От Сергей Кара-Мурза
К All
Дата 03.10.2000 18:33:00
Рубрики Прочее;

178. Ответ Георгию о Тайване и социализме (*)

Нить 162 объявлена закрытой, поэтому отвечаю здесь на вопрос Георгия от 21 сентября по поводу статьи “Я ЗНАЮ ГОРОД БУДЕТ...” (Возможность нового социализма) в газете "Завтра"
zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/00/355/61.html
>У меня вопрос к С. Г. и участникам Форума: в >каком смысле Тайвань является соц. страной?
Я назвал Тайвань в числе обществ-гермафродитов, у которых для определения их генотипа («пола») требуется «хромосомный анализ». Я думаю, что главное - не идеология, а «невысказанное», то есть архетипы, интуитивные представления о человеке и его правах. Протестантская этика (капитализм) очень резко отличается от общинно-клановой (Тайвань). Какие у меня причины сомневаться в капитализме Тайваня? Во-первых, его генезис. Тайвань устроен Гоминданом, который был создан Сун Ятсеном исходя из его «Трех народных принципов». Сами эти принципы - социализм в чистом (но китайском) виде. То, что из Гоминдана выделилась компартия, не говорит еще о разнице их генотипов. Во-вторых, социальная политика. На Тайване очень высок уровень «уравнительства» доходов, он качественно отличен от Южной Кореи и Японии. Это страна «среднего класса», где мало богатых и мало бедных. В-третьих, промышленный рост там организован «на паях» государством и системой малых предприятий (с внешними инвестициями). Малые предприятия по своему генотипу не являются капиталистическими, они «внеформационны», как и крестьянское хозяйство. Поскольку Тайваню пришлось «против КНР» прилепиться к США, все его системы были вынуждены мимикрировать под капитализм. Это возможно и без отказа от социалистического генотипа. Сменится политическая обстановка - и тот же Тайвань, глубоко не изменившись, сможет выглядеть социалистическим.
Понимаю, что все это не жестко, но нам и нет необходимости слишком уж ломать голову над «половой» принадлежностью Тайваня. Важнее решить, каков диапазон сдвига в ту или иную сторону, при котором мы еще не перестаем быть самими собой. При каком количестве изменений происходит необратимая мутация? Моя мысль в том, что перед нами пока еще есть значительное пространство для маневра и компромисса, так что вполне может BILL удовлетворить свои созидательные капиталистические инстинкты, не становясь мироедом. Но это пространство сужается - голодные люди злы. Если бы США не помогли Тайваню, он бы не продержался до стабилизации через приемлемое благосостояние, и у него произошла бы мутация. У нас один ресурс - жирок от СССР. Надо начинать проект, пока этот жирок не проеден окончательно.

От Леонид
К Сергей Кара-Мурза (03.10.2000 18:33:00)
Дата 04.10.2000 23:33:00

Конфуцианская этика

Тайвань ныне - одна из немногих стран (может и единсвеная), где широко распространеено конфуцианство. Причем не только как философская система, но и как религиозная отчасти. (в КНР долгое время господствовал легистский образ мыслей).
Конфуцианская этика строится не на отдельной личности, а на семье. Семья - маленькое государство, а государство, это большая семья.
Именно Конфуций сформулировал настоящий коммунистический принцип - сильным будет только то государство, где богасво распределено равномерно, где люди доверяют друг другу.

От incognito
К Леонид (04.10.2000 23:33:00)
Дата 05.10.2000 00:50:00

“Национальная этика”

Слушайте, а не наврал ли Вебер про “протестантскую этику”? Вы посмотрите на самую протестантскую страну - Германию. Начиная с 1918-го, её бросало от коммунизма к социал-демократии и фашизму. Только при воссоединении немцы узнали что такое капитализм по-американски.
Наши знания о Германии опровергают его тезис.

От Pout
К incognito (05.10.2000 00:50:00)
Дата 05.10.2000 17:49:00

Мир буржуазии

Знаете, я тут все никак не удосужусь найти в сети Хобсбаума. Сабж - это название главы из 2го тома его капитальнойц истории капитализма(сорри). "Век капитала"1814-1875.
Там в частности про этику реальную и идеологическую, и в обоих случаях протестантскую и католическую, новых хозяев жизни. Реальная железно предполагала
само собой разумеюшееся и само собой отмеренное и всеми признанное двоемыслие или там лицемерие, только имманентное, прям по Оруэллу.
Очень здорово пишет и совсем не злобно

От Александр
К incognito (05.10.2000 00:50:00)
Дата 05.10.2000 01:59:00

re: “Национальная этика”

> а не наврал ли Вебер про “протестантскую этику”?
Нет, не наврал. Он писал о тех временах когда небыло ни США, ни Германии, ни возможности эффективно манипулировать всем населением их составных частей. У Вебера описана эмбриология капитализма, а не физиология. С тех пор головастик превратился во взрослого гада, изменившись до неузнаваемости и на место протестантской этики давно и прочно пришла профессиональная. Для каждой профессии своя, разумеется. Физиология капитализма изменилась настолько что Вон Хайек общенациональную этику дорогой к рабству обзывает.