От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 23.09.2007 23:30:55 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Дауншифтинг

http://freetrinity.livejournal.com/83103.html
<<<
Опыт одного "прыжка с карусели": домик в лесу, нешкольное образование и реакция цивилизации

Во френдленте упомянули "прыжок с карусели": суть этого явления\процесса в том, что родители бросают корпоративную гонку, а дети -- школу, и семья уезжает в деревню, чтобы быть ближе к земле. В связи с этим мне вспомнилась одна заметка, прочитанная мной в СМИ пару лет назад; эта реальная история произвела на меня неизгладимое впечатление. Ну и навела на всякие мысли, разумеется.

... Дело было в одном крупном национальном парке в штате Орегон, на западном побережье США. Во время утренней пробежки посетитель парка забрел по тропинке далеко в глушь лесную, и мельком заметил среди деревьев взрослого и ребенка, которые, как ему показалось, основательно там расположились. Cразу по прибытии домой он связался с полицией и доложил о своем подозрительном наблюдении. На следующий день к указанному им место направилась небольшая группа захвата. Они прочесывали окрестности полтора часа, после чего вышли на прогалину, где действительно находилась избушка на курьих ножках, точнее, что-то вроде покрытого брезентом шалаша. В этом шалаше полицейские обнаружили спальные мешки, хозяйственную утварь, книги, инструменты. Рядом был разбит небольшой ухоженный огород; на дереве висели качели.

Полицейская собака нашла обитателей "домика в лесу" неподалеку -- они пытались спрятаться среди бурелома. Ими оказались Франк, 53-летний мужчина, ветеран морской пехоты, прошедший войну во Вьетнаме, и его 12-летняя дочь Руфь. Они рассказали полиции, что живут в лесу в течение четырех лет.

В ходе беседы с задержанными выяснилось следующее. Их семья всегда жила довольно скромно, но в какой-то момент для них наступили совсем тяжелые времена: мать девочки попала в клинику для душевнобольных, а отец потерял работу. Вскоре они оказались на улице, без какого-либо имущества и средств на существование, за исключением мизерного ежемесячного пособия по инвалидности, полагающегося матери девочки. Вместо того, чтобы бомжевать, перебиваться среди трущоб и подвергать ребенка влиянию алкоголя и наркотиков, Франк принял решение уйти далеко в лес и построить там жилье для себя и для дочери. Так они и поступили.

Раз в неделю отец и дочь ходили пешком в близлежащий городок (10 км туда и обратно). Там они обналичивали очередной чек, посещали церковь, покупали необходимые продукты или теплую одежду из магазина подержанных вещей. Кое-какие овощи они выращивали на своем огороде. Для питья, готовки, мойки и стирки использовали воду из протекающего рядом ручья; там же, в холодной воде, хранили скоропортящиеся продукты.

И отец, и дочь выглядели здоровыми и опрятными. Девочку осмотрел врач и обнаружил ее в отличной физической форме, без единой дырки в зубах (и без каких-либо следов насилия). Полицейская проверка показала отсутствие у Франка какого-либо криминального прошлого.

Полицейские отметили особо, что отношения между отцом и дочерью были исключительно теплыми и любящими. Еще больше их удивила не по годам развитая речь девочки. Представитель школьного округа протестировал ребенка и обнаружил, что она на годы опережает сверстников по уровню знаний -- вместо положенного 7-го класса, ее знания соответствовали 11-ому или 12-ому. Оказалось, что отец самостоятельно учил ее все эти годы, используя купленный в том же магазине подержанных вещей свод энциклопедий и старые книги -- и собственные познания, полученные за годы обучения в университете.

Однако мораль сей басни состоит не в преимуществе лесного нешкольного обучения перед крутой гимназией, а в том, что случилось -- или не случилось -- с отцом и дочерью дальше.

Дело в том, что в настоящее время в развитых странах невозможно вот так просто взять и законным путем свалить в лес. Свободной земли не осталось, все принадлежить королю либо государству, либо частным лицам. А пересечение границы чужой собственности не по делу (trespassing) карается штрафами, общественными работами, условным наказанием или даже тюремным сроком.

К прегрешениям Франка добавляется то, что рядом с ним была несовершеннолетняя дочь, которая 1) не была обеспечена адекватными, с точки зрения системы, жизненными условиями, и 2) не посещала школу, т.е. в отсутствии предварительной договоренности со школьным округом и регулярного тестирования, считается злостной прогульщицей.

Т.е. мы имеем театр абсурда. С одной стороны, отец стоял перед трудной ситуацией и, в отсутствии какой-либо помощи со стороны общества, выбрал наиболее рациональное и безопасное решение в создании условий для воспитания дочери. Причем результат -- в виде здорового, умного, счастливого и образованного ребенка -- на практике подтверждает правильность его решения. С другй стороны, дефолтной реакцией системы на его решение является НАКАЗАНИЕ для него, и, более того, ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ и помещение ребенка в семейный детский дом.

К счастью, проводившие задержание полицейские и их начальник вошли в положение отца и дочери и "проявили особое участие" к ним. Возможно, в этом сыграли роль "красноречивые мольбы" не по годам умной лесной нешкольницы (это в статье упоминалсь несколько раз, и, видимо, действительно произвело впечатление на стражей порядка). Не помешало и то, что это дело получило некоторую огласку -- действительно, из такой прикольной, поучительной и душещипательной истории получается прекрасный заключительный сегмент в передаче новостей. Местное телевидение даже организовало сбор средств в счет обучения в колледже для маленькой Руфи, что вызвало у ее отца скупую мужскую слезу.

Как бы то ни было, полицейские забрали отца и дочь из леса, но разлучать их не стали, а пообещали помочь. Какие-либо претензии со стороны служб социальной защиты были замяты. Франк и Руфь провели несколько дней в приюте для бездомных, а потом один из проводивших задержание полицейских через знакомых нашел для Франка работу и жилье на ферме. Теперь отец и дочь живут в .. небольшом вагончике -- зато там есть электричество и горячая вода :) -- отец за гроши стрижет газоны и гоняет на тракторе, дочь ходит в школу которая ей вроде как и не нужна, а в церковь они ездят на велосипедах.

В общем, happy end. Только легкий неприятный осадок остается от осознания того, что деваться-то людям, если что, некуда. И не совсем ясно, какими критериями пользуется система, определяя условия чьей-то жизни как "приемлимые" или "неприемливые". И непонятно, почему проявившие абсолютно нормальное человеческое участие полицейские в статье подаются как какие-то особые герои. А самая крамольная мыслишка прячется на дне и вопросительно мигает глазиком: а что, вообще говоря, лучше? Бегать по девственному лесу наперегонки с оленями, качаться на качели, свисающей с векового дерева, и читать энциклопедии при свете костра? Или быть на самой низкой ступени социальной иерархии -- батрачить на дядю, живя на чужой земле, в вагончике, т.е. влиться в прослойку, уже вошедшую в поговорку как trailer trash ("трейлерный мусор")?

Не знаю ... и на самом деле не хочу, не дай Бог, оказаться перед таким выбором.

Но на дочкины вопросы: "А давайте уйдем в лес и будем там жить в домике, заведем себе всяких животных, будем играть ... а на работу ходить тогда не надо будет, в лесу же деньги не нужны!" -- отвечаю грустно: "Да нет, не все так просто ... прежде чем в этот лес уходить, его сначала купить надо..."

:(

:)
<<<