От Pokrovsky~stanislav
К Администрация (Вячеслав)
Дата 01.02.2007 20:26:45
Рубрики Прочее; Манипуляция;

Еще один незамеченный факт.

Астронавты при посадке абсолютно не знают явления болтанки.
Понятно, что атмосферы нет, а потому не должно быть изменений в скорости снижения. Но двигатель работал буквально до упора щупа. Собственная реактивная струя посадочного двигателя, отражающаяся от поверхности под самыми различными углами, должна была толкать лунный модуль. Причем самым непредсказуемым образом: то приостанавливая спуск, то придавая ему ускорения в горизонтальном направлении за счет разницы давлений в обтекающих модуль с разных сторон потоках, то наклоняя модуль.
При перекосе отраженной струи относительно вертикали, возникала разница давлений по разные стороны модуля масштаба десятых долей среднего давления в струе Сотни паскалей на несколько квадратных метров сечения - ускорения типа 1 м/с2, наклоняющие модуль или толкающие его вдоль Луны. 1 секунда такого режима и 3.5 тонны инертной массы приобретают, например, горизонтальную скорость 1 м/с. С которой эта хреновина и врезается в лунный грунт. А это дает еще и хороший опрокидывающий момент относительно опор.

Это можно было не заметить только в теоретических выкладках. С заданными начальными условиями - вокруг типа вакуум, проблем аэродинамики быть не должно.

От 7-40
К Pokrovsky~stanislav (01.02.2007 20:26:45)
Дата 04.02.2007 11:44:27

Посчитайте

Станислав, попробуйте посчитать, какое давление может оказать отражённая от грунта струя. Посчитайте. А потом уже разоблачайте. А то выглядит немножко голословно. Нет, Вы обязательно посчитайте. Только не забудьте вспомнить, как струя в вакууме должна взаимодействовать с поверхностью, как она движется, как и куда отражается. Попробуйте-попробуйте. Обязательно. А я посмотрю. :) Дам Вам исходные данные: диаметр сопла ок. 1,5 м, скорость истечения - ок. 3200 м/с, расход сами посчитаете. Давление в КС 0,7 атм., степепень расширения 50. Прикиньте хотя бы на пальцах. :) Масса модуля при посадке, кстати, 7 тонн примерно.

От Дмитрий Кропотов
К Pokrovsky~stanislav (01.02.2007 20:26:45)
Дата 02.02.2007 09:48:52

Сервейеры отключали двигатели на высоте метра-двух

Привет!
>Астронавты при посадке абсолютно не знают явления болтанки.
>Понятно, что атмосферы нет, а потому не должно быть изменений в скорости снижения. Но двигатель работал буквально до упора щупа. Собственная реактивная струя посадочного двигателя, отражающаяся от поверхности под самыми различными углами, должна была толкать лунный модуль. Причем самым непредсказуемым образом: то приостанавливая спуск, то придавая ему ускорения в горизонтальном направлении за счет разницы давлений в обтекающих модуль с разных сторон потоках, то наклоняя модуль.
>При перекосе отраженной струи относительно вертикали, возникала разница давлений по разные стороны модуля масштаба десятых долей среднего давления в струе Сотни паскалей на несколько квадратных метров сечения - ускорения типа 1 м/с2, наклоняющие модуль или толкающие его вдоль Луны. 1 секунда такого режима и 3.5 тонны инертной массы приобретают, например, горизонтальную скорость 1 м/с. С которой эта хреновина и врезается в лунный грунт. А это дает еще и хороший опрокидывающий момент относительно опор.
Возможно, поэтому про эффект болтанки никто и не вспомнил. Да и двигатели Сервейера были весьма слабенькими (50 кг тяги) по сравнению с ЛМ.
Но некоторые Сервейеры подскакивали и перемещались над поверхностью - на неск.десятков сантиметров

>Это можно было не заметить только в теоретических выкладках. С заданными начальными условиями - вокруг типа вакуум, проблем аэродинамики быть не должно.
Вот скан странички из книги Шварева, Черкасова Лунный грунт, М.,1975 - там много про запыление. По-моему, в вопросе о запылении ровера вы правы - аналогичные эффекты наблюдались и на Сервейерах.

Страница из книги Шварев, Черкасов, Грунт Луны, М.1975


Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru