От И.Т.
К И.Т.
Дата 27.12.2016 00:10:56
Рубрики Прочее; Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар;

С.Г.Кара-Мурза. Закрываем тему метанола

С.Г.Кара-Мурза

http://sg-karamurza.livejournal.com/247868.html

Закрываем тему метанола


Обсуждение проблем отравлений метанолом показало, что тема культурного кризиса СССР с 1960-х годов (мы ее когда-то разбирали) как-то не зафиксировалась. И многие представляют СССР вплоть до декабря 1991 г. каким-то монолитом. Многие и не верят, что в 1960-е годы общество изменилось кардинально, и молодежь нового поколения казалось иным народом, а структура общества стала очень гетерогенной. С этим кризисом государство не справилось.

Это был перевал – вниз по другой тропе. А до этого перевала картина мира «советского Просвещения» не успела проникнуть в сознание всего населения. Поэтому говорить, что «и в СССР так же пили политуру» и пр. Это неверное представление – СССР очень быстро изменялся.

Один товарищ пишет на форуме: «Каждые полгода (я служил в 80-х) нам на построении зачитывали приказы такого типа: … Приказываю, не пить антифриз, тормозную жидкость, метанол, технический спирт, ... пр., пр. и пр…
Вообще, по-моему уровень образованности трудящихся в алкогольном вопросе как-то преувеличивается. У нас русский! боец на карте СССР не мог показать. А чем отличается метанол от этанола. Он, совсем не знал».
Это проявление невежества и крах СССР диалектически связаны. Мы это должны учитывать. Конечно, резкая смена властной верхушки КПСС была выстрелом в затылок невооруженному советскому обществу. Но важны и предпосылки.
Для подрыва жизнеспособности России был важен тот факт, что, подняв к власти, а потом и к собственности мещанство, государство подорвало (если не пресекло) воспроизводство интеллигенции. Мещанство — ее антипод, экзистенциальный враг.

Социолог О.К. Степанова пишет: «Антитезой “интеллигенции” в контексте оценки взаимоотношения личности и мира идей, в том числе – идей о лучшем социальном устройстве, являлось понятие “мещанство”. Об этом прямо писал П. Милюков [в сборнике «Интеллигенция в России»]: “Интеллигенция безусловно отрицает мещанство; мещанство безусловно исключает интеллигенцию”…

Интеллигенция в России появилась как итог социально-религиозных исканий, как протест против ослабления связи видимой реальности с идеальным миром, который для части людей ощущался как ничуть не меньшая реальность. Она стремилась во что бы то ни стало избежать полного втягивания страны в зону абсолютного господства “золотого тельца”, ведущего к отказу от духовных приоритетов. Под лозунгами социализма, став на сторону большевиков, она создала, в конечном итоге, парадоксальную концепцию противостояния неокрестьянского традиционализма в форме “пролетарского государства” – капиталистическому модернизму» [Степанова О.К. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени // СОЦИС, 2003, № 1].

Ход утраты культурной гегемонии советским историческим типом – важный процесс истории. Этот процесс можно проследить по динамике когнитивной активности рабочих. В 1922 году продолжительность рабочего времени в СССР сократилась по сравнению с 1913 годом на 537 часов. Люди их использовали, первым делом, на самообразование. Затраты времени на самообразование с 1923 по 1930 год выросли с 12,4 до 15,1 часа в неделю. С середины 60-х годов начался резкий откат. Среди работающих мужчин г. Пскова в 1965 году 26% занимались повышением уровня своего образования, тратя на это в среднем 5 часов в неделю (14,9%) своего свободного времени. В 1986 году таких осталось 5% и тратили они в среднем 0,7 часа в неделю (2,1%) свободного времени. К 1997/98 годах таких осталось 2,3% [Патрушев В. Жизнь горожанина (1965-1998). М.: Academia. 2001].

В общем, советский культурно-исторический тип сник в 70-80-е годы, а потом был загнан в катакомбы. Эта смена культурно-исторического типа и предопределила резкую утрату жизнеспособности России как культуры. Та общность, которая стала господствовать в России, не обладает творческим потенциалом и системой ценностей, которые необходимы, чтобы «держать» страну, а тем более сплотить общество для развития.

В результате давления доминирующей общности и происходят сдвиги к невежеству. Для того, чтобы остановить этот процесс, нужны новые институты и социальные формы, иной дискурс и логика. Эту работу может делать союз той части интеллигенции, которая чувствует эту угрозу, с государством – в постоянном диалоге. Пока для этого нет условий, но хотя бы в малых группах надо проектировать эти условия.
Пока не разбегутся те, кто читают эти сообщения, будем вести этот ЖЖ.

От Руслан
К И.Т. (27.12.2016 00:10:56)
Дата 27.12.2016 12:44:21

невежество - результат, причина другая

>Один товарищ пишет на форуме: «Каждые полгода (я служил в 80-х) нам на построении зачитывали приказы такого типа: … Приказываю, не пить антифриз, тормозную жидкость, метанол, технический спирт, ... пр., пр. и пр…
>Вообще, по-моему уровень образованности трудящихся в алкогольном вопросе как-то преувеличивается. У нас русский! боец на карте СССР не мог показать. А чем отличается метанол от этанола. Он, совсем не знал».
>Это проявление невежества и крах СССР диалектически связаны. Мы это должны учитывать. Конечно, резкая смена властной верхушки

Кстати, знакомые этого солдата рассказывали, что знали его деда, он был достаточно образованный интересовался политикой, газеты читал.

Вообще я попал в армию со студенческой скамьи в середине 80-х. Тогда стали массово призывать студентов прямо во время обучения.
Интересно было наблюдать за студентами попавшими в незнакомую обстановку. Могу сказать, что господствующей средой были работяги и колхозники. Разговоры в казарме были о бабах, о том кто как нажирался, и кто кому давал по харе на гражданке, ну и о произошедшем на службе. Студенты быстро мимикрировали. Помню встретил студента своего института и тот завёл опять ту же шарманку о том как они пили в общаге и про пивной ларёк. Мне он сразу стал не интересен. Как то я сдуру оставил учебник по матлогике в казарме. Народ рассказал что солдаты рассматривали книжку ничего не поняли и чуть было не стали выдирать страницы на туалетную бумагу. Спасибо мой друг её отнял. Обычно для этой цели использовали устав.

Насчёт "тяги к знаниям". Такое ощущение, что тяга к знаниям сильно угасала в 70-е 80-е и сменилась тягой к вещам, как чего достать и как пролезть. Коллективизм сменился индивидуализмом. Учителя пытались продвигать коллективизм, но часто получалась только истерика. В 90-е мои знакомые ринулись в "бизнес". Из моей группы меньшинство работает по специальности (20%). В школе в технических кружках занималось меньшинство 10%. Школа была обычная, но хорошая.

Если кратко сказать, то очень многие люди благодарны произошедшей революции что она разрешила людям встать на четыре ноги и начать хрюкать, к чему они всей душой стремились. Поздне-коммунистическое государство тщетно пыталось этого не допустить, но пало под мощным напором большой части народа и номенклатуры желающей "праздника".

Видимо после революции и после войны была какая-то волна на "повышение" с чем я знаком по фильмам и по результатам :) потом она покатилась вниз.





От self
К Руслан (27.12.2016 12:44:21)
Дата 27.12.2016 20:30:15

быдловедение вам поможет

>Видимо после революции и после войны была какая-то волна на "повышение" с чем я знаком по фильмам и по результатам :) потом она покатилась вниз.

если в чашке Петри поддерживать специальные (№1) условия, то будут развиваться e.coli с заданными свойствами, если спецуловие №1 заменить на спецусловия №2, то одни штамы погибнут, зато другие пойдут в рост.
Что-то есть в этом удивительное?
Что не так с нашим стадом баранов обществом? Оно чем-то отличается от e.coli по большому счёту?

какие-то знакомые нотки, не находите:
> Для подрыва жизнеспособности России был важен тот факт, что, подняв к власти, а потом и к собственности мещанство, государство подорвало (если не пресекло) воспроизводство интеллигенции. Мещанство — ее антипод, экзистенциальный враг

вот только меня всегда смущает в таких речах, что абстрактное постоянно смешивается с конкретным, что пахнет не наукой, а каким-то вуду - вот у нас тут конкретные мещане, конкретные солдаты, конкретные учёные и какое-то загадочное, необъяснимая и, вероятно, непознаваемая сущность, именуемая "государство".




От Sereda
К Руслан (27.12.2016 12:44:21)
Дата 27.12.2016 17:13:06

В 70-е-80-е обстановка была просто удушающей



>Насчёт "тяги к знаниям". Такое ощущение, что тяга к знаниям сильно угасала в 70-е 80-е и сменилась тягой к вещам, как чего достать и как пролезть. Коллективизм сменился индивидуализмом.

В 70-е-80-е обстановка была просто удушающей. Только и разговоров о том что где "схвачено" и как "упаковаться".

Народ просто дурел от "дефицита". Вкупе с официозом и комсомольскими ритуалами это бормотуха была для мозгов, не хуже одеколона с карбофосом.

Потому я сильно завидую сегодняшней молодёжи. У них совсем другая жизнь. Они себе не представляют, что это значило - жить тогда. Наше поколение и сейчас по большому счёту "на голову пришибленное".

От vld
К Sereda (27.12.2016 17:13:06)
Дата 27.12.2016 19:14:10

Re: В 70-е-80-е...

>В 70-е-80-е обстановка была просто удушающей. Только и разговоров о том что где "схвачено" и как "упаковаться".

>Народ просто дурел от "дефицита". Вкупе с официозом и комсомольскими ритуалами это бормотуха была для мозгов, не хуже одеколона с карбофосом.

Ну как Вам ксказать, мой маленький балилла. Разный народ был. Но в общем к переходу в консьюмеристскую экономику был морально готов.

>Наше поколение и сейчас по большому счёту "на голову пришибленное".

Целиком и полностью разделяю Ваше мнение :)


От Игорь
К Sereda (27.12.2016 17:13:06)
Дата 27.12.2016 17:40:05

Сегодня зато кровавый свежачок



>>Насчёт "тяги к знаниям". Такое ощущение, что тяга к знаниям сильно угасала в 70-е 80-е и сменилась тягой к вещам, как чего достать и как пролезть. Коллективизм сменился индивидуализмом.
>
>В 70-е-80-е обстановка была просто удушающей. Только и разговоров о том что где "схвачено" и как "упаковаться".

>Народ просто дурел от "дефицита". Вкупе с официозом и комсомольскими ритуалами это бормотуха была для мозгов, не хуже одеколона с карбофосом.

>Потому я сильно завидую сегодняшней молодёжи. У них совсем другая жизнь.

Ага, в окопах на Донбассе после принудительной мобилизации. Или в поездках в поисках работы. Или в заготовках леса на отопление зимой.

>Они себе не представляют, что это значило - жить тогда. Наше поколение и сейчас по большому счёту "на голову пришибленное".

За чем же дело стало? Запишитесь в тербат, там поколение не пришибленное на голову, и кормите вшей в окопах и блиндажах хоть до посинения. Скучно станет - бегайте штурмовать Дебальцево. А тогда да - тогда все это и в стращном сне было трудно себе представить.

От vld
К Игорь (27.12.2016 17:40:05)
Дата 27.12.2016 19:16:36

соб-сно вступлюсь за маленького балиллу в каком-то смысле

а то запинали тут его совсем. То, Что 70-80-е породили идеологический и экономический кризис, очевидно, тут не ходи к гадалке, но верно и то что выход из кризиса был препакостнейшим, наш маленький балилла пытается убедить себя и нас, тчо "все правильно сделали", но у него неубедительно выходит.

От Sereda
К И.Т. (27.12.2016 00:10:56)
Дата 27.12.2016 02:05:20

Что есть "самообразование"?


>Ход утраты культурной гегемонии советским историческим типом – важный процесс истории. Этот процесс можно проследить по динамике когнитивной активности рабочих. В 1922 году продолжительность рабочего времени в СССР сократилась по сравнению с 1913 годом на 537 часов. Люди их использовали, первым делом, на самообразование. Затраты времени на самообразование с 1923 по 1930 год выросли с 12,4 до 15,1 часа в неделю. С середины 60-х годов начался резкий откат. Среди работающих мужчин г. Пскова в 1965 году 26% занимались повышением уровня своего образования, тратя на это в среднем 5 часов в неделю (14,9%) своего свободного времени. В 1986 году таких осталось 5% и тратили они в среднем 0,7 часа в неделю (2,1%) свободного времени. К 1997/98 годах таких осталось 2,3% [Патрушев В. Жизнь горожанина (1965-1998). М.: Academia. 2001].

Что есть "самообразование"? Бегать с "Кратким курсом..." ибо по должности надо "сдавать" - это самообразование? (пример реальный)

Ну допустим.

В 1920-е-30-е, когда индустриализация запустила быструю социальную перестройку, это было необходимостью. Для крестьянина прибывшего работать в город узнать, что вещества состоят из атомов это было ново, интересно, необходимо. Тем более было необходимо узнать кто был лидерами Парижской Коммуны, если тебя об этом на чистке будут спрашивать. Я бы сказал, что это был основной канал "самообразования" в то время. Все карьеристы и шкурники готовились вступать в комсомол.

Но в 1960-е те базовые знания, которые по необходимости узнавали в порядке "самообразования", уже преподавались в школьном курсе. Чему "самообразовываться"?

Конечно, можно "самообразовываться" и дальше. Но мотив?

Карьера? Вряд ли. Система не давала особо широкого простора для реализации инициатив. Ни по возможностям ни по вознаграждению.

Интерес? Тоже вряд ли. Из-за идеологических ограничений материал для "самообразования" был весьма пресным.


От Берестенко М.К.
К Sereda (27.12.2016 02:05:20)
Дата 27.12.2016 20:11:30

Re: А слабо сделать доброе дело?



А слабо сделать доброе дело? Что-нибудь не во вред, а ради созидания?
Ведь вроде бы не праздный вопрос
>Что есть "самообразование"?
Почему бы не поехать дальше от него в направлении решения нужных народу проблем?
Например:
1. Дать краткое и ясное определение самообразования. Пристыдите Кара-Мурзу, что он сам не увидел такое простое и чёткое определение.
2. Привести примеры успешного самообразования – на своём опыте или на примере знакомых, на примере исторических личностей или литературных героев.
3. Современная жизнь требует от человека не только усвоить предложенные учебные программы, но и непрерывного самообразования в течении всей жизни. Раскопать, что и кто мешает большинству людей делать это.
4. Телевидение и Интернет открывают необозримые возможности для самообразования. А делается всего лишь с гулькин нос. Где передачи типа «Занимательной физики» Перельман или «Шагов по росе» Василия Пескова? Кто вместо этого суёт в наши глаза и уши обнаглевшую рекламу и сопливые «ток-шоу»?
Кого надо убрать от
кормушек, кто может
организовать такое дело?
5. В моей книге в главе «Созидание соборной личности» есть предложение создавать музейно-педагогические комплексы. Они должны помогать школьникам найти своё призвание и дальше «самообразовываться» в соответствии с ним. Докажите, что это несусветная чушь дундука Берестенко, у которого, по утверждению великого А.Б., сплошная глупость, замкнувшаяся в кольцо.

Работать на разрушение просто, на созидание – намного сложнее. Вы сами можете поставить оценку своей работе, сосчитав количество пунктов, на которые дали убедительные ответы.

От vld
К Берестенко М.К. (27.12.2016 20:11:30)
Дата 30.12.2016 12:52:52

Re: А слабо...

>4. Телевидение и Интернет открывают необозримые возможности для самообразования. А делается всего лишь с гулькин нос. Где передачи типа «Занимательной физики» Перельман или «Шагов по росе» Василия Пескова? Кто вместо этого суёт в наши глаза и уши обнаглевшую рекламу и сопливые «ток-шоу»?

Есть целый канал Наука 2.0, например, и не только. Есть куча образовательных программ от "ненаших" каналов - Дискавери, BBC-шные фильмы зело хороши etc. Было бы желание смотреть.

>5. В моей книге в главе «Созидание соборной личности» есть предложение создавать музейно-педагогические комплексы. Они должны помогать школьникам найти своё призвание и дальше «самообразовываться» в соответствии с ним.

Они вообще-то есть. Кластер кружков и школ выходного дня в Москве. например, есть вокруг Политехнического музея, Москвариума, Московского Зоопарка, Планетария etc, огромное количество детей занимаются, и весьма энергично и плодотворно. Я уж не говорю за кружки и факультативы при различных НИИ. У нас два раза в неделю по полста детей полы пачкают.

От Durga
К vld (30.12.2016 12:52:52)
Дата 31.12.2016 04:01:49

Re: А слабо...

Привет
>Они вообще-то есть. Кластер кружков и школ выходного дня в Москве. например, есть вокруг Политехнического музея, Москвариума, Московского Зоопарка, Планетария etc, огромное количество детей занимаются, и весьма энергично и плодотворно. Я уж не говорю за кружки и факультативы при различных НИИ. У нас два раза в неделю по полста детей полы пачкают.


Это где это у вас?
*** Национализм - зло, капитализм - зло. Не веришь - смотри на Украину

От Руслан
К Sereda (27.12.2016 02:05:20)
Дата 27.12.2016 12:52:06

бывают радиолюбители и любители радио (-)