Как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий избиратель потревожит себя штудированием предвыборных программ политических партий в преддверии голосования. И чаще всего на исход выборов оказывают влияние совершенно иные факторы.
Достучаться до избирателя
Предвыборная программа иной раз — это целый многостраничный фолиант, разве что в коленкор не забранный. Помножить его на число партий — и гражданину предлагается многочасовое вдумчивое чтение, а затем сравнительный анализ.
Труднопредставимая ситуация. Поэтому кто-то голосует сердцем, кто-то из раза в раз ставит галочку напротив партии, близкой по идеологии, кто-то слушает короткие лозунги, а кто-то даже играет в лотерею, принимая решение непосредственно на участке.
Неделю назад «Речь» уже писала о том, что одним из новшеств нынешних парламентских выборов стало обязательное участие представителей всех партий в дебатах на радио и по ТВ. Возможно, эти дискуссии помогут кому-то из избирателей лучше понять устремления тех или иных партий и политиков, хотя и дебаты — это скорее соревнования конкретных людей в искусстве спора.
В общем, предвыборная гонка для любой политической силы представляет собой целую стратегию, совокупность различных условий и шагов, и понятно, что у каждой партии она своя.
Партия власти
«Единая Россия» идет на выборы как партия власти, что уже отличает ее от остальных участников гонки: ее роль — держать удар.
В партии изначально заявили, что источником для формирования ее программы будет общение кандидатов с избирателями в ходе праймериз, которые состоялись в мае. В итоге среди прочих целей значится повышение доходной базы местных бюджетов, борьба с офшорами, укрепление гарантий судебной защиты, борьба с коррупцией и усиление народного контроля, снижение давления на бизнес.
Для единороссов важно, что партию поддерживает президент Владимир Путин, который в свое время и был инициатором ее создания. Конечно, высокий президентский рейтинг отчасти передается и «ЕР», в чем, в частности, уверен политолог Константин Калачев, заметивший, что Путин постоянно подчеркивает системообразующий характер партии.
У «Единой России» сегодня действительно самый высокий рейтинг, однако очень многие политические силы, участвующие в выборах, заявляют о том, что президентский курс им близок. Сам Владимир Путин этим партиям поддержки не оказывал, но таков уж тренд.
ЛДПР и другие
Почти по Маяковскому: мы говорим ЛДПР — подразумеваем Жириновский, равно и наоборот. Несмотря на название, ЛДПР далека от либеральных идей — политологи отводят ей нишу скорее правого патриотизма, да и то условно. Восстановление Российской империи и закрепление статуса русского народа как государствообразующей нации кочуют в программе партии из года в год, но избирателю не объясняется, каким образом этого можно достичь.
Вообще, у Владимира Жириновского раз за разом возникают самые разные и очень неожиданные идеи, и даже краткое их перечисление займет слишком много места. Важно другое: именно лидер ЛДПР — и отец-основатель партии, и генератор всех ее идей, и единственный ее спикер. Порой не так важно, что говорит Владимир Вольфович, сколько важно — как. И привлекает электорат именно харизма Жириновского. В Череповце, кстати, до сих пор ЛДПР удавалось держать позиции, постоянно обгоняя по итогам думских выборов КПРФ.
Но на пятки либерал-демократам наступают и другие партии патриотического толка, такие как «Родина» и «Патриоты России». Попасть в Думу им архисложно, а вот отобрать у ЛДПР часть голосов — вполне по силам.
Коммунисты
Суть программы КПРФ не менялась так давно, что ее смогли бы вызубрить не только сторонники, но и противники партии: национализация предприятий и инфраструктуры, госконтроль за банковскими финансами, поддержка агропрома.
Как и в случае с ЛДПР, лицо компартии не менялось уже четверть века — 72-летний Геннадий Зюганов продолжает держать бразды правления в своих руках, и вообще новых лиц у коммунистов мало. Впрочем, партии, собирающей голоса консервативно настроенных избирателей, это вряд ли нужно. КПРФ — это как раз тот случай, когда голосуют не за программу, не за лидера, а за идеологию.
Кажется, что ставка на идеологию — сильное место КПРФ, но это не совсем так. Дело в том, что именно постоянство избирателей, придерживающихся коммунистических взглядов, привлекает к ним (к таким избирателям) другие партии, пытающиеся подвизаться на ниве марксизма-ленинизма или хотя бы социализма.
Яркий тому пример — партия «Коммунисты России» с предвыборной программой под характерным названием «Десять сталинских ударов по капитализму». «КР» постоянно критикует Геннадия Зюганова, а некоторые из руководителей партии ранее покинули КПРФ из-за разногласий с ее руководством.
Левый центр
Покуситься на голоса умеренных сторонников КПРФ может и «Справедливая Россия» с ее левоцентризмом. Фигура ее лидера Сергея Миронова также известна избирателю, однако электорат эсеров голосует не за лицо.
Это голосование можно назвать протестным. Здесь важны громкие и понятные (в этом партии не откажешь) лозунги: повышение пенсий и зарплат, отмена взносов на капремонты и транспортного налога, запрет коллекторских агентств и так далее. Интересно, что резкое повышение социальных обязательств соседствует здесь с не менее резким снижением налоговой нагрузки. До «Справедливой России» совместить одно с другим не удавалось еще никому.
В похожем поле работает и «Российская партия пенсионеров за справедливость», что ясно уже по названию. Кстати, это тот случай, когда на втором плане оказываются и идеи, и лидеры, и программа. Главное — название, привлекающее людей пенсионного возраста и отвлекающее их от других партий.
Либералы
Запрос на партии либерального сегмента в России был всегда. Есть он и сейчас, правда, оценивают его в пределах 10 процентов, вряд ли более. Будь в стране крепкая либеральная сила, при таком раскладе она гарантированно прошла бы в Думу. Но, как известно, демократические силы всегда отличались раздробленностью. Вот и сейчас «Яблоко», РПР-ПАРНАС и «Партия роста» рассеивают либеральный электорат.
По мнению политолога Дмитрия Абзалова, «Партия Роста» за счет внешней повестки (партия признает присоединение Крыма) отбирает часть электората у ПАРНАСа и «Яблока». Избиратели «Яблока» — городская интеллигенция, а ПАРНАС «радикален и смещен вправо». Среди всех только «яблочники» могут набрать дополнительные очки за счет узнаваемости своего лидера Григория Явлинского, но удастся ли партии преодолеть 5-процентный барьер, пока непонятно.