От Лиза
К Круг
Дата 19.08.2000 15:15:00
Рубрики Прочее;

re: Образы коммунизма к дискуссии в нити 104

Как любитель фантастики, я читала эти произведения. И вот что хочется по этому поводу сказать.
Утопия Мухина - не коммунистическая. Он и сам это пишет, и это действительно так. Хотя, казалось бы - общинный строй... Много у него интересных, правильных мыслей, и в то же время встречаются, мягко говоря, странные вещи: например, порка как основное средство воспитания детей. А почему не коммунистическая? - Мы-то с вами можем это понять, идеал коммунизма (по крайней мере, у тех, кто учился еще при Советах) в нас еще жив. Дух, если угодно... У Мухина отображена одна сторона коммунизма: разумное, научно обоснованное, общинное устройство жизни. А вторая сторона - свобода духа, постоянное стремление к познанию, стремление ввысь, неудовлетворенность... Так же, как и сочувствие угнетенным других стран, стремление помочь, ощущение всечеловечности, всеобщего братства (то, что некоторые считают "агрессивностью" коммунизма - нет, это не агрессивность, разница большая). Я не почувствовала этого в его книге. Это именно строй торжествующего "здравого смысла".
"Изания" - замечательная книга, прежде всего, как оправдание Сталина. И вообще прекрасное произведение. Но к собственно коммунизму, по-моему, она имеет мало отношения. Пусть меня простят православные, но мне кажется, любая, и православная тоже, церковь, религия уже не может сейчас стать духовной силой, объединяющей людей и ведущей их к прекрасному будущему, тем более - строящей это будущее. Хотя бы потому, что большая часть населения безнадежно далека от религии, и практически нет надежды на возвращение в ее лоно (даже если каждого ребенка воспитывать в религиозном духе, как это делается и на Западе). Хотя, конечно, для очень многих людей религия остается и будет еще долго путем к духовному восхождению, и ради Бога... Но путем индивидуальным.
Вот такие мысли.

От Леонид
К Лиза (19.08.2000 15:15:00)
Дата 20.08.2000 15:33:00

re: Образы коммунизма...

У Мухина интересный проект. Там есть гнсотическо-неоплатонистские мотивы. И Спиноза есть тоже.
Но дело в том, что человек рационален, разумен где-то на 20 %. В остальном он живет иррационально, мифами. Миф же, по определению А.Ф. Лосева, - это выраженая в славах чудесная личнсотная история.
Рационализм - одна из составляющих новоевропейской цивилизации. На мой взгляд, суть состоит в построении цивилизации иной. Вся новоевропейская культура - это ни что иное как критика Средневековья. Надо ломать новоевропейскую цивилизацию, преодолевать рационализм и субъективизм, Декартову логику, ньютоновскую картину мира, теории Нового времени. Коммунистическое общество может быть построено только на примате трансцендентных личностных реальностей. И на критике Нового времени.

От Леонид
К Лиза (19.08.2000 15:15:00)
Дата 20.08.2000 15:22:00

Разве?

А разве на Западе детей воспитывают в религиозном духе? Разумеется, в религиозных семьях так, но, на мой взгляд, Запад гораздо более безрелигиозен, чем Россия.

От Лиза
К Леонид (20.08.2000 15:22:00)
Дата 22.08.2000 01:11:00

re: Разве?

Да, воспитывают, так же, как нас воспитывали в "коммунистическом" - больше по форме, чем по содержанию. В том смысле, что в детские сады ходит священник, что дети переживают праздники Рождества и Пасхи, что во всех школах есть предмет "религия", разделенный по конфессиям, большинство детей крестят (у католиков), благодаря связи школы с церковью дети получают первое причастие (у католиков лет в 8) и конфирмацию. Те, кто обладает даром религиозности от рождения, возможно, переживают это воспитание как что-то существенное, у остальных все благополучно пролетает мимо ушей. А по духу, конечно, Запад более безрелигиозен... Смотря что считать религиозностью. Формально здесь гораздо больше верующих, чем в России.

От Леонид
К Лиза (22.08.2000 01:11:00)
Дата 22.08.2000 12:25:00

re: Разве?

Интересный вопрос - что считать религиозностью. Это прямо для отдельной темы.
Но вот что я по религиозным соображениям не ем свинины - этого наши немецкие родственники и друзья понимают с большим трудом. В семьях, где я жил, не видел никакой религиозности.