>что-то мне понять ситуацию с возвращением в неперемешанное состояние сложно :-). Только как событие имеющее множество вероятности нуль.
>механника ничего подобного не утверждает - можно попробовать решить такую задачу для 6*10**23 идеальных шаров, но боюсь, что это будет нереально.
Возможно, я был косноязычен, попробую по-другому.
Имеем цилиндр с идеальным газом и перегородку в нем. Газ весь сосредоточен в одной из частей цилиндра. ЭВ момент времени t0 перегородка исчезает. В этот же момент времени t0 энтропия газа в цилиндре (весь с одного края собрался, а энтропия, напомню, по классике - логарифм вероятности состояния) весьма велика. В соответствии с 2ТЗ газ начинает равномерно распределяться по объему, энтропия нарастает монотонно.
2ТЗ утверждает, что газ в этом цилиндре _никогда_ вновь не соберется в одной половине (там где он был в момент убирания перегородки) - есть необратимость процессов.
Механика же в лице H-теоремы Больцмана утверждает, что соберется - любая частица подходит сколь угодно близко к каждой точке своей траектории. Правда произойдет это не скоро.
Пригожин говорит - механика неправа, так как не учитывает нового, открытого им фундаментального закона - принципа отбора, который, собственно, из всех возможных направлений движений частиц газа реализует только такие, что заставляет газ в момент убирания перегородки не сжаться еще больше в уголке (повысить энтропию), а начать равномерно заполнять объем цилиндра. Т.е. отбирает из всех возможных начальных условий только определенные. Но это не решает проблемы необратимости - H-теорема утверждает о возврате мех.частиц к любой точке траектории при _любых_ начальных условиях, в том числе отобранных по любому принципу.
Для преодоления этой проблемы Пригожин вводит еще одну сущность - дескать, наш мир по странной случайности выбрал такую симметрию относительно оси времени, что энтропия всегда нарастает, но существует и другая - когда убывает, но что есть, то есть - мы можем только смириться.
Т.е. наблюдатель не при чем, а Пригожин согласовал механику и термодинамику, введя от фонаря или на кончике пера (т.е. только для получения правильного ответа) два фундаментальнейших принципа мироздания, существование которых, разумеется никак не проявляется в других областях.
Бритва Оккама отсекает эти нововведения и оставляет гораздо более правдоподобное объяснение необратимости, введенное Смолуховским и схему согласования механики с термодинамикой, открытую Губиным.
Необратимость - всего лишь кажущаяся для наблюдателя. Для крупных систем времена возврата, тем не менее, существуют, только весьма велики.
А объяснение того, что газ в цилиндре после снятия перегородки начинает занимать весь объем, а не сжимается еще больше - тоже простое - предоставлю слово В.Губину:
"
Почему горячий чай никогда сначала не нагревается хотя бы еще немного, чтобы уже потом двинуться без оглядки к равновесию? Ведь разница температур чая и воздуха указывает только на разницу кинетических энергий частиц чая и воздуха, а кинетическая энергия квадратична по скоростям. Знаков скоростей мы не знаем, и все же надежно предсказываем движение в сторону остывания чая!
Ответ получается применением того же подхода Смолуховского.
Пусть у нас есть газ в замкнутом объеме. Мы никогда случайно не попадем в отклонение от равновесия. Поэтому неравновесное состояние надо специально приготавливать. Мы не попадаем в отклонение, а его приготавливаем. А как это сделать? Реально это можно сделать, например, объединением двух взаимно неравновесных систем. Что тогда получится? Берем системы. Подавляюще вероятно, что эти системы по отдельности равновесны. Следовательно, распределения скоростей у них симметричны по знаку. Тогда и в объединенной системе распределение по скоростям также симметрично по знаку. То есть у скольких частиц скорости направлены в одну сторону, у стольких же скорости направлены в противоположную сторону. Какое макроскопическое движение мы тогда увидим?
Пусть у некоторых частиц скорости направлены так, что образуется (макро)движение в сторону равновесия вправо вверх под углом a к горизонтали на кривой зависимости энтропии (или степени равновесия) от времени (как на рис. 1). Но ввиду равновероятности направлений скоростей такой же набор частиц будет образовывать движение в сторону от равновесия, причем с углом (-a ) к горизонтали. Поэтому общее движение в первый момент будет направлено по горизонтали. Это означает, что система была приготовлена в самой глубокой точке отклонения от равновесия. Из этой точки движение может происходить только вверх - как при движении вправо, так и влево, как вперед по времени, так и назад (рис. 2). Чай не нагреется еще больше за счет энергии воздуха - даже если обратить скорости! То есть наблюдаемое движение к равновесию не дает возможности выделить знак времени, термодинамика не выделяет знака времени. Согласование с механикой получено.
" http://www.gubin.narod.ru/FMM-01.HTM