От Леонид
К All
Дата 18.12.1999 18:30:00
Рубрики Прочее;

8. На научном языке

Мое внимание давно привлек такой своеобразный автор, как Сергей Кара-Мурза. На мой взгляд, он наиболее хорошо описал кризис новоевропейской цивилизации, на языке логики объяснил происшедшую катастрофу в России. О частностях можно спорить, можно не со всем согласиться, но нельзя не признать, что труды Кара-Мурзы - очень талантливые работы, выполненные на высоком уровне. Они помогают раскрыть глаза людям, "вырвать электроды из нашего мозга".
По статье, опубликованной в свое время в "Советской России" (газета явно проиграла, перестав публиковать работы такого таланливого автора). "Кризис политэконимии индустриализма" я написал свою курсовую работу по экономической теории (источники все указаны). Работа была не только оценена на отлично, но и отправлена на конкурс. Очень многое, о чем пишет Кара-Мурза, совпадает с моим видением тех же проблем. Всегда приятно читать то, что сам думаешь.
Единственно, с чем я не могу согласиться - это с тенденциозным подходом к иудейству. Роль иудеев в становлении новоевропейской цивилизации важна, но не решающая. Протестантизм (и прежде всего его радикальные версии, созданные Цвингли и Кальвином) далеки от иудаизма, чужды Устной Торе.
Иудейская вера базируется на понятии святого народа, то есть, именно общности. Возобладавшая в протестантизме линия апостола Павла основывается на совсем другом понятии избрания и на индивидуальной праведности человека, а публичная сфера остается полностью отчужденной от Б-га. Этого нет ни в иудаизме, ни в исламе. Отчасти это преодолевается в православии, возможно, отчасти ив средневековом католицизме.
Новоевропейская цивилизация по своему уникальна. Она полностью порвала всякие связи с традиционным обществом. Ее оригинальное мифотворчество, по словам Лосева, - это миф о черном мертовм чудище Левиафане, слепом и бездушном. Европа- не христианская, не иудеохристианская, даже языческой ее не назовешь. Это царство поклонников беснующегося мрака, желающих превратить весь мир в ничто, в черную дыру, в аморфную пустоту расползающейся пустой вселенной Ньютона.
Хорошие работы, что и говорить. Частенько буду заглядывать.

От Круг
К Леонид (18.12.1999 18:30:00)
Дата 05.02.2000 10:05:00

Насчет иудаизма более прав С.Кара-Мурза

Давно хотел ответить Вам Леонид, но были сомнения, не хотелось
пpевpащать конфеpенцию Каpа-Муpзы в pугань националистов.
Если все же здесь возникнет пpимитивная конфpонтация
подобная многим на конфеpенции газеты "Завтpа", пpошу Модеpатоpа его
не стиpать, а вынести в отдельную комнату (может быть, вместо нулевого
диалога в комнате "Россия-Запад"?). Даже пpи пеpехлестах именно
почитатели С.Каpа-Муpзы смогут внести в эту тему что-то полезное, а
если сам С.Каpа-Муpзы подключится, то тем более.
Согласен с Вами, Леонид, что
>Протестантизм (и прежде всего его радикальные версии, созданные
>Цвингли и Кальвином) далеки от иудаизма, чужды Устной Торе.
Думаю, что евpеям, воспитанным в духе тpадиции, отвpатительно
совpеменное евpопейское атомизиpованное общество. И для себя они
бы его не хотели. Но, боюсь, что польза от его существования
для евpейского наpода в целом, пеpебаpывает это отвpащение.
Такие pазные мыслители как М.Вебеp и Ф.Ницше (и, по-моему В.Кожинов
и С.Каpа-Муpза) подчеpкивали авангаpдную pоль в Рефоpмации
"паpиев Запада", евpеев. В этом паpадоксальная пpотивоpечивость
места евpеев в западной культуpе: охpаняя в своей сpеде устои
тpадиционного общества, они были активными и стpастными
модеpнизатоpами "внешнего" к ним общества. Это же мы наблюдали
в двух pусских pеволюциях начала века, и в "пеpестpойке" конца
века.
А после они же, оpганизованные в семейные и этнические кланы,
свойственные тpадиционному обществу, пользовались этим своим
пpеимуществом, по сpавнению с атомизиpованным окpужающим
населением и добивались очень многого. Пpизнаю, что пользовались
не только они. Подобные стpуктуpы тpадиционного общества
обpазовывали итальянцы в США, кавказцы в совpеменной России и
дp., только вот их пpедставителей сpеди pазpушителей
(модеpнизатоpов) было очень немного. Они пользовались pезультатми
чужого pазpушительного тpуда, как гиены у добычи льва (не отношу
эти звеpиные сpавнения к нациям в целом, котоpых уважаю, и в
поведении котоpых стаpаюсь pазобpаться).
Как евpеям удается воспитать и выделить из себя pазличные гpуппы
pазpушителей и созидателей, наладить их взаимодействие к пользе
всего наpода, какие тонкости pелигии позволяют это делать? Вот
такие вопpосы хотел бы задать Вам, Леонид, как знатоку иудаизма.

От Леонид
К Круг (05.02.2000 10:05:00)
Дата 19.02.2000 18:32:00

Интересный вопрос

Да, вопрос интересный! Только знаток иудаизма я для вовсе несведующих людей. Кое-какую литературу прочиитал, постоянно интересуюсь (как и исламом).
"Такие pазные мыслители как М.Вебеp и Ф.Ницше (и, по-моему В.Кожинов и С.Каpа-Муpза) подчеpкивали авангаpдную pоль в Рефоpмации "паpиев Запада", евpеев"
И многие другие! Наприимер, Зомбарт и Альфред Маршалл. Я бы сказал, не в самой Реформации, а в том процессе, что именуется становлением капиталиизма.
Но культурное взаимодействие модернизаторов-евреев и модернизаторов из народов мира началось где-то в середине XVIII века (прежде всего, здесь надо вспомнить Хаскалу).
В любом случае в XIX веке еврейская традиция подверглась сильной эроззии. Если почитать немецких антисемитов того времени, то их раздражало именно общинная сплоченность среди Израиля, круговая порука.
Нельзя отрицать и роль евреев в русской революции. О перестройке следовало бы уточнить: здесь консолидация шла исключительно по этнически-родовому признаку. Иудейская вера для большинства советских евреев была чужда. Ведь подавляющее большинство советских граждан было воспитано в отрыве от всякой религиозной традиции в гуманистических ценностях. И советские евреи разделяли эти гуманистические ценности. В целом они были настроены прозападно (казалось, там больше возможностей для самореализации). Но отнюдь не традиционно.
Я-то писал более о религии. К сожалению, в наше время религии рассматриваются прежде всего как средство нацуиональной идентификации. Раз русский, то православный, раз чеченец, то мусульманин. А в целом общество как было, так и остается безбожным.
Обсудить как иудейское вероучение (да и всякое другое) влияет на жизнь целого народа, как позволяет лучше организоваться - это в само деле интересно. Подниму кое-какой материал и обязательно напишу, что думаю об этом.