От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 11.12.2003 22:13:41 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Преступления перед покупателями требуют суровых наказаний (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg492003/Tetrad/art11_5.htm

ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
Преступления перед покупателями требуют суровых наказаний

Качество покупаемых продуктов - проблема эта стала, видно, настолько
масштабной, что в реестре госслужб расконсервировали должность главного
государственного инспектора по торговле РФ, остававшуюся, как казалось за
ненадобностью, вакантной в течение последних нескольких лет. Мы беседуем с
человеком, занимающим этот пост, - Н.А. НАЗИНОЙ.

- Надежда Александровна, ваше ведомство контролирует качество всех
продаваемых товаров, однако давайте о хлебе насущном:

- Права покупателя защищены законом. Другое дело, что мы этими правами
пользуемся крайне редко. Ну, представьте себе человека, купившего банку
консервов на одном конце города и приехавшего к себе в совершенно другой
район. Он ставит консервы в холодильник, а через несколько дней, открыв их,
обнаруживает, что содержимое испорчено. Как вы думаете, что он делает?

- Проглатывает раздражение, обиду и злость. Я испытал это на себе, хотя
покупал банку кальмаров неподалеку, на оптовом рынке. Через неделю вскрыл и
уже без дегустации, по запаху все понял. Выбросил: чек не сохранил, киоск, в
котором покупал, и не найду - они все одинаковы на вид, в подавляющем
большинстве один и тот же ассортимент. Скажите, а что бы сделали вы в этой
ситуации?

- Как домохозяйка с постоянным дефицитом времени поступила бы точно так же.
На нашу спешку и нашу инертность и рассчитывают большинство продавцов и
производителей некачественных продуктов.
После того как Госторгинспекция подвела итоги первого полугодия, выяснилось:
каждый третий российский магазин торгует поддельным или контрафактным
товаром. И основная масса подделок, просроченных и недоброкачественных
продуктов по-прежнему продается на рынках и в мелкую розницу. Впрочем,
теперь конкуренцию им все чаще составляют Интернет-магазины и <телешопы>.
За шесть месяцев мы проверили 60 тысяч торговых предприятий. 18 тысяч -
почти треть из них - торговала фальсифицированными товарами, мы забраковали
негодной продукции более чем на 130 миллионов рублей. По итогам проверок
возбуждено 2724 уголовных и более 8 тысяч административных дел, закрыто
около двух с половиной тысяч ларьков, но обещать читателям, что
фальсифицированной продукции стало меньше, не рискну.
Скажем, в прошлом году среди продуктов российского производства инспекция
забраковала 35 процентов всех проверенных кур, 67 - сливочного масла, 30 -
чая и кофе, а также 24 процента хлеба и хлебобулочных изделий. По вине
изготовителей бракуется 73 процента рыбных консервов и пресервов, 52 -
рыбопродуктов. Особенно внимательными следует быть любителям минеральной
воды марок <Боржоми> и <Нарзан>: от их подделок плохо спасают даже самые
современные способы защиты.

- Так откуда <дровишки>?

- В основном от несуществующих оптовиков. Поэтому отследить движение каждой
партии некачественного товара, изъять из оборота и наказать виновного
практически невозможно.
Если вы будете следовать Закону <О защите прав потребителей>, то
недоброкачественный товар вам рано или поздно обменяют или вернут за него
деньги. Речь же идет о том, чтобы полностью прикрыть каналы реализации
фальсифицированных товаров, если они поступают в розницу небольшими
партиями, а уголовная ответственность предусмотрена лишь в случаях оборота
крупных.
Именно поэтому примерно 70 процентов фальсифицированных и контрафактных
товаров наши инспекторы выявили в мелкорозничной торговой сети. Впрочем,
ныне и сетевые магазины предлагают покупателям заведомо некачественный
товар: и <Пятерочке>>, и <Рамстору>, и другим гипермаркетам в этом отношении
есть над чем поработать. Главная претензия к большинству из них - отсутствие
проверки поступающих к ним товаров, то есть они работают без так называемого
входного контроля. Значит, на прилавки могут попасть - и попадают! -
продукты с истекшим сроком годности, товары, на упаковке которых отсутствует
полная информация. Еще одно, не всегда выполняемое магазинами требование -
соблюдение температурного режима хранения.
И уж совсем о грустном: такие продукты, как сгущенка, тушенка и сливочное
масло, почти сплошь фальсифицированы вне зависимости от того, где они
продаются. Не обязательно вредные для здоровья, но поддельные.

- Для многих людей основной аргумент в пользу приобретения того или иного
продукта - его цена.

- Но дешевое - не значит вредное для здоровья! Согласно Закону <О защите
прав потребителей> вы можете заменить товар, приобретенный и в таком
магазине, ненадлежащего качества на аналогичный, но качественный. При этом
подразумевается, что вы его вскрыли и попробовали. Если же таковой уже
отсутствует, то доплатив или, наоборот, получив часть денег после
перерасчета, получить другой товар. В конце концов, если покупатель решил,
что его не устраивает и этот вариант, он имеет право потребовать возврата
денег. И цена товара здесь ни при чем.
Закон этот защищает нас и в крайних случаях: если, не дай Бог, кто-то
отравился некачественным продуктом, то он имеет право требовать возмещения
вреда здоровью и морального ущерба как с магазина, продавшего некачественный
товар, так и с производителя. Если же ни та, ни другая стороны не идут
навстречу покупателю или же просто игнорируют его обращение, следует идти
прямиком в суд. И дешевизна не имеет права быть оправданием
безответственности торговых работников.

- Маркс уверял, что при 10 процентах прибыли капитал согласен на всякое
применение, при 100 он попирает все человеческие законы, а при 300 процентах
нет такого преступления, на которое бы он не рискнул, даже под страхом
виселицы. Значит, нужны более жесткие законы - ведь речь идет о жизни и
здоровье людей.

- Двумя руками <за>! Госторгинспекция же занимается тем, чем она и должна
заниматься: за шесть месяцев этого года в наши территориальные управления
поступило более 13 тысяч жалоб и заявлений от потребителей. Мы рассмотрели
их все. В 95 процентах случаев прав оказался покупатель. Работников,
нарушивших правила торговли, согласно Кодексу об административных
правонарушениях оштрафовали на общую сумму в 23 миллиона рублей. Люди верят
нам и обращаются за помощью все чаще и чаще, но:
Мне запомнился один конфликт американки с производителем полуфабрикатов:
въедливая женщина уличила фирму в подтасовке информации об энергетической
ценности ее продукции. На упаковке было заявлено, что продукт содержит всего
2,5 граммов жира и 120 ккал на 100 граммов. Американка не поленилась отнести
полуфабрикаты в лабораторию, проведенный анализ показал, что на самом деле
пирожки содержат 147 килокалорий. Сумма иска составила 50 - прописью:
пятьдесят! - миллионов долларов. Может, именно так следует заботиться о
соблюдении качества продуктов? Вы правы, нам в срочном порядке необходимо
самое жесткое законодательство, такое, по которому производители
некачественных продуктов или откровенных подделок не уходили бы от
ответственности, уплатив - пусть и большой - штраф. Ведь речь идет об угрозе
здоровью и жизни миллионов людей.
Так почему, понеся административное наказание, какая-то фирма сохраняет
право и дальше выпускать <левый> товар? Почему мы так дешево ценим право
соотечественников <есть, чтобы жить>? Почему наши проверки и штрафы
заканчиваются тем, что <пойманную щуку снова бросают в реку>? Ведь объемы
выпуска и реализации некачественных продовольственных товаров растут,
невзирая ни на что.

- А что это за история с отменой государственного стандарта на пищевые
продукты?

- Действительно, с июля нынешнего года стандарт на информацию для
потребителей, наносимую на упаковку продуктов питания, упразднен. Отмена
ГОСТа на пищевые продукты вызывает претензии прежде всего к производителям
продовольственных товаров с небольшими сроками годности, теперь значительно
сложнее отследить срок хранения продукции на складе. Это не добавляет
уверенности и в том, что изготовитель предоставил ему полную и достоверную
информацию. Я считаю это постановление откровенным ущемлением прав
потребителей.
Уверена, что ситуация изменится, когда вступит в силу закон о
саморегулируемых организациях на потребительском рынке - он уже принят
Государственной Думой в первом чтении. Сейчас у нас есть ассоциации
потребителей, товаропроизводителей, ассоциации хлебопеков, молочников и
многие другие <объединения по интересам>. Думаю, ассоциации перерастут в
саморегулируемые организации, которые станут нести субсидиарную
ответственность. У них будет свой кодекс чести, многоступенчатый
внутриведомственный контроль, внутриведомственные штрафные санкции - их
практически освободят от государственного контроля. Паршивую овцу в своем
стаде они не потерпят: или заставят работать добросовестно, или просто
исключат из организации. После чего нарушитель снова подпадет под
государственный контроль. А там - либо еще один шанс на <исправление>, либо
уход с рынка.
Сейчас подготовлено много изменений и дополнений и в Уголовный и в
Процессуальный кодексы, в Закон <О защите прав потребителей>, о
дистанционной, электронной и выносной торговле. Заработают они в полную
силу, по моим прогнозам, буквально через год.
Пока мы реализуем известное кредо <Предупрежден - значит вооружен>. С
первого января будущего года мы открываем для всеобщего доступа в Интернете
базу данных по всем крупным предприятиям торговли, начиная с сетевых
торговых центров и заканчивая продовольственными магазинами и аптеками.
Информация о качестве продуктов в каждой торговой точке будет поступать из
всех регионов в режиме реального времени. Так что, если первого января у вас
в холодильнике закончатся продукты, включите компьютер и узнайте, были ли в
магазине, куда вы собрались, зафиксированы факты реализации некачественной,
контрафактной продукции. Если все же купили <не то>, пожалуйтесь - не отходя
от компьютера.

Беседу вел Виктор ГРИБАЧЕВ