегодно, отсюда дефицит специалистов по работе с сетями (на 84 вакансии приходится лишь 16 резюме), а также директоров магазинов (работодатели — 63% заявок, соискатели — 37%). Спрос на топ-менеджеров, по данным Ward Howell, удовлетворяется разве что наполовину.

Неудивительно, что за последний год объем рекрутинговых услуг, по свидетельству агентства «Контакт», увеличился на 43%.

Некому работать

Впрочем, дефицит и дороговизна персонала — это полбеды. Беда в том, что, найдя специалиста, зачастую задорого, компания далеко не всегда гарантирует себе адекватную отдачу. Гонка оплаты труда и компенсаций менеджеров сейчас достигла апогея. Эффективность сотрудников не соответствует их стоимости, считают в компании Dynargie, специализирующейся на развитии персонала.

«Мы ощущаем дикое подорожание специалистов по всей вертикали. При этом квалификация остается низкой, специальное образование отсутствует. Грамотных менеджеров среднего звена найти практически невозможно», — свидетельствует генеральный директор Московского ювелирного завода (МЮЗ) Денис Адамский.

Уровень образования специалистов падает (это замечают и журналисты, все чаще читая в пресс-релизах что-то вроде «нет ни чего лучше» и «мероприятие проводиться там-то»). По оценкам того же «СтарКонса», знания и навыки разве что 30–40% сотрудников соответствуют занимаемой ими должности. «Хотят много, а квалификации никакой», — лаконично отрекомендовал «Эксперту» большую часть соискателей один крупный менеджер.

«Вчерашние студентки без опыта работы, претендуя на позицию секретаря, задирают планку до тысячи двухсот долларов в месяц, хотя красная цена таким специалистам — восемьсот. Но они видят, какие условия предлагаются в объявлениях, и стараются не снижать уровень притязаний», — продолжает тему HR-директор «Росинтер Ресторантс» Борис Резапов.

Работодатели недоумевают: по их мнению, происходящее на рынке труда «не поддается логическому осмыслению». Соискатели жалуются, что долго ищут работу, а компании тем временем не могут найти подходящих сотрудников. Вроде и вузов много, и MBA доступен, но у управленцев амбиций слишком много, а знаний — мало. Недавно выпускница престижного вуза, защищая диплом об управлении персоналом в период кризиса, не смогла внятно ответить на вопрос комиссии, что же такое, собственно, кризис. «В исчезающе малом количестве вузов квалификация людей после выхода позволяет им работать», — диагностирует ситуацию Павел Безручко.

Вузы массово выпускают слабых юристов и экономистов — больше, чем требуется рынку. «Нам нужен всего один юрист и два экономиста. А специалиста по мерчендайзингу нашей продукции или даже приличного фотографа ювелирных изделий найти невозможно. Этих людей никто не готовит», — сетует Денис Адамский.

Рынок квалифицированных рабочих находится в ужасающем состоянии. Система среднего профессионального образования практически разрушена. «В металлургии производительность труда последние двенадцать лет не менялась. Производство же стоит на человеке. Мы уже, можно сказать, хедхантим слесарей с зарплатой в пятнадцать тысяч рублей», — жаловался на одном из круглых столов директор по социальной политике Евразхолдинга Сергей Санне.

Объявления о вакансиях расклеиваются прямо на воротах конкурентов. Порой проще пойти на огромные затраты и купить автоматизированную линию, чем нанять 500 квалифицированных швей, — именно так недавно поступили в холдинге «Нордтекс». «В итальянской индустрии моды производительность труда в два раза выше, чем в России. Это значит, что на мировом рынке российские производители одежды просто неконкурентоспособны», — говорит генеральный директор компании Finn Flare Ксения Рясова.

Усугубляет ситуацию демография. Потенциальных сотрудников — квалифицированных или нет — становится все меньше физически. До 2006 года процесс убыли не затрагивал трудоспособное население России, в нынешнем же году армия работников недосчитается около 300 тыс. человек. В 2009−м уйдет примерно миллион, а к 2015 году трудоспособных россиян станет на 9 млн меньше.

Можно, конечно, попытаться решить проблему, используя менее квалифицированных работников. Но это не спасет, поскольку они тоже дорожают. К тому же менее качественный исполнительный директор, само собой, только ускорит наступление кризиса в конкретной фирме.

Лень плюс алчность

Впрочем, валить все беды с персоналом на рынок было бы лукавством. Бизнес сам способствовал раскручиванию гонки зарплат. На поверку многие и сегодня толком не знают, сколько надо платить персоналу и почему именно столько.

Для ряда новых профессий просчитать реальную стоимость работника сложно, поэтому проще ориентироваться на его рыночную цену. Сумма компенсации топ-менеджера и вовсе порой определяется «на глазок», очень уж расплывчат и обширен бывает круг его обязанностей, признал в приватной беседе директор одного из российских холдингов.

Не желая переплачивать сотрудникам, зачастую компании прибегают ко всяческим хитростям, которые не только не выправляют ситуацию на рынке труда, но и усугубляют ее.

«Одна из крупных российских компаний, котирующаяся на NYSE, приглашает менеджеров на компенсацию, превышающую среднерыночную в полтора раза. Но 60 процентов этой компенсации выплачивается лишь в случае достижения всех результатов из обширного списка, часть которых противоречит друг другу — например, увеличить количество абонентов и одновременно нарастить средний доход на абонента», — рассказывает глава Dynargie Жером Л'Ост.

Мало кто из соискателей сразу вникал в детали. В результате топ-менеджеры покидали компанию через несколько месяцев, а один и вовсе ушел через три недели. «Как бы здорово ты ни работал, тебе все равно будут стремиться заплатить минимум, используя всяческие депремирования и непонятно откуда взявшиеся понижающие коэффициенты», — сетовал на одном из форумов опытный сейлз-менеджер.

Если же бюджет пока позволяет, компании устраивают аттракцион неслыханной щедрости. То есть банально перекупают персонал, играя при этом совсем не на тех сторонах человеческой натуры, которые способствуют развитию бизнеса, а именно: на тщеславии и алчности.

«На многих жалобщиков по поводу дорогого персонала очень хочется глобально наехать: да вы сами хороши! Те, у кого есть программы развития кадров, — доноры для тех, у кого их нет. Это отвратительно. Это очень вредит и самим кандидатам, они неадекватно оценивают свои возможности, легко получив в двадцать три года три тысячи долларов», — выразил мнение большинства кадровый консультант, отвечающий за финансовый сектор.

Перебрендинг

Типичная история: поиск пиар-менеджера на замену уходившей сотруднице занял в крупном кадровом агентстве полгода. Повторялась одна и та же история. «Читая резюме, я готова была кандидата расцеловать. Человек умеет делать все, наладил контакты с множеством изданий, проводил пиар-акции. Денег при этом просил немалых», — рассказывает менеджер по персоналу. После десяти минут разговора выяснялось, что самый крупный журнал в списке контактов кандидата — «Квартира, дача, офис». Мощнейшая пиар-акция — поздравления с Новым годом, а пресс-релизов он в жизни не писал.

Пока компании облегчали себе жизнь, пуская на самотек подбор и мотивацию персонала, соискатели довольно быстро сориентировались в происходящем, освоив вместо профессиональных навыков азы брендинга и искусство самопрезентации. Многие из них вышли из советского времени, когда труд, по всеобщему признанию, был сильно недооценен. Прошли через нелегкий период становления рынка, когда люди стремились иметь хоть какую-то работу. Сейчас профессионалы осознали свою капитализацию и диктуют условия тем, кто намерен купить их труд. Делают они это все более нагло.

«Мы сейчас живем как бы в двух мирах. Первый — мир небрендированных людей. Они имеют шанс увеличить свое благосостояние только за счет того, что будут делать более сложную, ценную, интересную работу. Сумел это сделать — пошел на следующую ступеньку, тебе там заплатят больше. Параллельно возник мир, в котором тебе платят не потому, что твой труд стал дороже, а наоборот: твой труд становится дороже, потому что ты сам стал дороже. Какой труд — совершенно никого не интересует. Оценивается человек», — констатирует председатель совета директоров «ЭКОПСИ Консалтинга» Владимир Столин.

Правда, таким образом «селф-бренд-менеджер» сам роет себе яму. Но до момента, когда яма будет готова, пройдет довольно много времени.

«Типичный пример: “карьера” одной дамы — менеджера по продажам крупной компании аудио-, бытовой и электротехники, — рассказывает старший партнер КГ ИМИКОР Павел Беленко. — Три года назад она была простым менеджером с зарплатой в две тысячи долларов. Когда нас попросили оценить отдел продаж, мы рекомендовали брать руководителя со стороны. “Свои” не подходили по уровню знаний и умений. Но собственник побоялся вводить чужака и решил поставить ее во главе отдела как самую работящую и управляемую. Оклад повысил до четырех тысяч долларов. Ей бы отказаться и посидеть годик под опытным руководителем и наставником, но амбиции и ветер удачи сбили с толку. Сегодня она уже директор по продажам, получает оклад восемь тысяч плюс проценты. Наконец собственник решается убрать ее, как некомпетентную и не соответствующую масштабу компании. Она звонит нам, чтобы мы помогли ей устроиться на новую работу — не менее чем за десять тысяч долларов! А по своему функционалу, по реальным умениям она больше трех не стоит».

Часть специалистов, добившихся успеха, начинает себя оценивать излишне оптимистично и даже несколько неадекватно и потому выпадает из пула потенциальных кандидатов. «Когда русский человек первый раз получил миллион, ему кажется, что он и стоит миллион. Когда он первый раз увидел два, ему уже кажется, что он стоит десять. Диалог с ним становится несколько сложным», — поясняет Георгий Абдушелишвили из Ward Howell.

Некоторые эксперты считают такой «перебрендинг менеджеров» мировой тенденцией. «На мой взгляд, это одна из причин крушения больших компаний, — говорит Ольга Сабинина из агентства “Контакт”. — У руля становятся люди очень публичные, известные и высокооплачиваемые, но не очень профессиональные. Они не видят начала серьезных изменений». По данным Moody's, 22 из 43 компаний, переживших дефолты за последние десять лет, действительно предлагали своим СЕО «неоправданно высокие» — сильно отклоняющиеся от показателей компании — компенсации.

Если прибавить ко всему вышесказанному обвинения в адрес некоторых рекрутеров, завышающих-де зарплату кандидата ради увеличения своего гонорара или просто перекупающих подходящего кандидата, то ситуация явится совсем унылой, чтобы не сказать безнадежной.

Дочитайте иероглиф до конца

«Жалобы на нехватку персонала — очень хороший признак. Это значит, что в нашей стране наконец-то начинается нормальная конкуренция. Без нее можно было обходиться, грубо говоря, кем попало. Но бизнес, очевидно, нормализуется», — оппонирует всеобщему пессимизму декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович.

Китайцы пишут слово «кризис» двумя иероглифами, давая понять, что кроме «опасности» в любой кризисной ситуации есть и «возможность». Да еще какая. Если вложения в недвижимость, по подсчетам агентства «Контакт», дают примерно 12–14% прироста прибыли, а в оборудование — 30–40%, то в таланты — все 300%. И коль скоро рынок перестал поставлять достаточное количество качественного ресурса по сходной цене, надо научиться добывать таковой самостоятельно.

Сделать это можно двумя способами — хирургическим, то есть завезти нужных сотрудников, и гомеопатическим, то есть заняться развитием тех, кто есть. Лучше всего научиться эти способы комбинировать.

Поговорим сначала о гомеопатии — системной работе с персоналом, — тем более что ее вполне может хватить. Для начала нужно сформулировать цели.

«Первое, что нужно эйчару, поставленному перед необходимостью расширения бизнеса, — определенность бизнес-задачи. Ее надо получить от владельцев. Трясти их как грушу, пока не получишь объективного описания целей: “чтобы было то-то, чтобы стало так-то”», — напутствовал эйчаров в своем выступлении консультант Алексей Асеев, бывший директор по персоналу компании «Арбат Престиж».

«Зачастую профессиональные управленческие компетенции не описаны, не структурированы, а понимание менеджеров компании — какие сотрудники нужны, в каком направлении искать и развивать человека — размытое и нечеткое, — говорит Павел Безручко. — Первое, что приходится рекомендовать, — сформулировать требования к конкретным позициям. Это серьезная работа, в которую, тем не менее, стоит вкладываться. Понимание того, чего мы хотим, — это вопрос не только поиска, но и дальнейшего развития человека». Четкая цель существенно облегчает определение «профиля» людей, призванных ее достичь. В Antal International на обсуждение позиции иной раз тратят часа полтора, но утверждают, что это окупается. Найденные таким образом кандидаты работают в компании четвертый год и уходить не собираются, при том что спрос на них только растет. Ясно прописанные должностные обязанности и цели — фактор, который и мотивирует работника, и повышает его лояльность.

Нужна цель

Обозначив сотруднику цель, предоставьте ему возможность ее достичь. В компании «Евросеть» (получившей, кстати, в прошлом году премию «HR-бренд года», учрежденную Headhunter.ru) любой сотрудник может позвонить любому топ-менеджеру, если есть проблема, мешающая ему работать, а непосредственный начальник по какой-то причине не может эту проблему решить. «Мы же обязаны по Трудовому кодексу предоставить сотруднику все условия для работы. Поэтому перед всеми руководителями поставлена одна задача — как можно быстрее и в полном объеме обеспечить подчиненному все, что необходимо для достижения результата», — невозмутимо комментирует вице-президент компании по оргразвитию и работе с людьми Александр Сивогривов.

Все эти утомительные на первый взгляд пляски вокруг сотрудника имеют самое прямое отношение к болезненной теме соотношения оплаты и эффективности труда. Чтобы сформировать у персонала правильное отношение к оплате труда, нужно самим четко представлять, что это такое. Система оплаты — не что иное, как создание смысла для сотрудника любого уровня. Поймите, что именно вы поощряете. Сообщите об этом персоналу. И платите именно за это — и только за это. Компании, которые так и сделали, обещают прирост эффективности.

В той же «Евросети» потратили некоторое количество сил, времени и денег сначала на определение желаемого результата работы каждого сотрудника, потом на разработку зарплатной схемы и установку соответствующего программного обеспечения, зато теперь каждый сотрудник торговой точки в конце рабочего дня видит: а) сколько он заработал сегодня; б) как близок он к получению разного рода премий. При этом система оплаты изменяется под конкретные задачи бизнеса. Так, деньги, заработанные на продаже определенных, приоритетных в данный момент марок, начислялись понедельно. Сейчас на сдельную систему оплаты переводят и сотрудников офиса. При этом постоянная часть оклада, хоть и небольшая, периодически повышается — и как дань росту уровня жизни, и в каком-то смысле как оплата лояльности.

Нет ничего хуже, чем невыстроенная, непонятная работнику система оплаты. Как вы будете себя чувствовать, если ваша зарплата уже довольно долго не меняется, а вновь пришедшему на аналогичную должность дают вдвое больше — потому что «сейчас столько платят» и «на меньшие деньги никого не найдешь»? Если сотрудник и не уходит — на большие УДАРЕНИЕ НА О БОЛЬШИЕ деньги, разумеется, — то часто происходит его «скрытое увольнение» как естественный результат разочарования в работодателе. Про пресловутую лояльность недооцененных старожилов можно забыть.

Поинтересовавшись, «в какой степени от ваших профессионально-квалификационных навыков зависит: а) ваш доход и б) ваша карьера», ВЦИОМ выяснил, что у 23% ни доход, ни карьера от профессионализма не зависят вообще, еще по 33% ответили, что зависит «отчасти» или «слабо». Зависимость, возможно, и есть, вот только до сотрудников ее довести не удосужились.

Без денег никак

Зная, насколько плохо в российском бизнесе выстроены системы управления кадрами, многие эксперты с известным скепсисом воспринимают жалобы на «завышенные зарплатные ожидания желторотых выпускников». «Конечно, если компании не будут платить им требуемые деньги, через некоторое время молодые снизят свои требования, это закон рынка. Но боюсь, что в таких жалобах чаще слышен отголосок известной шутки о желании купить “канарейку за копейку, чтобы пела и не ела”», — говорит Сергей Филонович из Высшей школы менеджмента.

Деньги по-прежнему остаются главным способом мотивации персонала. «Никакие грамоты и бесплатный проезд не заменят реальных, живых денег, — соглашается г-жа Рясова. — Премии, повышения — это самый наглядный знак того, что твою работу заметили, твои достижения оценили». Зарплата — это, по сути, основной способ прямого общения компании с работником. Конечно, при условии, что компания вообще следит за тем, как он работает.

Важно, чтобы работодатели помнили: для 69% занятых работа — это прежде всего источник средств к существованию. Наиболее важным требованием к работе 86% опрошенных называют хороший заработок, 77% — возможность обеспечить достаток, про интерес вспомнил 61%. Проработанную систему оплаты труда и мотивации нельзя заменить старым лозунгом «зарплата не главное» К чему в конечном итоге способно привести сочетание низких зарплат со слабым менеджментом, показали недавние события в российском автопроме, где ситуацией воспользовались профсоюзы.

Рецепт от чрезмерной избалованности высшего персонала тот же. «На Западе высокие доходы топ-менеджеров, как правило, завязаны на разного рода опционы, то есть на рыночную капитализацию. У нас эта практика пока редка. Оплата труда менеджеров происходит через зарплату, то есть отвязана от результатов. В этом проблема. Если вы хотите “поставить на место” менеджеров — придумайте для них систему оплаты по результату», — говорит Сергей Филонович.

Топ-менеджеры — люди амбициозные, практически все хотят иметь свое дело, но не у всех есть решимость воплотить это в жизнь. Опционы позволяют топ-менеджерам почувствовать себя предпринимателями. «Личное участие в росте стоимости акций приводит людей к размышлениям чуть иным, чем раньше. Я уже прихожу не на год-два, а все-таки на три-пять с желанием довести это упражнение до конца», — считает г-н Абдушелишвили.

Правда, похвастать стройными опционными программами пока что могут немногие российские компании. Как правило, в качестве примеров называют «Лебедянский», «Тройку Диалог» или «Вымпелком».

Учить и еще раз учить

Повышение квалификации персонала — тоже дело рук самих компаний. Сотрудники только того и ждут: семь из десяти опрошенных ВЦИОМом возлагают ответственность за свой профессиональный рост на работодателя.

Многие компании уже вовсю открывают корпоративные учебные центры. Так, на Московском ювелирном заводе осознали, что товароведению ювелирных украшений, технологии продаж и мерчендайзингу нужно учить самим — и уже написали учебники, подготовили внутренних тренеров и ввели систему оценки применения полученных знаний. На очереди сотрудники офиса.

Главный риск для сознательных компаний — стать кузницей кадров для не очень щепетильных коллег. По прогнозам Дениса Адамского, генерального директора МЮЗа, у них «конкуренты уже весной следующего года начнут переманивать людей». Утешением может служить тот факт, что компания, обучающая сотрудников, выполняет сразу две благородные и небесполезные для себя функции: улучшает рынок соискателей и существенно укрепляет собственный бренд как работодателя.

В похожей ситуации оказалась «Евросеть». «Я знаю, что есть компании, негласно специализирующиеся на трудоустройстве уходящих от нас сотрудников, — и они, и их клиенты знают, что “Евросеть” хорошо обучает людей», — говорит г-н Сивогривов. Правда, сейчас уже наметился обратный приток — в компанию возвращаются ранее ушедшие сотрудники.

Для наиболее продвинутых работодателей брендинг через обучение становится нормой жизни. На расположенном в Великом Новгороде заводе минеральных удобрений «Акрон» с угрозой остаться без кадров справились трижды. В самом начале 90−х прекратился поток инженеров по распределению — тогда «Акрон» разрекламировал себя в местных вузах как привлекательное предприятие, где молодые специалисты зачисляются в кадровый резерв, делают карьеру и получают достойные деньги.

Затем завод ощутил нехватку рабочих, прежде всего аппаратчиков-операторов химических производств — эта основная для него специальность была упразднена при слиянии местных профтехучилищ в профессиональный лицей, а возможностей собственного учебного центра уже не хватало. Тогда «Акрон» обратился в лицей и в Новгородский комитет образования с просьбой восстановить обучение по востребованным специальностям, оказал студентам финансовую поддержку, а лицею — педагогическую. В двух подшефных школах ввели углубленное изучение естественных наук, организовали факультативы по химии, а учителя получали от «Акрона» прибавку к зарплате. Кадровую брешь успешно залатали.

В 2003 году проблема возникла вновь. Заводу стало трудно тягаться с зарплатными предложениями Санкт-Петербурга, да и в самом городе появились филиалы питерских и московских компаний, предлагавших больше. Например, если обычный новгородский электрогазосварщик получал 10 тыс. рублей, а «Акрон» платил 14–18, то в местном филиале московских компаний предлагали до 20 тыс., а в питерских — все 30. Работу с потенциальными сотрудниками усилили: местных школьников стали возить в Санкт-Петербургский технологический университет на дни открытых дверей, приглашать оттуда выездную приемную комиссию. Студентам завод выплачивает стипендию и берет на производственную практику, взамен требуя проработать на предприятии не менее пяти лет. Рабочих же готовит местный лицей, где сотрудники завода ведут спецпредметы. «Акрон» финансирует обучение, обеспечивает практику и трудоустраивает с той же пятилетней «отработкой». В результате 65% заводского персонала имеют профобразование, средний разряд рабочих ведущих профессий — пятый при шестиразрядной тарифной сетке.

Те компании, которые подобной работой не занимаются, сильно проигрывают: теряют потенциальных сотрудников либо вынуждены за них переплачивать. «Бывает, что аудитория, в которой заинтересован работодатель, например выпускники профильных учебных заведений, имеет крайне искаженные представления о работе, которая ей предлагается. Зачастую даже негативные установки, как в случае со многими рабочими профессиями. Многие выпускники скорее готовы идти работать продавцами DVD на улице, чем на завод со стабильной и конкурентной зарплатой. Не все работодатели понимают, почему это происходит, не все готовы вкладывать время и ресурсы в изучение и коррекцию своего имиджа», — рассказывает руководитель направления корпоративных исследований ВЦИОМа Юлия Верлина.

Больше иностранцев

Ввоз квалифицированных работников из-за рубежа — второй, хирургический способ, которым российский бизнес пытается решить проблему кадрового дефицита.

По данным Росстата, ежегодно в Россию на постоянное место жительства приезжают более восьми тысяч иностранцев из государств дальнего зарубежья, около половины — выходцы из стран Запада. Подавляющее большинство — мужчины средних лет, все они настроены на быстрый карьерный рост. Такого массового притока иностранных специалистов наша страна не помнит с 30−х годов ХХ века, когда сталинский СССР в массовом порядке вербовал для работы на стройках социализма иностранных инженеров, оставшихся не у дел в ходе мирового финансового кризиса. Тогда подъем советской промышленности во многом был связан с заимствованием западных технологий — сегодня иностранные менеджеры, финансисты и инженеры приносят в страну новые технические и управленческие технологии, глубже интегрируя Россию в современную мировую экономику.

По словам представителей западных рекрутинговых агентств, наибольшим спросом пользуются менеджеры с большим опытом работы в крупных западных компаниях. «В месяц мы обрабатываем около полусотни заявок от различных компаний на поиск сотрудников. Основные специальности, пользующиеся спросом, — это менеджеры по продажам, финансовые менеджеры, менеджеры по логистике», — говорит Вальтер ван Дейк из G-Nius. Большим спросом также пользуются технические специалисты в таких областях, как автомобильная промышленность, машиностроение, производство сантехники и стройматериалов, специалисты из сферы услуг.

«Профессия “менеджер по поставкам” в России только появляется. Раньше человек просто делал заказ: звонил, заказывал, и все. Сейчас закупщики ведут переговоры с поставщиками, проводят тендеры и так далее. Такой специалист в Польше может стоить полторы-две тысячи долларов “грязными”, в Германии — две-три тысячи. В России компании придется заплатить уже три-четыре тысячи», — говорит Михаэль Гермерсхаузен из Antal International. Если еще учесть, что в Польше и Германии подоходный налог — 30–40%, а в России — всего 13%, то обоюдная выгода очевидна.

«Лет пять-шесть назад было очень распространено мнение, что российский рынок труда уже насыщен экспатами, что он вошел в переходную фазу, и теперь компании будут нанимать только местный персонал. Сегодня мы видим, что такие прогнозы не подтвердились — работодатели продолжают приглашать в Россию массу иностранцев», — размышляет немец Томас Фасбендер, живущий и работающий в Москве владелец и основатель компании по обслуживанию автопарков Carpool.

Не так дорого

«В России распространено предубеждение, что приезжающие в страну иностранцы зарабатывают слишком много. Это не так. Русские менеджеры высшего звена часто получают больше, чем иностранцы на аналогичных позициях. В итоге, скажем, международной компании дешевле привезти в Россию немецкого, австрийского или британского менеджера, чем нанимать русского», — рассказывает австриец Кристиан Дёрнер, генеральный директор компании «Балтийские турбосистемы» (БТС — совместное предприятие немецкого Siemens и российского Невского завода).

Иностранные компании сталкиваются с тем, что российский персонал зачастую гораздо дороже западного. «Самое большое заблуждение, от которого страдают иностранные компании, приходящие в Россию, — это то, что они представляют ее себе страной дешевой рабочей силы. Но это совершенно не так. Очень часто русские в России получают больше, чем немцы на аналогичных позициях в Германии. А на отдельные специальности спрос вообще крайне высок. Например, русские бухгалтеры с немецким языком — такие специалисты идут просто нарасхват. Дело в том, что никакой немецкий бухгалтер, если его привезти в Россию, не сможет быстро усвоить все тонкости российского налогового законодательства. Скажем, необходимость подавать финансовую отчетность до четырех раз в год для немецкого бухгалтера окажется сущим кошмаром. Поэтому единственное решение для иностранной компании — нанять русского бухгалтера, владеющего английским или немецким языком. А такие сотрудники — штучный товар и стоят огромных денег», — объясняет основатель и глава консалтинговой компании Russia Consulting Ульф Шнайдер.

Зачастую привезти иностранного специалиста не просто дешевле, но стратегически выгоднее с точки зрения развития персонала. «Мы приглашаем иностранцев на самые разные позиции — от менеджеров до слесарей и сварщиков. Производство газовых турбин очень специфическое. Для некоторых задач нам нужны сварщики, обладающие специальными сертификатами, а таких сварщиков во всей Европе, может, всего несколько десятков. Поэтому часто работа приглашенных иностранцев заключается еще и в передаче опыта. Например, мы приглашаем сварщика на два-три месяца, за которые он в процессе работы передает опыт русскому коллеге. Потом уже русский сварщик едет на пару месяцев в Европу — и мы получаем квалифицированного местного работника. Передача знаний и навыков, трансфер ноу-хау — это одна из основных функций, которые выполняют иностранцы, работающие в России», — продолжает Кристиан Дёрнер из БТС.

Русский или иностранец?

Впрочем, приглашение иностранного специалиста не панацея. Здесь работодателя подстерегает немало опасностей. «Чтобы экспат был эффективным, он должен не только знать русский язык и понимать российскую действительность, но и быть гораздо более профессиональным и компетентным, чем сегодняшние российские менеджеры», — подчеркивает Ирина Пашинкина. Иначе иностранец не окупается. Риск же купить задорого посредственного сотрудника есть всегда. «Соотнести опыт иностранного работника с требованиями нашего рынка трудно. За экспата очень легко переплатить, а купить хорошего экспата сложно», — говорит Павел Безручко.

Начав поиски иностранца, всегда надо помнить, что, может быть, компания просто недостаточно хорошо искала российского специалиста. Вот недавний пример из практики агентства «Контакт». Краснодарский комбайновый завод, принадлежащий немецкой фирме, изначально искал на позицию финдиректора немецкого специалиста. Но, как рассказывает Ольга Сабинина, проискав в течение двух месяцев немца, который отвечал бы профессиональным требованиям и хотел бы поехать в Краснодар, они с радостью взяли русского, который, кстати, победил в отборочном конкурсе среди многих кандидатов.

К тому же переезд в другую страну — всегда серьезный стресс, и далеко не все иностранные менеджеры его выдерживают. По мнению Отмара Хилла, основателя и владельца австрийской компании Hill International, занимающейся подбором персонала для 19 европейских и азиатских стран и уже 17 лет работающей с российскими заказчиками, процедура найма специалиста-иностранца обязательно должна включать многоуровневое психологическое тестирование. Такое тестирование позволяет выявить устойчивость кандидата к стрессам, возникающим во время одинокого пребывания в чуждой языковой и культурной среде.

«Многие компании гонятся за скоростью. Проводят пару интервью, быстро отбирают кандидата и сразу же отправляют его за рубеж, — возмущается г-н Хилл. — А это совершенно неправильно, ведь человек может быть отличным специалистом, но не способен переживать стресс, неизбежно возникающий при такой работе. Я до сих пор помню, как один наш клиент, крупная немецкая компания, отправила своего менеджера в Венгрию, не проведя надлежащего психологического тестирования. Через некоторое время тот не справился со стрессом и просто повесился в своем номере гостиницы, хотя до этого зарекомендовал себя превосходным грамотным специалистом. Это, конечно, экстремальный случай, но все равно отправлять людей за границу без долгих проверок на устойчивость — это безумие».

Что делать

Как бы то ни было, без иностранцев все равно не обойтись. Главное, понять, откуда и каких специалистов нам нужно завозить и что необходимо сделать, чтобы привлечь их в нашу страну.

Европейский рынок труда дает российским компаниям массу возможностей. Средний уровень безработицы в Евросоюзе составляет 7,7%, при этом максимальных показателей он достигает в странах Восточной Европы (например, в Польше — 14,8%), а также в Германии, Чехии и Франции (соответственно 8,9, 8,8 и 8,7%). Разумеется, показатели безработицы сильно разнятся по отраслям и квалифицированные специалисты востребованы на этих рынках куда больше, чем неквалифицированная рабочая сила, но все равно работа в России остается для многих европейских специалистов идеальным запасным выходом.

При этом многие европейские хедхантеры полагают, что в ближайшие годы особое внимание русскому бизнесу стоит обратить на выходцев из Восточной Европы, особенно тех, кто успел поработать в Западной Европе или в США либо в крупных транснациональных компаниях. «Для российских компаний оптимальным кандидатом на пост менеджера, отвечающего за работу с европейскими партнерами, часто оказываются поляки или чехи. Такие специалисты обычно обходятся дешевле, чем те же немцы. Они обладают прекрасным пониманием как западноевропейского менталитета, так и реалий российской жизни. Наконец, в большинстве своем они прекрасно владеют русским языком», — рекомендует Отмар Хилл.

Польскому или чешскому менеджеру достаточно сложно сделать быструю и успешную карьеру в устоявшихся экономиках Великобритании, Германии или Франции. Растущий рынок России дает им куда больше возможностей реализовать себя на серьезных управленческих позициях. Член совета директоров Чешской страховой компании Рудолф Иржи — один из чехов, работающих в Москве на высокой менеджерской позиции, эту мысль подтверждает: «Мне кажется, что с каждым годом в Россию приезжает все больше и больше чехов. Не только в Москву, но и в другие регионы России. Показательно, что чехи разного возраста снова начали уделять внимание изучению русского языка — кто-то учит с нуля, кто-то восстанавливает свои знания. Знать язык той страны, в которую приехал работать, — это большое преимущество».

Впрочем, и за восточноевропейских специалистов российским компаниям придется побороться. Во-первых, пока сотрудники из стран — новичков в ЕС предпочитают ехать работать на Запад. В среднем уровень зарплат в большинстве отраслей в западноевропейских странах все же выше, чем в России. Во-вторых, приезд иностранцев сдерживает российский миграционно-визовый режим. Получение рабочих виз в Россию довольно часто превращается в сущее мучение для специалиста и компании.

«Постоянно усложняющаяся процедура получения виз — это главная проблема для иностранцев в России. Каждый год я вынужден получать новую визу, хотя работаю в стране уже добрых восемнадцать лет. И каждый раз для получения визы я вынужден возвращаться на две недели в Германию, и никого не волнует, где я там буду жить и что буду делать. После получения визы и возвращения в Россию я должен снова зарегистрироваться по месту жительства, а также в миграционной службе. Предъявив к тому же еще справку об отсутствии ВИЧ. При этом регистрация по месту жительства делается на шесть месяцев, хотя виза выдается на год», — возмущается Михаэль Шульц из компании Werner & Pfleiderer.

«Конечно, миграционное законодательство в последнее время несколько упростилось, но сотрудники отделов кадров должны быть предельно внимательны при оформлении иностранцев на работу, чтобы не подставиться под огромные, до 800 тысяч рублей, штрафы», — говорит Борис Резапов из «Росинтер Ресторантс».

Поэтому на массовый приток восточноевропейцев в Россию рассчитывать не приходится. «Миграционные потоки складываются годами, их не так быстро можно изменить. Если десятки тысяч румын или украинцев сегодня работают в Италии или Испании, хотя многие и нелегально, это означает функционирование сложившихся социальных сетей. Например, таких, которые поставляют новых мигрантов взамен вернувшихся на родину», — предупреждает политолог из Лондонской школы экономики Айко Тильман. Чтобы переориентировать подобные потоки, потребуются годы и серьезные причины, которые заставят экономических мигрантов поменять направление миграции.

В подготовке статьи принимал участие Александр Кокшаров
<<<


Из комментариев
http://expert.ru/printissues/expert/2007/33/dorogoy_personal/comments

Вадим Юрьевич Феофанов
Статья показывает, что после 16-ти лет деклараций рынок только сейчас и начинает возникать.

Работодатели, до сих пор эксплуатировавшие советское "бесплатное" наследие начинают сталкиваться с реалиями рыночной экономики.

Сотрудник на получаемую зарплату безусловно должен мочь оплачивать жилье. Причем не квартирную плату, а собственно аренду или амортизировать себестоимость собственного жилья. Данная величина составляет 0,8-1% от текущей рыночной стоимости жилья. Таким образом, если человек живет в однокомнатной квартире за 160 тыс. долларов, то это 1280-1600 долларов в месяц. Далее, человек должен питаться и одеваться - по московским расценкам это в диапазоне от 800 до 1500$/месяц. Образование и медицину пока опустим. По любому, даже неквалифицированый работник должен получать в Москве от 3000$/месяц. Соответственно, квалифицированный работник должен получать в 3-4 раза больше. И это при условии замораживания цен на недвижимость. Но поскольку цены на недвижимость продолжат медленно расти, то будет происходить дальнейшее увеличение цен.

Та же самая тенденция касается и Московской области. И далее распространяется по России, поскольку лучшие люди из регионов будут вымываться в Москву, то регионы в конкурентной борьбе за персонал также будут вынуждены подтягиваться за Москвой.

Итак, поздравляю всех с началом функционирования реальной рыночной экономики :-)


Игорь Макаров
Касательно брендов и завышенной стоимости, яркие представители -- сисопы и вообще айтишники. Делая работу, которая суть обслуживание, типа дворников и уборщиц, они воображают себя суперпрофессионалами.


Вадим Юрьевич Феофанов
> Игорь Макаров
> На самом деле, значительная (не буду давать оценки нет цифр под рукой) живет в советском фонде и платит только квартплату.

Так я и пишу про то, что по истечении 16-ти лет выросло поколение, которое государственного жилья иметь не будет. И если молодежь уже сейчас собирается жениться, выходить замуж и жить своей семьей отдельно - им понадобиться жилье, и тут уже одной квартплатой не обойдешься: или работодатели оплачивают это жилье, или путь Раскольникова (молодежь ведь право имеет и это право гарантировано государством :-) ), или холостая жизнь и демографическая ситуация в стране продолжает катиться в яму и ситуация на кадровом рынке только ухудшается.

> Еще, если на рынке присутсвуют компании, бизнес которых -- распил бюджета или ренты, или выкачивание ресурсов из приватизированного имущества, то как с ними могут конкурировать предприятия, созданные с нуля?

А с такими компаниями конкурировать не надо - они ведь не на конкурентном рынке работают, а в специальных рыночных нишах. За пределами этих ниш полным полно потребителей - только надо уметь грамотно маркетинг проводить и четко позиционироваться. Про четкое позиционирование в этом же "Эксперте" писали - поэтому нужно только вспомнить и применить, и не вообще, а очень конкретно.


> А насчет того что планка отсечения=стоимость жилья, не кажется ли вам что рост стоимости обусловлен ростом покупательной способности, а не наоборот?

Это из другой оперы - стоимость жилья в Москве растет потому, что до сих пор это остается наиболее надежным средством сохранения сбережений и квартиры в Москве покупают люди со всей страны. Вследствие чего создается иллюзия о высокой покупательной способности москвичей. Но на самом деле значительная часть москвичей просто не является потенциальными клиентами на рынке недвижимости Москвы - как может улучшить свою жилищную ситуацию секретарша с зарплатой в 1000 долларов и машинист метро с такой же зарплатой, имеющие одного ребенка в возрасте 10-ти лет? Да никак они улучшить свою жилищную ситуацию и родить второго ребенка не могут. В результате кадровая ситуация в Москве ближайшие годы в указанной тенденции будет только ухудшаться - и никакие гастарбайтеры ее не спасут, ибо цены на жилье для них никто снижать не будет.

То есть я хочу сказать, что покупательная способность "элиты" в масштабах России создает спрос на недвижимость прежде всего в Москве, но сама эта элита переезжать в Москву не будет, ибо качает бабло в своих регионах. И дети их не всегда призжают в Москву работать, а если и приезжают, то качество этих детей как производительной силы равно качеству Ксении Собчак, то есть просто никакое. Но обычным москвичам приобрести недвижимость уже давно не по карману.

Было бы полезно произвести анализ - какая доля немосквичей является покупателями квартир (в первую очередь новостроек) в Москве - думаю, что их доля будет около 50%.


V Kolbasov

Однобокая статья

Статья мне показалась однобокой. Она в основном выражает точку зрения работодателя. Для работника же повышение стоимости его труда есть благо.


Евгений Петрович Кабанов

Вот ребята, читаю я Вас и фигею...

Вкратце о себе: провинциальный предприниматель с 15-летним стажем работы. Где? В торговле, в торговле...

Маленькая сеть по продаже канцтоваров. Скажете, фи?

А Вы попробуйте решить задачку.

За последний год:

Рост выручки на 1 торговую точку (в среднем) - 5%

Рост аренды (в среднем на точку) - 35 %

Рост зарплаты продавца - 20 %

И как при этом обеспечить рост бизнеса?

И девчёнки-то ведь работают в основном хорошие и искренне стараются, и понимаю я, что на такую зарплату не проживешь.

Скажете: Да, типа, не умеешь ты работать, маркетингом не занимаешься не фига!

Извините. Занимаемся И маркетингом, и всем чем не попадя, а толку-то, ну не выходит каменный цветок, причем не только у меня, с кем из ребят не пообщаеешься (таких же как я), у всех одно и тож:

народ офигел, кажный уверен, что завтра будет лучше чем вчера.

Так вот, посылаю весть с передовой.

Лучше не будет.

Я-то поясок уже затянул, скоро и Вам придется...


Константин Михайлович Аношкин

Кабанову Е.В.

Проблема в том, что никто не отменял такое понятие как "масштаб бизнеса". Всегда рост ЗП приводил к тому, что на определенном уровне некоторый бизнес становится невыгодным.

Выхода два:

1) Становиться крупной компанией - как происходит в фарм рынке. Там нельзя быть маленькими и обеспечивать полноценный НИОКР, или

2) Нанимать тех сотрудников, которые по разным причинам готовы работать за ЗП несопоставимо меньшую, чем стандартный кандитат - как в индийских семейных гостиницах в США.

Поэтому проблема не в поясах. Проблема в минимальном масштабе бизнеса при сложившихся инфраструктурных расходах.

Общая тенденция такова, что из года в год расходы растут, маржа падает, особенно в "простых" бизнес-моделях. Типа хлебом торговать, цветы продавать и т. д.. Отсюда вывод, Вы или растете, или придумываете новую бизнес-модель, позволяющую резко сократить расходы, или меняете бизнес, или совсем грустно - выходите из него.

Со временем нельзя открыть мелкий бизнес по продаже газа, нефти или автомобилей, только мелкий сервис.

Так всюду, везде и во все времена.


Павел Л

Дефицит кадров и вызванный им рост зарплат связан во-многом с естественным уходом из трудосопосбного возраста старшего поколения, которое имело меньшие потребности, а также опыт начала 90-х, когда в цене была любая работа, позволявшая не умереть с голоду (причем часто в прямом смысле). Именно этих людей, желающих доработать до пенсии, и cогласных на зарплату 3-4 тыс. руб. (не постесняюсь употребить советско-пропагандисткое слово) эксплуатировали, т.н. называемые предприниматели.

Только наличием такого рода людей можно объяснить, то что Россия единственная страна в мире, где з/п в Макдональдсе выше чем з/п инженеров после ВУЗа. Конечно, можно сказать, что обазование у нас такое, что выпускникам красная цена и есть 200-300$. Но эти люди в перспективе видят - людей с 20-30 летним опытом работы у которых зарплата выше чем у выпускников и находится как раз на уровне Макдональдса. Отсюда и ничтожный процент выпускников ВУЗов (особенно технических), работающих по специальности.

Новое поколение изначально, и не в последнюю очередь благодаря рекламе и СМИ (можно вспомнить горячо обсуждаемую на этом сайте рекламу ЦУМа) ориентирована на более высокий уровень потребления. Чем работать за еду лучше вообще не работать, а перебиваться случайными заработками, в т.ч. и незаконными.

Производительность труда, потеря конкурентоспособности, перспективы бизнеса - это все проблемы работодателей, и именно их задачей является оптимизация своих бизнес процессов. И именно этим они должны заниматься, а не нытьем, о том какие наглые работники пошли и зарплату теперь надо устанавливать не на уровне:

ЖКХ + тушенка с макаронами + водка

а на уровне ипотека (съем жилья) + б/у машина + отдых раз в год семьей.

Игорь Викторович Фабиан

Статья в целом интересная, но выдержана в духе "отчего же им всё мало?".

Зарплаты в общем и целом привязаны к некоему среднему ожидаемому доходу работника, куда обязательно входит аренда жилья или выплата ипотеки (для большинства молодёжи), обслуживание машины или расходы на транспорт, естественно питание (да не макароны с кефиром), расходы на одежду и обувь, оплата за ребёнка, подарки и накопления. С учётом наших сибирских цен могу предположить, что такая нижняя планка для семьи из четырёх человек (сужу по своему опыту) и двух работающих родителей должна быть никак не ниже 20 тыс. рублей в месяц на одного родителя. Я намеренно беру минимум, позволяющий свести "концы с концами", соответственно уже в ближайшей перспективе стоит ожидать от работодателей увеличения предложения зарплаты на рынке труда, так как средняя зарплата по Новосибирску едва дотягивает до 12 тыс. рублей, а выход на пенсию старшего поколения идёт нарастающими темпами.

Следует ожидать качественно нового рынка труда в расчёте на резко меняющиеся экономические реалии. Дешёвой и высококачественной рабочей силы, как это было в перестроечный период уже никогда не будет. Это следует понимать в первую очередь промышленным предприятиям, которые до конца выжимают оставшийся у них в распоряжении ресурс - старую гвардию технических спецов. Без серьёзных инвестиций как в новое современное оборудование, так и в лояльных, достойно оплачиваемых специалистов новым предприятиям просто не выжить.


Кирилл Дегтярёв

Цитата из статьи:

> «В 2003 году стандартная зарплата главбуха, знающего английский или немецкий язык, составляла от двух до двух с половиной тысяч долларов в месяц, в зависимости от уровня и размера компании. Если вам сейчас нужен бухгалтер со знанием международной бухгалтерии и иностранного языка, будьте готовы платить до четырех тысяч долларов. Пять лет назад мы нашли менеджера направления в гипермаркет “Ашан” за тысячу долларов, сейчас такие люди получают от двух с половиной до трех тысяч», — делится опытом Михаэль Гермерсхаузен, заместитель управляющего директора рекрутингового агентства Antal International.

Можно, конечно, посочувствовать немецкому товарищу, но давайте вспомнил курс руб./долл. 4-5 лет назад и сейчас. Насколько с тех пор доллар "полегчал" к рублю. И насколько при этом выросли цены в рублях. Как раз получится, что рост з/пл в 2-3 раза в привязке к доллару соответствует общему уровню повышения цен.

Артем Васильев

Ув. Сергей, согласен с мнением, что Вы не в полной мере осветили факторы, влияющие на рынок труда.
...

если посмотреть статистику по рублевой инфляции:

2003 - 12%

2004 - 11,7%

2005 - 10.9%

2006 - 9%

ожидания 2007 - 8,5% (а они уже закладываются работником в уровень желаемой ЗП)

Итого, инфляция к ценам 2003 года: 64%

Курс доллара:

2003 - ~30,5 руб

2007 - 26,5 руб, падение 13%

Общий коэффициент девальвации долларовых ЗП за период 2003-07 составит 1,85.

Рост ЗП, приведеннный в статье: 60% в случае с бухгалтером, про АШАН комментировать не буду - у менеджеров торговых сетей ЗП сильно зависит от масштабов отвественности, условий работы, размеров бизнеса и отраслевой специфики (эти факторы значительно меняются от компании к компании, в отличии от условий работы бухгалтера).

Итого, ЗП бухгалтера за период 2004-07, очищеная от ревальвации RUR и инфляции составит: -16%

Со своей стороны могу подтвердить факт - знаю примеры компаний, которые если и индексоровали долларовую ЗП, то с существенным отставанием от инфляции, что приводило к оттоку персонала и возникновению кадрового кризиса.

Но причем здесь работник??? Просто наконец все на своей шкуре начали ощущать послествия дебильной монетарной политики Кудрина, и не менее дебильной экономической политики всего правительства вцелом и Грефа в чачтности - в России любой бизнес кроме добычи ископаемых, стоительства недвижимости и продажи предметов роскоши становится нерентабельным. Причем вторые две сферы направлены на обслуживание топ-менеджмента добывающих компаний, и чиновников (жрущих из госбюджета).

Так что работодателям нефиг трындеть на рынок труда, а самое время задуматься над тем, какие у них накопились вопросы к нашему правительству (и президенту) по результатам их деятельности за последние 5 лет.

Jason Bourne

Хе-хе, как представитель офисного быдла могу только порадоваться росту зарплат.

Как человек, отвечающий за финансы, могу только расстроиться - зарплаты и правда растут. Даже в регионах типа Новосиба, Перми, Нижнего, Краснодара, Уфы... И везде цифры зарплат сравнимые.

Наш девиз: правильные люди должны прилагать правильные усилия и получится правильный результат, за что они получат правильные деньги (это наш восьмеричный путь, хе-хе).

Петр Алексеевич Романов

Установим простые и очевидные факты.

Равновесный рынок - результат равновесия между спросом и предложением. Имеющийся товар покупается согласно спросу через посредство обмена дензнаками. После чего продавец и покупатель меняются ролями и деньги и товар опять меняют хозяина. Пекарь продает пироги сапожнику, а на вырученныеденьги покупает сапоги, и т.д. Возникающие флюктуации естественным образом приходят к равновесию за достаточно долгое время.

Рынок рабочей силы ничем не отличается от рынка огурцов. Кроме того что огурцы растут быстрее чем подготавливаются специалисты, и флюктуации более долговременны. Но и этот рынок приходит в равновесие. Наступает баланс между спросом и предложением. Поэтому все разговоры про "перегрев" или требования привоза иностранной рабочей силы, вроде данной писули, - либо глупость, либо обыкновенное мошенничество с целью хапнуть что не заработано. Одно другое не исключает. Нечестный - не обязательно умный.

Еще раз. Правильная цена товара - та которая устанавливается на рынке в результате равновесия между спросом и предложением. Это же относится и к зарплате. Работодатель который не может платить рыночную зарплату рабочей силе должен оставить бизнес по причине некомпетентности, и стать наемным работником. Это не трагедия, а нормальное событие на рынке.

Простая арифметика. Если ограничить рост зарплат чтобы было легче жить работодателям, соответственно уменьшится количество денег в обороте и спрос на производимые товары. Как экономика может расти без роста зарплат? Конечно, этот вопрос не сильно интересует глупого и жадного бизнесмена. Но он должен интересовать руководителей государства. И общество.


Петр Алексеевич Романов

Артем Васильев:

Два замечания.

1. Основной показатель экономики - уровень производства и потребления, то есть ВВП. Важен обьем потребляемых товаров и услуг, и овершенно неважно каким количеством дензнаков при этом пользуются. Инфляция - вообще не проблема, если она не мешает росту ВВП. Это просто усложняет работу финансовых учреждений. Фокус на инфляции - чисто психологическое завихрение называемое монетаризмом.

2. Курс рубля по отношению к доллару регулируется государством. Это важнейшая часть защиты внутреннего рынка, как и таможня. Это успешно делает Китай. Все вопли США с требованием ревальвировать юань успешно игнорируются. Государство которое не контролирует обмен валюты, и таким образом внутренний рынок, имеет статус зависимой территории. Что и было в России в славные времена ЕБН. Пора уходить от этого безобразия. Пора перестать пересчитывать зарплаты и цены в доллары и еврики.


Артем Васильев

Петр Алексеевич, так никто не фокусируется на инфляции, но как сравнивать ВВП без применения дефляционных коэффициентов? Также и в обсуждении уровней ЗП в разные годы мы не можем уйти от этого, т.к. сравнения просто цифирек не корректно. Так что здесь Вы промахнулись.

С другой стороны, Вам не кажется что сами бред пишите: Пора уходить от этого безобразия. Пора перестать пересчитывать зарплаты и цены в доллары и еврики.

Какая разница кто в чем считает свою ЗП? Для экономики это пофиг, если кто-то решил вести внутреннии учет ТМЦ в йенах. Но тот факт, что пять лет назад на условную сумму 1000 баксоф можно было купить товаров и услуг столько же, сколько сейчас на 2000 не может не сказаться на взглядах человека на приемлимый для него уровень оплаты труда. И это результат экономической политики нашего правительства, в т.ч. монетарной, допустившей рост курса рубля на фоне довольно высокой инфляции. Плюс масштабное разворовывание гос. расходов ведет к насыщению экономики "шальными" деньгами в руках чиновников и их родственников - как результат продолжение инфляции на фоне стагнации всех недобывающих сфер экономики, не направленных на обслуживание запросов на предметы роскоши и эксклюзивные услуги.

Сейчас еще банки снимут сливки с рынка розничного кредитования, позволив краткосрочно нарастить потребление среднему классу и большей части малообеспеченных граждан, поддержав сферу производства и услуг, расчитанную на массового потребителя, после чего произойдет дальнейшее обеднение этой, самой большой группы населения. И вот уже после этого рецессии нам будет незбежать.


Евгений Сергеевич Максимов

Интересно почитать, но "хорошими" получаются у Вас почему-то работодатели. Работники - просто наглецы какие-то. Еще и денег хотят.

Господа, а чего Вы ждали?!

Взять к примеру Москву:

- сколько стоит снять квартиру

- расходы на транспорт

- расходы на жизнь (одежда, питание).

А ведь нужно еще (если ты молодой и на голову тебе с неба не упала от бабушки квартирка) и жилье купить.

Я могу точно сказать, что не от хорошей жизни люди хотят больше получать. Большинство работодателей до сих пор не поняло, что люди хотят жить НОРМАЛЬНО (как минимум).

Это ребятки не 90-е годы. Проснитесь!!! И платите людям нормально.

А сравнивать нас с Европой?

Так в Берлине жилье например дешевле чем в Москве раза в 4-5 (имею в виду жилье аналогичного уровня). Одежда стоит на порядок меньше. Я уже не говорю о продуктах.

Чего же Вы хотите?

Ситуация: директор магазина, делающий 200%-ную наценку на фирменные джинсы жалуется, что не может найти продавца (все слишком много денег хотят). Ну не смешно ли?

Возможно 200% я и приврал, но не думаю, что сильно.

Дааааа. От Эксперта я не ожидал такой "смешной" статейки с притянутыми за уши сравнениями.


Артем Васильев

Петр Алексеевич, Вы бредите... При чем здесь таможня и учет ТМЦ в условных единицах?

Можно до опупения заниматься регулированием цен на рынке мяса, риса и электроники. Фирмы при этом могут вести свой внутренний учет в чем угодно. Но если работник пять лет назад покупал (внутри таможенных границ) на свою ЗП некий набор риса, мяса и электроники, то он сегодня вряд ли согласиться на меньший набор продутов, особенно на фоне постоянных громких заявлений о повсеместном росте "благосостояния населения", роста ВВП, роста гос. доходов и пр.

И не компостируй людям мозги своими взглядами на финансовый суверенитет - кому как удобнее в делах, тот так и будет организовывать свой внутренний учет, это личное дело всех и каждого и никакого отношения к функционированию экономики это не имеет.

Или по Вашему это бизнесмены, ведущие учет ТМЦ в долларах и Евро виноваты в том, что у нас инфляция не укладывается в намеченные ориентиры и программа "Доступное жилье" накрылась медным тазом?


Татьяна Петровна Борисова

В 1998 году я, главный бухгалтер, не очень напрягаясь, имела 600 долларов дохода. Кв. метр в моем доме стоил 650 долларов. Сейчас, напрягаясь, зарабатываю 2000 долларов. Кв. метр в моем доме стоит 3700 долларов. Да не надо мне этой зарплаты, пусть платят мне квадратными метрами. И какая, нафиг, инфляция 8.5 %?!!! Цемент брала в июне по 200 руб/мешок, сейчас соседка купила по 440 руб/мешок. А дерево, металл, земля, щебень? Только и слышишь: "Полиэтилен подорожал на 40 %!", "Каустик подорожал на 20 %!" Пока в стране одни жадные-прежадные монополисты, так и будем жить. Если человек получает фиксированный процент, а хозяин вздувает цены, то и зарплата вырастет. А они как хотели, все себе, любимым?


Евгений Петрович Кабанов

Давайте все-таки, маленько сменим тему: не надо о глупых и жадных бизнесменах (вариант: глупых и жадных работягах). Проблема (понятно, что на мой взгляд) в том, что ожидания завышены. Кого? За все человечество говорить не буду, и даже за россиян. Расскажу про свой маленький город. В нем налицо зримые перемены. В этом году впервые за 20 лет, наверное, сделали капитальный ремонт основных городских дорог. Правда, пробок не убавилось и теперь уже не убавится. Один за другим строятся новые торговые центры. Цены на жилье рванули за год на 100% и т.д., и т.п. Все это прекрасно, но не может продолжаться вечно. Допустим еще пару-тройку торговых центров городок наш вместит, может откроется еще десятка два магазинов федеральных сетей. Ну а дальше-то что? Если каждый год аппетиты растут быстрее возможностей, если кредиты раздаются направо и налево, если, грубо, мы тратим больше, чем зарабатываем, то этому не будет конца? К счастью, опьянение сменяется похмельем. 98-й год многих многому научил. Научит и… «Но это будет не сегодня, а в год 2008, Подбитый красною тесьмой».


Станислав Ермаков

Статья хорошая. Немного большая для интернет-статьи. Но если взять одни заглавия, то виден ход мысли, а с этим уже можно и поспорить.

По количеству комментариев видно, что тематика цепляет с обоих сторон баррикад. Аргументация веселит: бухгалтер хочет получать за свою работу квадратными метрами. А сколько нужно бухгалтеру квадратных метров в месяц? Бухгалтер не проживёт и месяца, если хотябы метр квадратный не съест или мешок пескобетона.

Работодателю, занимающемуся законным бизнесом (без привлечения рабского труда) должно быть безразличны проблемы съёма жилья, если он не занимается бизнесом, связанным с недвижимостью, стоимости продуктов питания, если он не занимается ресторанным бизнесом, стоимостью одежды, если он не шьёт и не продаёт её. Конечно, такой аргументацией как рост цен на жильё или какие другие проблемы может быть кому-то удаётся выбить себе повышение зарплаты или аргументировать стоимость своих услуг. Это похоже на стрельбу из пулемёта – забить своего противника количеством аргументов, сломить сопротивление.

Другой вопрос: "А судьи кто?" Дело в том, что большинство работодателей не только не могут правильно оценить специалиста и набирают авантюристов, но также не имеют правильного представления ни о ситуации на рынке рабочей силы, ни о перспективах его развития. Согласен с подбором фактов в статье. Хочется добавить, что изменение ранка труда приводит не только к увеличению запросов соискателей работы, не только к увеличению покупательной способности но и к тому, что некоторые виды бизнеса должны исчезнуть (может измениться, но это тоже самое). Когда я учился на Финансового Менеджера существовала такая гипотеза: рентабельность любого бизнеса равна 1, прибыль в долгосрочном периоде равна 0.

Но бухгалтер поглощающий строительный материал это суперкруто. И получать при этом 2000$ - вот это перегрев с двух сторон.


Игорь Макаров

Как действующий работодатель, могу обратить внимание еще на одну прроблему: перекос в трудовом законодательстве в сторону защиты прав работника.

Точнее, отсутсвие вообще какой либо защиты прав и интересов работодателя.

Надеяться на чудо я не могу и радикальных изменений ждать не приходится, но есть один момент, который, не ущемляя по большом счету прав работников, существенно мог бы быть полезен бизнесу и в итоге всем.

Речь идет о порядке увольнения по собственному желанию -- максимум что может работодатель, задержать работника на 2 недели. Очевидно, что за это время найти альтернативу и передать дела просто нереально.

Независимот срочный контракт или нет. Полагаю, этот срок вполне можно было бы продлить до трех месяцев. [IGA: а лучше всего восстановить крепостное право!] В случае если человек решил поменять что то в своей жизни, это небольшой срок. Фирма же имеет достаточно времени для поиска замены и передачу дел.

Такая мера могла бы остудить пыл хидхантеров и самих соискателей -- охота имеет смысл если заказчик готов ждать 3 месяца, а это возможно и реально, если кандидат действительно того стоит, а дутый бренд столько времени поддерживать невозможно.

Так же, естетсвенно, требуется ликвидировать оговорку о возможности отзыва заявления об увольнении -- человек должен отвечать за свои поступки.


Павел Л

> Полагаю, этот срок вполне можно было бы продлить до трех месяцев.

Политкорректно скрытая мечта о крепостном праве и приписных крестьянах.

Только не надо рассказывать о сложностях с увольнением работника и о реальной защите его прав, а не о тех декларациях, что записаны в ТК.

На частных предприятиях - прав у работника нет никаких и выгнать его могут мгновенно без всякой компенсации и предупреждения.

Где нибудь в бюджетных учреждениях может быть и можно потом восстановиться через суд, но реально работать все равно никто не сможет


Вадим Юрьевич Феофанов

Евгений Петрович, не понятно таки, о завышенных ожиданиях кого именно вы пишите. Думаю, что если простой человек, который на рынке труда выступает как работник, а не как работодатель, считает, что он должен иметь условия для ежедневного восстановления произведенных в течение трудового дня сил, а кроме этого оставить после себя след хотя бы в виде одного-двух детей и дать своим детям соответствующее современной эпохе образование и культуру, то в чем именно его ожидания завышены? По моему, завышены были ожидания реформаторов, которые когда говорили про то что "невидимая рука рынка" все сделает забывали, что "невидимая рука рынка" - это только статистический результат очень конкретного взаимодействия множества субъектов рынка. И в рамках этих взаимодействий рзвиваются и ломаются чьи-то судьбы, что являетсяы для конкретных людей очень и очень личным и значимым процессом.

Что же касается вашего городка - а я сам живу в городке с населением в 100.000 человек, хотя и в Подмосковье - так дело всегда есть куда развивать. Вопрос бизнес-идеи и инвестиций. Если в советские времена г. Клин (где я живу) был известен музеем П.И.Чайковского и в крайнем случае заводом "Химволокно" и "Термоприбор" (единственный завод в СССР, производивший ртутные термометры), то сейчас Клин известен пивом "Клинское" (которое купил СанИнтерБрю) и Клинским мясокомбинатом (который купил Абрамович), что же касается экономики района, то самые большие поступления в местный бюджет уже сейчас дает местная свиноферма, при том, что куча колхозов и совхозов загнулись. И как в начале 90-х вумные братки начинали бизнес с платных туалетов, то точно также некоторый ум нужно проявить и сейчас. Хотя я соглашусь с тем, что деньги ума не прибавляют, хотя наличие ума волне может позволить денег создать. Маркетинг в том и состоит, что ищутся еще не удовлетворенные потребности людей иразрабатывается бизнес-схема удовлетворения этих потребностей, выгодная и потребителю и бизнесмену. Деньги куются через удовлетворения потребностей, а деньги в долгосрочной перспективе куются через удовлетворение нравственных потребностей. А вот поскольку наши реформаторы - люди глубоко безнравственные, то те деньги, которые они куют последние 15 лет не дадут никаких эффектов ни для людей, ни для Российской экономики - все просрут и приведут Россию к состоянию 1897 года когда не было ни энергетики, ни машиностроения, а оставшиеся будут на лошадях пахать свои 40 соток. Эта перспектива уже отчетливо видна и я знаю руководителей крупных предприятий, которые именно к этому и готовятся :-(


Вячеслав Кузьмичев

Статья хорошая. Я понимаю - не нравится она наемным рабочим, потому что всегда легче ныть, чем работать. Какая в Москве жизнь дорогая, ай-яй-яй, а ты эксплуататор-кровопийца мне вынь, да положь... Чтобы квартира, машина-иномарка и желательно вообще чтобы не работать!

Однако, как правильно сказал В. Столин во "врезке" к статье работодатель покупает труд, а не работника и ему важно как он работает, а не как работник хочет жить. Хотите "жить НОРМАЛЬНО (как минимум)", так и работайте соответственно, чтобы оплата вашего труда вам так жить позволяла. А если не платят, это не потому, что предприниматели "жируют", а потому что чей-то труд этого не стоит.

Не нравится - идите сами в предприниматели, "пожируйте", вложите свои кровные, поработайте ненормировано по 12 часов в день 6 дней в неделю. Если страшно и лень, так хоть научитесь уважать своих работодателей, которые на свой страх и риск и за свои деньги вам рабочее место предоставили, обустроили да еще зарплату платят...

Артем Васильев

Вячеслав,

что вы скажите об изменении покупательской способности нашей валюты за последние 5 лет? По официальным данным инфляция за это время составила 64% (Росстат).

Вам не кажется, что в таких условиях у работодателей нет поводов удивляться росту ЗП сотрудников?

Может пора все-таки зрить в корень?

Не хотите задать вопрос нашему правительству, которое к новому году думаю еще раз другой ревальвирует рубль, что оно думает о рентабельности ведения несырьевого бизнеса в РФ?


Вадим Юрьевич Феофанов

Мужики, ну не в работнике и даже не в предпринимателе дело. Дело в государстве. Государство было и остается крупнейшим работодателем - и именно оно во-первых, платит самые маленькие зарплаты наиболее массовым профессиям - врачам, учителям, социальным работникам и т.д., а во-вторых, плати эти самые маленькие зарплаты ПО-ЗАКОНУ, т.е. как горорит г-н Привалов, государство первое по закону эксплуатирует людей массовых бюджетных профессий, не позволяя им приобрести жилье на государственную же зарплату. А то, что государство являетсяпредпринимателем-эксплуататром закреплено в ЗАКОНЕ О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ и в ЗАКОНЕ О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ СТАНДАРТЕ - по этим законам жилье человеку не положено, только оплата коммунальных услуг. Поэтому государство собственными руками создало тот кризис, который сейчас наблюдается на рынке труда. И думаю, что сделало это сознательно с целью свертывания частного сектора. Так что не будет скоро никакого частного бизнеса, поскольку людям все-таки жить где-то надо, а государство их труд оплачивать на приобретение жилья и близко не собирается. Следовательно, осударство сначала приберет всю недвижимость в казенную собственность, а когда это случится - увеличит оплату для того, чтобы работники могли оплачивать тому же государству арендную плату по настоящим амортизационным расценкам.

Но проблема в том, что такое государство населению не нужно. Поэтому весь малый и средний бизнес может вставать в ряды КПРФ, ибо нет другой силы в стране, которая могла бы начать наводить порядок.


Александр Борисович Поволоцкий

Попробуйте уважать своих работников.

Да, например, о секретаршах. Она же не в драных джинсах должна на работу приходить? И косметикой пользоваться? Ей это должны бойфренды дарить? Нет, она должна это на зарплату покупать...

Александр Борисович Поволоцкий

.... в общем и целом...

... ситуация, конечно, корявая. Отлились, конечно, работодателям "ты уволен, за зарплатой за последние три месяца придешь, когда позвоним, в конторе денег нет" (ага, то-то у генерального машина новая).

Начинает формироваться кривой, но рынок - и нужны профессионалы. А их-то и нет, разогнали профессионалов.

Опять же, очень показательна точка зрения - "меня не волнует, что работнику нужна квартира". Кто учил в школе историю - могут вспомнить, что во время индустриальной революции зарплата рабочего была ниже прожиточного минимума. Пять лет поработал, сдох, наймем другого. Так вот, этот период кончился. Работник хочет нормально одеваться, нормально питаться и нормально жить. Государство и сросшиеся с ним монополисты, конечно, ужасно мешают - задирая стоимость жизни. Но, в целом, повторяю, процесс правильный.


Виктор Войс

> Цель любой коммерческой организации - прибыль

наиболее рентабельная коммерческая организация - банда. Цель - прибыль достигается с наименьшими издержками.

По наивности я до сих пор думал, что цель организации - удовлетворение потребностей общества в производстве востребованных товаров/услуги. Получение прибыли - это цель инвестора.

Дуализм целей организации - участника рыночных отношений часто не помещается в голове у предпринимателя. Если целью он ставит удовлетворение потребностей, то прогорает, если прибыль, то ... Это как 3 месяца на увольнение. Тогда уж лучше Юрьев день вернуть.

Баланс двух целей, удовлетворение потребностей и получение прибыли - залог успешности предприятия. Это противоречие - залог развития.


Виктор Викторович Полянский

> Вячеслав Кузьмичев
> (Общая производительность труда выросла всего на 40%. То есть ценность труда выросла в лучшем случае на 40%, а реальная зарплата минимум на 80%! Вот что меня удивляет...)

Что же здесь удивительного? Доля заработной платы в произведенном продукте подтягивается к мировому уровню - только и всего. Необходимость опережающего роста производительности труда относительно роста заработной платы активно использовалась как пропагандистский аргумент в обоснование консервации зарплат на практически постоянном уровне в конце 70-х - начале 80-х годов - а сейчас это, прямо скажем, "не звучит".


Евгений Сергеевич Максимов

Не буду спорить, что сейчас появилась категория работников-шантажистов, у которых значок доллара в глазах, но работодатели сами этому и способствуют (да и мало по-настоящему толковых и ВМЕНЯЕМЫХ специалистов на рынке труда).

Но с чего Вы взяли, что работодателя не должно интересовать как работник хочет жить?

Если работник не думает о том, что его детям жрать нечего и уверен в завтрашнем дне, то он может полностью сконцентрироваться на работе. И производительность труда вырастает сразу.

Проблема в том, что платить не хотят даже хорошим специалистам.

Почему?

Потому, что привыкли получать все нахаляву.

И еще. Не надо рассказывать, как тяжело работается предпринимателям.


Hedgehog

Да, зарплаты выросли заметно. Но в подавляющем большинстве случаев этот рост едва-едва компенсирует рост стоимости жизни. Причем в этом вопросе привязываться к официально озвучиваемой инфляции бессмысленно - реально она значительно больше (может цены на персональные самолеты и растут слабо, но цены на рынке растут весьма и весьма...). На собственном примере ощущаю - 18 т.р. в 2003 и 21 т.р. в 2006 - критически разные уровни жизни.

Проблема роста производительности руда это именно что вопрос менеджмента, за качественное решение которого он и получает свои нехилые, прямо скажем, доходы. Если менеджмент это не волнует (т.е. ничего не продвигается) - это его проблемы. Покупка труда - исключительно верный подход. Но в этой сделке участвуют две стороны, а крепостное право давно отменили. Тот, кто хочет получить больше - прикладывает усилия. И это относится к обеим сторонам. Если менеджмент не может обеспечить адекватный уровень жизни персонала, он может нанять бомжей и алкоголиков с более низкими запросами. Вариантов с покупкой хороших работников за 3 коп. больше не будет. Рентабельностью надо делиться...


Александр Борисович Поволоцкий

И еще об отношении друг к другу

Работодатель говорит - мне не важно, что тебе нужно для жизни, мне наплевать.

Работник отвечает - а мне плевать на твой бизнес.

Вот, собственно, и все...